🎼 Оркестрация: язык, который понимают и бизнес, и архитекторы

🎼 Оркестрация: язык, который понимают и бизнес, и архитекторы

👩‍💼 Менеджеры любят видеть процесс целиком: от старта до результата. Но в хореографии это сложно - сервисы общаются напрямую, и картина теряется. 🎯 Оркестрация делает процесс прозрачным: бизнес и архитекторы видят одну и ту же модель, которую можно и читать, и исполнять.

❓ Что такое оркестрация?

Это архитектурный паттерн, в котором управление определенным процессом осуществляется центральным менеджером - оркестратором. Он управляет потоком работ и координирует взаимодействие между участниками процесса. Он отвечает за то, кто, что, когда и при каких условиях должен делать.

Представьте симфонический оркестр. Каждый музыкант - это отдельный сервис. Все музыканты следуют за дирижером - центральным координатором. Именно он задает темп, очередность и громкость. В микросервисной архитектуре дирижер - специальный сервис или платформа, который четко управляет последовательностью вызова других сервисов.

⚙ Как это работает на практике

1 Клиент отправляет запрос оркестратору.

2 Оркестратор по заранее определенному процессу (workflow) последовательно или параллельно вызывает нужные компоненты для обработки запроса или его части.

3 Оркестратор отслеживает ответы и обрабатывает ошибки или исключительные ситуации. Если это необходимо, запускает процесс отката или компенсации.

4 Собирает результат и возвращает клиенту.

📌 Пример - оформление заказа пользователем:

🎼 Оркестрация: язык, который понимают и бизнес, и архитекторы

1 Запрос попадает к оркестратору (часто это отдельный сервис, например, на Camunda, Temporal или AWS Step Functions).

2 Оркестратор, следуя заранее workflow, вызывает:

  • Сервис заказов: "Создай новый заказ со статусом "В обработке".
  • Сервис платежей: "Спиши с пользователя сумму заказа".
  • Сервис хранилища: "Зарезервируй товары для этого заказа".
  • Сервис нотификаций: "Отправь пользователю письмо "Ваш заказ принят".

3 Оркестратор ждет ответа от каждого сервиса. Если на шаге 2 сервис платежей вернул ошибку, оркестратор не станет резервировать товары, а, например, откатит создание заказа и уведомит пользователя об ошибке.

4 Когда все шаги выполнены успешно, оркестратор заканчивает процесс и переводит заказ в статус "Оплачен".

🚀 В чем ключевые преимущества оркестрации

  • Прозрачность - часто платформы для оркестрации используют bpmn или другую графическую нотацию, что позволяет создавать и редактировать workflow без написания кода - больше людей смогут понять, как все устроено.
  • Гибкость - изменить шаги проще, чем в случае с хореографией, в большинстве случаев нужно исправить только диаграмму и некоторые маппинги полей.
  • Простота реализации сложных сценариев - в бизнес-процессах с большим количеством шагов удобнее использовать централизованное управление.
  • Отслеживаемость - в отличие от хореографии, всегда понятно, на каком шаге застрял процесс.
  • Слабая связанность участников - в данном варианте организации взаимодействия ограниченные контексты еще более слабо связаны между собой и ничего не знают о существовании друг друга, но оркестратор знает обо всех контекстах.

Заключение

Оркестрация дает полный контроль в больших, критически важных процессах, где важна строгая последовательность шагов.

На рынке существует множество решений, позволяющих организовать оркестрацию с минимальными усилиями. Которые, к тому же, предоставляют удобный интерфейс для описания бизнес-процессов.

Оркестрация особенно полезна, если:

  • Процесс длинный и многошаговый (онбординг, платежи и т.п.).
  • Важна прозрачность для бизнеса/регулятора.
  • Нужно чётко контролировать ошибки и SLA.

На практике чаще всего выбирают гибридный подход: простые взаимодействия - хореография, сложные процессы - оркестрация.

Мой канал в telegram, подписывайся, не стесняйся 🙂.

1 комментарий