Что такое чат-боты и как их сделать без навыков программирования
Новички-разработчики программ в бизнес-сфере слышали про чат-ботов, но не все знают, что это такое. Также маркетологи и сммщики, начинающие работать с искусственным интеллектом, иногда не до конца не понимают, зачем нужны чат-боты.
Что такое чат-боты
Под чат-ботом понимают программу или нейросеть, разработанную для автоматического общения с пользователями через текстовые сообщения, а также для голосовой связи, отправки фото, видео или опросов. Целью чат-ботов является взаимодействие с людьми и предоставление ответов на их вопросы, выполнение команд, отправка информации или ведение диалогов.
Пользователи встречают чат-ботов в интернет-магазине при заказе товаров или проведении оплаты. Они заменяют людей в технической поддержке на сайтах компаний. Их встраивают в мессенджеры, приложения и другие платформы коммуникации.
Чат-боты используют искусственный интеллект для понимания и анализа текстовых запросов пользователя и предоставления соответствующих ответов. Ботов применяют в бизнесе для обслуживания клиентов, так как они могут избавить менеджеров от рутины в принятии заказов и общении с пользователями. В отличие от человека, они умеют работать круглосуточно.
Как в бизнесе используют чат-ботов
Чат-боты и автоворонки используют в бизнесе для привлечения и удержания целевой аудитории. Они собирают информацию о посетителях, и на основе полученных данных маркетологи составляют портрет аудитории интернет-магазина, маркетплейса или другого ресурса.
Собранные данные помогают улучшать сценарий работы чат-ботов. Некоторые боты умеют самостоятельно обучаться, используя полученные ответы от пользователей. Такой искусственный интеллект сложно отличить от человека при разговоре или при переписке с ним.
Например, можно начать с подписной страницы и привлекать трафик на свои курсы/продукты:
Чат-ботов используют в маркетинге и продажах
- Генерация лидов: чат-боты предоставляют клиентам релевантную информацию о продукте или товаре.
- Поддержка при покупке продукции, которую продает компания-производитель или интернет-магазин.
- Боты помогают пользователям покупать продукты, рекомендуют, какой товар выбрать для определенных целей. Они умеют завершать сделки: проводят денежные транзакции, отсылают цифровой товар на почту клиента.
С помощью чат-ботов автоматизируют задачи бизнеса
- Бот умеет составлять расписания и уведомления и оповещать о важных событиях сотрудников компании, руководителей. Они напоминают о встречах и задачах компании.
- Они управляют процессом заказа и отслеживают статус доставки.
- Чат-ботов интегрируют с компьютерными системами, такими как CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), чтобы автоматизировать рабочие процессы.
Чат-ботов используют в обучении и образовании для онлайн-школ
- Чат-боты отвечают на вопросы студентов, предоставляют учебные материалы и проводят тестирование.
- Боты обучают новых сотрудников и дают информацию о внутренних процессах компании.
С помощью ботов собирают обратную связь, также они умеют анализировать аудиторию и предоставлять по требованию человека ключевые метрики и отчеты о производительности бизнеса.
Виды чат-ботов
Разработчики классифицируют чат-ботов:
- по алгоритмам развития – примитивные или развивающиеся;
- по методу общения – текстовые, кнопочные, голосовые;
- по способу решения задач – коммуникационные, функциональные.
Классификация чат-ботов по алгоритмам развития:
- примитивные. Работают строго по вложенному в них маркетологом или разработчиком скрипту. Если диалог с клиентом заходит в тупик, они просят пользователя подождать и зовут на помощь оператора для разрешения проблемы человека;
- развивающиеся с помощью искусственного интеллекта. При общении с человеком эти боты используют нейросеть: она анализирует действия и ответы человека, подбирает правильные способы разрешения проблемы, которую задал пользователь.
Классификация видов чат-ботов по методу общения:
- текстовые. Отвечают на вопросы пользователя с помощью текста. Клиент же может задавать вопросы голосом или текстом;
- кнопочные. Таких ботов используют в викторинах, они выдают несколько вариантов ответов в виде кнопок пользователю. Человек кликает по кнопке, и цикл повторяется снова, пока не закончится викторина.
Существуют еще функциональные и коммуникационные. Первые, помимо общения с пользователем, умеют отправлять цифровой товар ему на почту, оформлять купленный пользователем продукт, принимать оплату.
