Что такое чат-боты и как их сделать без навыков программирования

Новички-разработчики программ в бизнес-сфере слышали про чат-ботов, но не все знают, что это такое. Также маркетологи и сммщики, начинающие работать с искусственным интеллектом, иногда не до конца не понимают, зачем нужны чат-боты.

Я расскажу на своем опыте, что такое чат-боты и как их делать за 15 минут без каких-либо навыков программирования в сервисе Botman. Если тема заинтересует, то можете пройти обучение.

Что такое чат-боты

Под чат-ботом понимают программу или нейросеть, разработанную для автоматического общения с пользователями через текстовые сообщения, а также для голосовой связи, отправки фото, видео или опросов. Целью чат-ботов является взаимодействие с людьми и предоставление ответов на их вопросы, выполнение команд, отправка информации или ведение диалогов.

Пример чат-бота в конструкторе
Пример чат-бота в конструкторе

Пользователи встречают чат-ботов в интернет-магазине при заказе товаров или проведении оплаты. Они заменяют людей в технической поддержке на сайтах компаний. Их встраивают в мессенджеры, приложения и другие платформы коммуникации.

Чат-боты используют искусственный интеллект для понимания и анализа текстовых запросов пользователя и предоставления соответствующих ответов. Ботов применяют в бизнесе для обслуживания клиентов, так как они могут избавить менеджеров от рутины в принятии заказов и общении с пользователями. В отличие от человека, они умеют работать круглосуточно.

Пример, как выглядит бот для создания сказок в Телеграм
Пример, как выглядит бот для создания сказок в Телеграм

Как в бизнесе используют чат-ботов

Чат-боты и автоворонки используют в бизнесе для привлечения и удержания целевой аудитории. Они собирают информацию о посетителях, и на основе полученных данных маркетологи составляют портрет аудитории интернет-магазина, маркетплейса или другого ресурса.

Собранные данные помогают улучшать сценарий работы чат-ботов. Некоторые боты умеют самостоятельно обучаться, используя полученные ответы от пользователей. Такой искусственный интеллект сложно отличить от человека при разговоре или при переписке с ним.

Например, можно начать с подписной страницы и привлекать трафик на свои курсы/продукты:

Чат-ботов используют в маркетинге и продажах

  • Генерация лидов: чат-боты предоставляют клиентам релевантную информацию о продукте или товаре.
  • Поддержка при покупке продукции, которую продает компания-производитель или интернет-магазин.
  • Боты помогают пользователям покупать продукты, рекомендуют, какой товар выбрать для определенных целей. Они умеют завершать сделки: проводят денежные транзакции, отсылают цифровой товар на почту клиента.

С помощью чат-ботов автоматизируют задачи бизнеса

  • Бот умеет составлять расписания и уведомления и оповещать о важных событиях сотрудников компании, руководителей. Они напоминают о встречах и задачах компании.
  • Они управляют процессом заказа и отслеживают статус доставки.
  • Чат-ботов интегрируют с компьютерными системами, такими как CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), чтобы автоматизировать рабочие процессы.

Чат-ботов используют в обучении и образовании для онлайн-школ

  • Чат-боты отвечают на вопросы студентов, предоставляют учебные материалы и проводят тестирование.
  • Боты обучают новых сотрудников и дают информацию о внутренних процессах компании.

С помощью ботов собирают обратную связь, также они умеют анализировать аудиторию и предоставлять по требованию человека ключевые метрики и отчеты о производительности бизнеса.

Пример бизнес-бота в конструкторе
Пример бизнес-бота в конструкторе

Виды чат-ботов

Разработчики классифицируют чат-ботов:

  • по алгоритмам развития – примитивные или развивающиеся;
  • по методу общения – текстовые, кнопочные, голосовые;
  • по способу решения задач – коммуникационные, функциональные.

Классификация чат-ботов по алгоритмам развития:

  • примитивные. Работают строго по вложенному в них маркетологом или разработчиком скрипту. Если диалог с клиентом заходит в тупик, они просят пользователя подождать и зовут на помощь оператора для разрешения проблемы человека;
  • развивающиеся с помощью искусственного интеллекта. При общении с человеком эти боты используют нейросеть: она анализирует действия и ответы человека, подбирает правильные способы разрешения проблемы, которую задал пользователь.

Классификация видов чат-ботов по методу общения:

  • текстовые. Отвечают на вопросы пользователя с помощью текста. Клиент же может задавать вопросы голосом или текстом;
  • кнопочные. Таких ботов используют в викторинах, они выдают несколько вариантов ответов в виде кнопок пользователю. Человек кликает по кнопке, и цикл повторяется снова, пока не закончится викторина.

