Разработка IT-продукта: как клиенту выстроить работу с компанией-разработчиком

Безусловно, 2020 год оказался не только годом значительных сложностей, но и больших возможностей для тех, кто смог их увидеть и ими воспользоваться. Тем не менее, всеобщая удаленка у многих вызвала множество вопросов. Особенно у медиакомпаний, которым необходимо организовывать масштабные мероприятия, перешедшие в онлайн-формат. Нужно ли создавать собственный сервис для коммуникации с широкой аудиторией или достаточно использовать имеющиеся решения? Разработка собственной стриминговой платформы для онлайн-мероприятий — большой и сложный процесс, в котором тяжело обойтись без экспертных подрядчиков, которые помогут использовать эффективность собственной команды заказчика. Но как не ошибиться с выбором партнера-разработчика?

О том, как агентству и заказчику найти друг друга, выстроить работу, найти баланс между прозрачностью и самостоятельностью и запустить продукт, который в период локдауна поможет сделать онлайн-встречи более живыми, рассказывают директор по развитию Pike Media Lab Андрей Коваленко и СЕО IT-компании BSL Сергей Костин.

Почему вы решили реализовать проект вместе?

Андрей: Для нас как компании, работающей на стыке медиа и технологий, давно стало очевидным то, что показал переход на удаленку: сервисы для онлайн-звонков и конференций не подходят для проведения конференций, форумов или выставок — в общем, форматов, требующих собрать аудиторию, демонстрировать видеоконтент и эффективно управлять коммуникацией.

Если у вас был опыт достаточно длинных выступлений в формате вебинаров, вы наверняка поймете, насколько неуютно разговаривать с экраном, не получая обратной связи. Поэтому мы решили, что хотим создать собственную площадку, полностью приспособленную для гибридных и онлайн-мероприятий и отвечающую всем требованиями для комфортного взаимодействия спикеров и аудитории.

Андрей Коваленко, Директор по развитию Pike Media Lab

Для реализации MVP проекта было решено привлечь внешнюю команду разработки для скорости реализации, плюс при запуске нового продукта, важна не только техническая, но и продуктовая экспертиза компании-разработчика, готовность изучать рынок и пользователей. Мы остановили выбор на BSL как на опытной компании-разработчике с внушительным портфолио. Вместе с коллегами мы разработали платформу Nutcracker, которая реализует функционал стримингового видеосервиса, интерактивное расписание, цифровые билеты и ограничение доступа к мероприятию, обеспечивает общение организаторов со зрителями, через чат, опросы и вопросы, что позволяет уже сейчас создавать многодневные многозальные мероприятия буквально за несколько часов.

Сергей: За годы работы команда BSL запустила проекты в самых разных областях: логистике, финтехе, ритейле, авиации и многих других. Но работа с медиасервисами была для нас действительно новым направлением. Тем не менее, благодаря экспертизе в разработке и продуктовому опыту, мы смогли быстро освоить эту область, и я видел, что команда работала над проектом с воодушевлением и огнем. Ребятам было интересно получить опыт в индустрии, которая находится на большом подъёме, но особенно мотивировало то, что запустить проект нужно было как можно скорее, чтобы клиент смог быстрее перестроиться на новый формат работы. К тому же нам самим продукт был очень близок: имея два офиса в Москве и Минске, BSL каждый день использует в работе сервисы для видеотрансляций.

В большинстве историй клиент рассказывает о том, как выбирал агентство — при этом агентству остается только молчаливая благодарность. Насколько это так и как вы выбирали?

Андрей: На этапе старта у нас были самые разные варианты — от разработки крупным IT интегратором до кастомизации решения зарубежной компании. Чтобы сравнить все варианты и учесть факторы, я собрал их в сводную таблицу и назначил веса. Ключевыми были несколько моментов: деньги, сроки, форма коммерческого предложения с разбивкой на этапы и их закрытия, риски с точки зрения полноты компетенций у подрядчика — нам нужны были не только разработчики и дизайнеры, но и специалисты по продукту. У каждого фактора был свой вес, и, конечно, цена и прозрачность оценки были одним из самых весомых показателей — на базе краткого технического задания стоимость работ имела разбег до трех раз, самую высокую цену выставила израильская команда, специализирующаяся на аналогичных нашему проектах. Но поскольку мы делали продукт с нуля, было важно попробовать запуститься с небольшими затратами. По совокупности всех факторов и победила BSL.

Сергей: У нас тоже есть табличка и свои поинты: насколько проект интересен, понимает ли заказчик, чего хочет, готов ли он слышать и принимать рекомендации партнеров и насколько проект будет перспективным и прибыльным для нас в целом. Есть, например, статусные проекты, в которые мы даже инвестируем, или такие, которые нам просто интересны, — и проект Pike Media Lab был как раз из их числа. Я ни разу не слышал от своих ребят, что им не нравится или скучно им заниматься, для нас это хороший опыт, плюс у наших команд сложились партнерские отношения, в спорных моментах мы всегда могли договориться. Это помогало зажечь команду.