Вторые – коммуникационные – способны только общаться с пользователем, задавать вопросы человеку и отвечать на его вопросы.
Лучший сервис для создания чат-ботов бесплатно и без знания программирования
Перед созданием чат-бота необходимо определить его тематику, иначе он не сможет взаимодействовать с аудиторией. Поэтому лучше заранее прописать сценарий, по которому впоследствии разработчик будет создавать бота.
Для создания чат-бота в социальной сети ВКонтакте или мессенджере Телеграм и внедрения сценария необходимо выбрать сервис. Используя конструктор, можно сделать чат-бота даже без умения писать код.
Botman
На первом в России стоит Botman. По отзывам пользователей – это многофункциональный сервис. В нем есть пробный период: в течение этого времени разработчик может определить, нравится ли ему создавать чат-ботов в этом сервисе или лучше подыскать другой.
Интерфейс Botman русифицированный, что упрощает взаимодействие с ним. Тарифные планы – от 390 рублей.
Перед тем как начать работать в Botman, необходимо зарегистрироваться в нем. Процедура регистрации такова:
1. Кликнуть по кнопке «Регистрация».
2. Прописать электронный ящик и придумать пароль.
3. Кликнуть по кнопке «Зарегистрироваться» внизу.
Теперь можно создавать чат-ботов под разные цели бизнеса.
Полезное видео о том, как подключить Telegram к сервису BotMan:
Если вы хотите создать бота для ВК:
Примеры сценариев
Теперь начинающие разработчики знают, какие бывают чат-боты и что они умеют делать. Осталось познакомиться только с примерами сценариев для ботов, которые помогут составить свои собственные варианты взаимодействия с пользователями и клиентами.
Разработчики пишут сценарии, которые используют для разговора чат-бота с человеком. Сценарии для разных сфер обслуживания будут отличаться друг от друга.
Вот пример чат-бота по лид магниту:
Поэтому при создании чат-бота важно учитывать, в какой сфере он будет работать, что предлагать и что продавать пользователям.
Пример сценария в визуальном конструкторе чат-ботов Botman.pro: вы просто можете двигать блоки и задавать нужные команды для бота.
Продажа товаров в маркетплейсе
- оповещение клиента о наличии товара и его характеристиках;
- помощь в добавлении товара в корзину и оформление заказа, принятие оплаты;
- предоставление рекомендаций похожих товаров, основанных на предыдущих покупках
Чат-боты в сфере образования
- информирование пользователя о конкретных учебных материалах, ответы на вопросы будущего или нынешнего ученика;
- предоставление интерактивных учебных заданий и проверка работ учащегося;
- отправка уведомлений о предстоящих уроках и заданиях
Бронирование гостиниц, туристический бизнес
- уведомления о местоположении гостиниц, информирование клиента о доступных номерах;
- помощь в бронировании номера и подтверждение бронирования;
- информирование о дополнительных услугах в гостинице
Медицина и все, что с ней связано
- запись клиента на прием к врачу с указанием желаемой даты и специальности врача;
- советы по уходу за здоровьем и лечению определенных симптомов;
- напоминания о предстоящих визитах и лекарственных рецептах, прописанных доктором
Банковская сфера: отделы по работе с клиентами
- помощь в проверке баланса счета клиента и информирование о последних транзакциях;
- помощь с переводами между счетами и платежами;
- информирование о процентных ставках и кредитных предложениях
Рестораны, кафе
- советы по меню, уведомления о специальных предложениях и ценах;
- помощь в заказе еды и напитков для доставки или самовывоза;
- информирование о часах работы и местоположении ресторана
Что лучше: сервисы или написание ботов на Python
Если навыков нет, то создавать чат-ботов можно и с использованием сервисов, а вот написание ботов на Python может понадобиться, если вы создаете какой-то мегакрутой или замороченный проект.
При работе с сервисами не нужно разбираться в программировании: пользователь, не умеющий писать код, сможет быстро собрать полноценного чат-бота в любом из описанных выше конструкторов.
В сервисах пользователь создает чат-бота по блокам. Ему нужно только прописать вовлекающий клиента сценарий и расположить блоки в таком порядке, в котором чат-бот сможет естественно общаться с человеком.