Существуют еще функциональные и коммуникационные. Первые, помимо общения с пользователем, умеют отправлять цифровой товар ему на почту, оформлять купленный пользователем продукт, принимать оплату.

Вторые – коммуникационные – способны только общаться с пользователем, задавать вопросы человеку и отвечать на его вопросы.

Лучший сервис для создания чат-ботов бесплатно и без знания программирования

Перед созданием чат-бота необходимо определить его тематику, иначе он не сможет взаимодействовать с аудиторией. Поэтому лучше заранее прописать сценарий, по которому впоследствии разработчик будет создавать бота.

Для создания чат-бота в социальной сети ВКонтакте или мессенджере Телеграм и внедрения сценария необходимо выбрать сервис. Используя конструктор, можно сделать чат-бота даже без умения писать код.

Botman

На первом в России стоит Botman. По отзывам пользователей – это многофункциональный сервис. В нем есть пробный период: в течение этого времени разработчик может определить, нравится ли ему создавать чат-ботов в этом сервисе или лучше подыскать другой.

Что такое чат-боты и как их сделать без навыков программирования

Интерфейс Botman русифицированный, что упрощает взаимодействие с ним. Тарифные планы – от 390 рублей.

Перед тем как начать работать в Botman, необходимо зарегистрироваться в нем. Процедура регистрации такова:

1. Кликнуть по кнопке «Регистрация».

2. Прописать электронный ящик и придумать пароль.

3. Кликнуть по кнопке «Зарегистрироваться» внизу.

Теперь можно создавать чат-ботов под разные цели бизнеса.

Полезное видео о том, как подключить Telegram к сервису BotMan:

Если вы хотите создать бота для ВК:

Примеры сценариев

Теперь начинающие разработчики знают, какие бывают чат-боты и что они умеют делать. Осталось познакомиться только с примерами сценариев для ботов, которые помогут составить свои собственные варианты взаимодействия с пользователями и клиентами.

Разработчики пишут сценарии, которые используют для разговора чат-бота с человеком. Сценарии для разных сфер обслуживания будут отличаться друг от друга.

Вот пример чат-бота по лид магниту:

Что такое чат-боты и как их сделать без навыков программирования

Поэтому при создании чат-бота важно учитывать, в какой сфере он будет работать, что предлагать и что продавать пользователям.

Пример сценария в визуальном конструкторе чат-ботов Botman.pro: вы просто можете двигать блоки и задавать нужные команды для бота.

Что такое чат-боты и как их сделать без навыков программирования

Продажа товаров в маркетплейсе

  • оповещение клиента о наличии товара и его характеристиках;
  • помощь в добавлении товара в корзину и оформление заказа, принятие оплаты;
  • предоставление рекомендаций похожих товаров, основанных на предыдущих покупках

Чат-боты в сфере образования

  • информирование пользователя о конкретных учебных материалах, ответы на вопросы будущего или нынешнего ученика;
  • предоставление интерактивных учебных заданий и проверка работ учащегося;
  • отправка уведомлений о предстоящих уроках и заданиях

Бронирование гостиниц, туристический бизнес

  • уведомления о местоположении гостиниц, информирование клиента о доступных номерах;
  • помощь в бронировании номера и подтверждение бронирования;
  • информирование о дополнительных услугах в гостинице

Медицина и все, что с ней связано

  • запись клиента на прием к врачу с указанием желаемой даты и специальности врача;
  • советы по уходу за здоровьем и лечению определенных симптомов;
  • напоминания о предстоящих визитах и лекарственных рецептах, прописанных доктором

Банковская сфера: отделы по работе с клиентами

  • помощь в проверке баланса счета клиента и информирование о последних транзакциях;
  • помощь с переводами между счетами и платежами;
  • информирование о процентных ставках и кредитных предложениях

Рестораны, кафе

  • советы по меню, уведомления о специальных предложениях и ценах;
  • помощь в заказе еды и напитков для доставки или самовывоза;
  • информирование о часах работы и местоположении ресторана

Что лучше: сервисы или написание ботов на Python

Если навыков нет, то создавать чат-ботов можно и с использованием сервисов, а вот написание ботов на Python может понадобиться, если вы создаете какой-то мегакрутой или замороченный проект.

При работе с сервисами не нужно разбираться в программировании: пользователь, не умеющий писать код, сможет быстро собрать полноценного чат-бота в любом из описанных выше конструкторов.

В сервисах пользователь создает чат-бота по блокам. Ему нужно только прописать вовлекающий клиента сценарий и расположить блоки в таком порядке, в котором чат-бот сможет естественно общаться с человеком.

Начать дискуссию