Почему нельзя просто сформулировать задачу и забрать результат, не вникая в детали?

Андрей: Этот подход может сработать, когда в команде заказчика есть экспертиза и понимание того, какой блок работ можно отдать на аутсорс, чтобы безболезненно встроить в собственную архитектуру — причем на этапе постановки задачи не всегда возможно это оценить. Поначалу у нас подобной экспертизы в разработке не было, но позднее появился опытный руководитель разработки и такой подход стал возможным — что-то мы делаем сами, а что-то с BSL.

Сергей: Нередко у заказчиков в голове обнаруживается стереотип: агентство сидит и ничего не делает, тратя деньги. Но если заказчик наблюдает за ходом работы, обе стороны экономят время и ресурсы — поэтому и с клиентами мы работаем на протяжении нескольких лет. И даже если на входе мы получаем четкое ТЗ, в итоге все равно в процессе возникают правки и реприоритизация запросов, и кроме того, требуется время на выпуск продукта на рынок. А он сейчас настолько динамично развивается, что за несколько месяцев разработки в проекте могут появиться несколько новых и, что важно, необходимых фичей.

Что дает открытость и как ее обеспечить?

Сергей: У нас классический инструментарий: Jira, Bitbucket, Confluence, планирование спринта, защита спринта и доступ к кодовой базе, регулярные встречи. В разработке сложных продуктов есть подводные камни, и это нормально — важно, чтобы все стороны проекта о них знали.

Андрей: Мы взаимодействуем с BSL, как будто это члены нашей команды. Наши разработчики и продуктовый блок участвуют в стендапах и обсуждают задачи, это действительно отлично работает при должной мотивации.

Не смущает ли команду разработки то, что клиент настолько глубоко в процессе?

Сергей: Каждый наш клиент имеет доступ к кодовой базе, может в любой момент провести аудит — глобального смущения у команды разработки это не вызывает. Мы понимаем, что аудит и корректировки в процессе работы — а именно такую возможность дает доступ к базе — помогают сэкономить время специалистов, которые будут поддерживать и развивать проект.

Андрей: Такая ситуация на первых этапах не самая важная, но декларативно — огромный плюс. Мы не диктуем способы решения тех или иных задач, но стараемся придерживаться общих правил, касающихся архитектуры или подходов к UX в нашем продукте.

Что шло не так?

Андрей: Конечно, всегда нужно завтра и дешево. Мы сталкивались со сложностями из-за того, что у BSL не было достаточного опыта в домене нашего продукта, в каких-то моментах из-за того, что мы делали MVP, возникали проблемы в формализации критериев приемки и описании пользовательских сценариев.

Сергей: Да, для нас были подводные камни, но когда приходишь в новую область, ошибки неизбежны. Был момент, когда заказчик долго принимал решение, были простои и по нашей вине, и потому что мы тратили время на планирование. При этом мы готовы менять процессы до того момента, пока это не начнет мешать работе. Мы всегда стараемся выстроить все так, чтобы комфортно было и заказчику, и команде, поскольку люди, которые у нас работают — остаются с нами надолго.

Гибкость — то свойство, которое пришлось приобрести в этом году многим командам и компаниям. Клиенты стали еще пристальнее наблюдать за работой собственных команд и сотрудников агентств, агентства же в свою очередь стремятся осваивать новые перспективные направления и сохранять команды.

Сергей Костин, CEO BSL

Специализация и опыт конкретной компании в одной отрасли перестает быть решающим критерием, зато гибкость и умение быстро тестировать продуктовые гипотезы выходят на первый план. Но главное — тренд на онлайн-формат, похоже, переходит с нами в новый год, а значит, впереди у IT-компаний и их клиентов много работы.

Как вы оцениваете сотрудничество друг с другом?

Андрей: В нашем случае, решение разработать собственный видеосервис было осознанным и тщательно взвешенным, и мы на 100% довольны тем результатом, что это наш сервис с понятной кодовой базой и взаимодействием микросервисов. Мы не ошиблись, выбрав для создания такого проекта компанию BSL в качестве партнёра. Коллеги позволили нам сохранить собственные ресурсы по максимуму и при этом разработали по-настоящему качественный продукт, который отвечает всем нашим запросам и требованиям.

Сергей: Команде компании-разработчика всегда приятно работать с профессионалами своей отрасли, которые, ко всему прочему, точно знают, какой продукт хотят получить в результате. Благодаря открытой и честной коммуникации с коллегами, мы освоили новое для себя направление, получили опыт и нарастили экспертизу — в общем, получили то, что ожидали с самого начала. А когда по итогу совместной работы и клиент, и подрядчик получают то, что планировали, значит, сотрудничество было успешным. Уверен, что в будущем Pike Media Lab и BSL вместе создадут ещё много классных проектов, которыми можно будет гордиться.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда