Градации исполнителей web-разработки от фрилансеров к топовым студиям

Как и любой другой сформировавшийся рынок услуг, рынок веб-разработки поддаётся структуризации. Несмотря на это, до сих пор нет мануала, чек-листа, инструкции - называйте это, как хотите, способного помочь «новичку-заказчику», не потерять деньги на этапе выбора исполнителя, и технологий.

Давайте немного побудем в роли пытливого, заказчика, назовем его Иваном, впервые испытывающего удачу в разработке собственного IT-продукта. Первым делом, вне зависимости от задачи мы скорее всего отправимся в поисковик.

Такие рынки, как веб-разработка, с высокой конкурентностью и низким порогом вхождения, изобилуют предложением, и как правило все настолько похожи друг на друга – товары, услуги, методы продвижения, что потребителю трудно идентифицировать ту или иную компанию. По сайтам из поисковой выдачи, определить где лидер рынка, а где студия однодневка, состоящая из вчерашних одноклассников невозможно, если вам заранее неизвестны имена компаний.

Дав образовавшейся в голове Ивана химере, такую классификацию как веб-студия, мы снова отправимся в поисковик, только с более конкретной целью, постараемся найти топ веб-студий, основанный на чëм-то более существенном чем сайт. Куда-бы мы не попали: tagline, ruward, ratingruneta, ситуация будет похожа, практически одни и те же имена.

Если ваш звонок в студию, с первых позиций, не оборвался после озвучивания бюджета - последующий диалог будет проходить практически по одному сценарию. С каждым последующим прохождением такого цикла, состоящего из обсуждения проекта, и получения коммерческого предложения, вы будете биться о неподъемный ценник до тех пор, пока не наткнетесь на отдел продаж работающий немного лучше, чем в остальных студиях, где вам заботливо посоветуют спуститься с небес, и поискать исполнителей дешевле, например на фрилансе, и объяснят, что топ, не лучшее место для поиска исполнителя, с таким проектом и бюджетом, так как он нерелевантный, ни для вас, ни для студии.

С непониманием, какого черта так дорого Иван отправится исследовать фриланс. Фриланс одарит еще большим количеством непонимания, например, как фрилансер справляется с объемом работ целой студии за более короткий срок, и почему просит за это чудо такие смешные деньги.

В сухом остатке перед нами будет определенная градация исполнителей от племянника, ковыряющего после уроков php, и способного поприветствовать мир на десяти разных языках программирования, до студии Артемия Лебедева, и тут самое главное не перепутать. Как правило потребности заказчиков, четко соотносятся с этими градациями, и дать племяннику определенную задачу, бывает очень рационально.

Практическая часть

На протяжении дальнейшего построения портрета каждого исполнителя, с которым мы встретились выше, нас будут сопровождать три основных критерия, которые четко варьируются в зависимости от положения исполнителя в иерархии - это цена, качество, риски.

Фриланс однозначно многогранен и найти здесь можно кого угодно, сперва может показаться, что это одна большая лотерея, и выбирать тут можно с закрытыми глазами, наугад, но это не так. Фриланс также поддается структуризации, и тоже делится на категории.

Планктон фриланса - это новички, которые только начинают развиваться в IT. Из-за низкого порога вхождения, применить свои навыки на боевых проектах становится очень заманчиво, особенно для людей только закончивших соответствующие курсы. При поиске исполнителя, вас как правило, тоже выбирают и вы должны понимать мотивацию исполнителя. Конкретно этой категории, с трудом достаются новые проекты, из-за отсутствия портфолио и компетенции. И целью, как правило является набор опыта.

Ничего плохого в сотрудничестве с этой категорией нет, особенно если вы преследуете благие цели и не против, чтобы на вашем проекте потренировались. Плюсом будет низкий бюджет, но качество и риски будут нивелировать это преимущество.

Фрилансеры - значительно более уверенные исполнители относительно первой категории. Идеальный вариант, если ваша задача подразумевает работу только одного определенного специалиста: дизайнера, верстальщика, программиста и тд.

В студиях над вашей задачей будут работать люди с такой же квалификацией, следовательно если вы готовы напрямую общаться с исполнителем и принимать все риски, связанные с личным общением - вы избавите себя от переплаты, и решение вашей задачи обойдется вам по такой же цене, по которой оно бы обошлось студии, то есть по себестоимости.

Небольшое лирическое отступление, без которого сложно будет объяснить наличие следующих категорий на рынке. Раньше сайты представляли из себя небольшие информационные страницы, с минимальным оформлением. Для разработки подобного, было достаточно пару часов почитать соответствующие материалы, и вуаля, вы в телевизоре. Сегодня, процесс разработки делится на несколько этапов, у каждого этапа несколько вариантов развития, и на каждый этап нужен определенный специалист, и за всем этим конвейером должен кто-то следить.

Команды - обычно включают в себя предыдущие категории исполнителей, и образуются именно по вышеописанной причине - не может один человек быть хорошим дизайнером, верстальщиком и программистом одновременно.

Команды отличаются от студий внутренней организацией, и квалификацией кадров, что напрямую влияет на цену и риски. При должном отношении к поиску команды, и небольшой удаче, можно реализовать свой проект, значительно сэкономив, и получить качество, которое вы получили бы в студии.

Некоторые команды, формируются в следствии вынужденной кооперации новичков, это можно больше похоже на «командный фриланс», нежели на полноценную команду. Как правило на то, чтобы дорасти до статуса команды, выработать какое-то позиционирование, и систему по работе с клиентом, у этой категории уходит несколько лет, в ином случае они просто перестают существовать.

Студии - если команды закрывают собой потребность в кооперации нескольких специалистов при разработке проекта, то студии закрывают вопросы менеджмента и контроля этой кооперации. Если сравнивать с командой, то в студии ваши потребности раскрывает и доносит до разработчика менеджер, при работе с командой скорее всего эту роль будет выполнять один из разработчиков, или вы вовсе будете раскрывать свои потребности самостоятельно. По мере роста масштаба проекта, растет и количество специалистов, после определенной планки, менеджер это такая же необходимая позиция, как дизайнер и программист, потому-что в некоторых вопросах только менеджер может правильно понять клиента, донести до разработчика, и наоборот.

Естественно наличие менеджера, и, правовой статус не делает команду студией, есть много тонкостей, но как правило в студии вы платите именно за эти хорошо отлаженные процессы, минимизирующие риски.

Вывод

Также, как студии отличаются от команд, представители внутри этих категорий отличаются друг от друга. Студии, и команды разные по позиционированию, нацелены на разработку разных продуктов, используют разные технологии, и работают в рамках разных бюджетов. Вы легко найдете команду дороже студии, и также легко найдете студию, в которой вам сначала назовут многомиллионный ценник, а потом вежливо поинтересуются какой у вас проект.

Для некоторых студий, фриланс также является одним из источников клиентов. Команды в свою очередь могут использовать методы продвижения свойственные студиям. Поэтому будьте готовы встретить исполнителей вне их привычной среды обитания.

Определенной задаче, определенный исполнитель, это правило действуют везде.

Не стоит нанимать команду Артемия для заполнения карточек товаров в вашем интернет-магазине, не потому-что Артемий в этом плох, а потому что вся прибыль вашего интернет-магазина уйдет на зарплату команде. Также не следует давать сложную задачу племяннику, потому-что ему не хватит профессиональных компетенций для ее реализации.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда