Разработка
Not Boring Tech

Придет ли No-code на смену программистам? Интервью с соосновательницей Smartful Studio Екатериной Илюшкиной

Время прочтения статьи: 7 минут

Екатерина Илюшкина

Вокруг движения No-code немало споров: на рынке digital все еще бытует стойкое мнение, что сделать сложный веб-проект в конструкторе, без участия разработчика, практически невозможно. Но у Екатерины Илюшкиной, соосновательницы Smartful Studio, на этот счет другое мнение. Екатерина — сторонница движения No-code, и в ее портфолио не один кейс по созданию сложных сайтов с помощью различных конструкторов.

Екатерина Илюшкина — UI/UX-дизайнер и специалист по оптимизации и развитию веб-проектов. За плечами более 11 лет в интернет-маркетинге, более 500 проектов для крупного и очень крупного бизнеса. Сегодня ее опыту и компетенциям команды Smartful Studio доверяют такие корпорации, как Аэрофлот, Roca, ISTOBAL.

Итак, будем ли мы свидетелями «битвы титанов» в ближайшем будущем — CMS (Content management system) против No-code? Читайте и делитесь мнениями.

— Екатерина, вы занимаетесь No-code разработкой. Что это такое?

— Последние 5–7 лет в диджитал четко видны тенденции к упрощению, удешевлению и автоматизации бизнес-процессов, рекламы, маркетинга. Разработка сайтов — не исключение.

No-code, или Zero-code, – разработка веб-ресурсов без участия программиста. Грубо говоря, любой человек, умеющий пользоваться компьютером, может зайти в сервис-конструктор и собрать свой сайт из предложенной библиотеки блоков, подключить к нему CRM, поставить счётчики веб-аналитики и запустить бизнес в Сети.

— Почему вас заинтересовал именно этот вариант создания сайтов?

— Во-первых, растет его востребованность на рынке. События прошлого года (уже не будем пояснять какие) подстегнули интерес бизнеса к No-code решениям. Многим компаниям пришлось срочно переводить деятельность в онлайн. Именно тогда на первый план для бизнеса вышли сроки создания сайтов, причем массово. Потеря каждого дня грозила потерей клиентов, а то и крахом всего предприятия. А No-code колоссально сокращает время на создание сайта — в среднем, с 6 месяцев до 3 недель.

И, соответственно, стоимость разработки и поддержки также в разы ниже. Клиент быстро получает отличный продукт, которым он или его менеджеры могут самостоятельно управлять.

Во-вторых, ресурс, собранный на конструкторе, даже проще продвигать в интернете, чем классический вариант на CMS. Более 5 лет я проработала в крупном диджитал-агентстве: прошла все стадии роста от начинающего SEO-специалиста до продакт-менеджера. И на практике ощутила, как сильно влияют на результат продвижения сроки работы с кодом. А ведь при оптимизации сайта доработки неизбежны.

Одним из ярких примеров в практике Smartful, был сайт компании, занимающейся изготовлением стендов для строительных магазинов и выставок (клиент под NDA). Заказчик пришел с задачей: срочно потребовался качественный, привлекательный сайт-портфолио. Также клиент планировал заменить им существующий ресурс на самописной CMS, в который ему было сложно вносить изменения, а пользоваться постоянной поддержкой невыгодно.

Сайт разработали с использованием платформы Tilda. Сразу разместили на нем весь необходимый функционал для сбора и обработки заявок, настроили каталог — все это удалось разместить на одной странице. Сайт стартовал через месяц. Еще 1,5 месяца потребовалось на основные работы по SEO и вывод ресурса в топ-10 Яндекса и Google по запросу «изготовление стендов»: с сайта начали приходить новые клиенты и начался рост заказов. Таким образом для старта продаж в интернете с нового ресурса понадобилось 2,5 месяца. Позже заказчик вернулся к нам уже на развитие сайта с новым пулом запросов, чтобы привлечь больше новых клиентов.

Такие кейсы у нас не единичны: из практики собственной компании, я вижу, как сокращается время и стоимость продвижения, если сайт сделан при помощи технологии No-code. Все манипуляции можно сделать быстро и порой даже самостоятельно, не привлекая контент-менеджера или разработчика.

— И все-таки предприниматели обращаются к вам за сайтами. Почему, если все можно сделать самостоятельно?

— Любым инструментом, даже самым продвинутым, нужно уметь пользоваться. Даже в конструкторе нельзя собирать сайт наобум. Важно грамотно выстроить структуру страниц и учесть все точки взаимодействия с посетителями сайта.

У меня большой бэкграунд в интернет-маркетинге: кроме SEO мне знакома разработка рекламных стратегий, исследование и анализ рынка, разработка решений для лидогенерации и увеличения продаж, с 2020 года развиваюсь в сфере UI/UX дизайна. И, конечно, стараюсь обучать команду, так как весь этот растущий багаж знаний мы применяем при разработке и продвижении сайтов.

Не у каждого владельца бизнеса найдется время (и желание) изучать все это, чтобы самому сделать ресурс. Поэтому каждый занимается тем, что делает лучше всего: предприниматели руководят компаниями, а мы за короткие сроки создаем для них качественные ресурсы под самые разные цели. Все в плюсе.

— На рынке сейчас достаточно No-code разработчиков? Есть ли место для новичков этом деле?

— Сейчас эта сфера активно развивается, и я вижу большой ажиотаж вокруг курсов по созданию веб-сайтов на платформах. Я бы даже сказала, что сейчас дефицит грамотных специалистов в No-code, которые могут использовать весь потенциал платформы.

Почему сфера активно развивается? Владельцы бизнеса и маркетологи начали тщательно следить за своими интернет-кампаниями, подключать сквозную аналитику и CRM системы для отслеживания внутренних процессов предприятия. Это стало доступно для любого бизнеса, хотя раньше это могли позволить только единицы — в основном, крупные компании.

Я думаю, что место новичкам всегда найдется в любой сфере, тем более спрос на это сейчас только растет и рынок быстро развивается в этом направлении. Главное — не останавливаться. Как в спорте: проще снаряда, чем мяч, сложно придумать. Гонять его по полю может кто угодно, а великими футболистами становятся лишь единицы. Так что сегодня и у новичков в No-code есть все шансы стать востребованными экспертами и успешно зарабатывать.

— Как думаете, когда ждать бума этого движения?

— Бум идет уже сейчас. Я считаю, что большой толчок в развитие принёс прошлый год и локдаун. Сейчас мы находимся на самом пике: в разработку No-code платформ вкладываются миллионы долларов, а существующие конструкторы непрерывно обрастают новым функционалом. И даже для малого бизнеса разработка стала доступна, хотя ранее она стоила неподъемных для них денег.

— Тогда что, по-вашему, ожидает программистов? Неужели рынок перестанет в них нуждаться?

— Думаю, что разработчикам, имеющим дело с CMS, беспокоиться не нужно. Им, по всем прогнозам, достанется «все самое вкусное» — сложные, многозадачные и многоуровневые проекты. Кроме того, не каждый стартап начинается с сайта. Бизнес растет, меняется — меняется и его «резиденция» в онлайне: от сообщества в соцсети до многостраничного веб-ресурса со сложным функционалом. А в середине этого пути есть место и лендингам, и простеньким сайтам-визиткам, вполне достаточным для того, чтобы заявить о себе аудитории, быстро запустить на рынок, провести тест, проверить гипотезу. Для этих целей вполне достаточно возможностей No-code платформ.

И потом, идеальных решений, обладающих сплошными плюсами не существует.

У No-code есть, конечно, и ряд минусов:

  • No-code не подойдет для масштабных проектов, где регулярно будет происходить рост страниц и посетителей. В этом случае придётся оплачивать либо высокие тарифы в конструкторах (и дешевле уже будет разработать самим), либо выбранная платформа не обладает нужными ресурсами для поддержки большого числа страниц и посетителей.

  • Не шаблонные решения. В этом случае No-code тоже может не подойти, так как чаще всего предлагается использовать уже готовые шаблоны, которые можно минимально изменить при помощи настроек. В этом случае уже понадобится внедрять внешний код в проект с помощью конструктора, что может повысить стоимость создания сайта или приложения.

Поэтому сейчас на стыке No-code и классической разработки набирает популярность еще одна тенденция — Low-code. Это категория конструкторов сайтов и приложений, которая предполагает минимальное вмешательство программиста. Такие платформы, с одной стороны, помогают сильно ускорить и упростить разработку, избавляют от части процессов, но все-таки требуют навыков разработки, а иногда — даже целой команды программистов.

Так что битвы титанов на рынке разработки мы не увидим, и без работы никто не останется. Если уж на то пошло, стоит слегка опасаться развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения: уже существуют проекты, где алгоритмы заменяют целую команду разработки.

И да, кто-то же должен должен создавать подобные платформы. Хотя я не исключаю, что в скором будущем может появиться платформа по созданию No-code конструкторов.

Интервью взял Василий Степанов, автор Telegram-канала «Not Boring Tech». Там я пишу на темы, связанные с современными технологиями и программированием. Например, рассказываю про ИИ, машинное обучение, VR и многое другое:

23.04.2021

{ "author_name": "Not Boring Tech", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 0, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 238062, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Apr 2021 23:02:12 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

А эти поделки не программисты делают? Тоже ноукодеры?

Ответить
2

Полностью согласен, что на сегодняшний день платформы спасают время и деньги, особенно, когда нужно что-то быстро протестировать. Например новую бизнес-идею.

Ответить
1

Ключевое слово "сложный".

Ответить
2

11 лет, 500 проектов -
11 лет * 12 мес. * 22 дня / 500 = чуть менее 6 рабочих дней на проект
Довольно специфичный опыт...
Вероятно, при таких проектах действительно не требуется программировать

Ответить
1

Я ваще не понимаю почему разрабы беспокоятся. Зачем им заниматься этой мелочью если можно сразу делать крупняк. Они не вымрут, так как только разрабы делают подобные конструкторы. +Им стоит радоваться, что так происходит. Только по той причине, что дизайнеры-фрилансеры будут заниматься этой ху*ей, а они делать классные и крупные проекты. Напрячься стоит новичкам я так думаю. Я сам недавно начал изучение кода. Мне как дизайнеру стал интересен мир кода. 

Ответить
1

Да и так странно наблюдать когда многим разрабам говоришь про конструкторы, то они бесятся. Типа грязный код, грязный код. Что это значит фиг знает. Это как дизы говорят. Типа его проекты ховно. А почему ховно, то только и слышна вкусовщина. Здесь я думаю все тоже самое. 

Спрашиваешь разрабов код как-то влияет на поисковую выдачу? Говорят - нет. Сайт же работает и пользователи оставляют заявку и все ок. Для бизнеса и небольших проектов - это именно, то что нужно. Вам же проще, что клиент вас не долбит и типа тут поправь, тут и тд. Он сам правит или правит дизайнер, или менеджер, или маркетолог. 

Некоторые разрабы наоборот рады. Они больше не будут заниматься этой ху*ей. Все это ховно будут делать дизы на Тильде) А им остается только крупняк и сладенькое. 

+Не вымрут разрабы. Всегда будет крупняк. Единственно, что изменит, если придумают конструктор по типу Тильды, который будет использоваться в крупных сервисах или маркетах. Только тогда разрабы сократятся. Но одновременно сократятся и дизы. Так как дизайнер и разраб - это два незаменимых лица. Ну и конечно отдел продаж и маркетинга. Но чаще коммуницируют вместе - это разраб и дизайнер.

Ответить
–3

"Во-вторых, ресурс, собранный на конструкторе, даже проще продвигать в интернете, чем классический вариант на CMS" - что ты несёшь? Эти конструкторы ужасны, страницы могут весить по 10-20 мб, а что касается продвижение под поисковики вообще можно забыть.

Ответить
3

Ну всегда можно использовать svg файлы и использовать сервисы по сжатию фотографий. Часто страницы грузятся долго по причине не сжатых фотографий и иконок в виде png, отсюда и долгая загрузка страниц. Сожмите фотки и увидите, что сайт меньше стал весить, из-за банального сжатия 

Девушка говорит про небольшие проекты, как бы))) Т.е проекты до 50 страниц. Про блоги и сервисы речи не идёт. 

Это такие типы сайтов как типа протестировать гипотезу и нишу или презентация продукта. Опять же обычное промо, не более, а не сервис и тем более маркет. 

А почему продвижение под поисковики можно забыть? Часто общаюсь с маркетологами и они все как один говорят, что типа это никак не влияет. Можно по-конкретнее? Мне для личного любопытства. 

Ответить

Комментарии

null