Кыргызстан — новая Кремниевая Долина? Что происходит с технологиями в регионе
Автор: Антон Андреевич Собин, основатель инвестфонда Central Asia Capital и предприниматель, запустивший в Кыргызстане ряд бизнесов в финансовом и технологическом секторах.
Кыргызстан называют «Кремниевой долиной Центральной Азии: в 2024 году IT-сектор заработал $130 млн за счет экспорта софта и сервисов и встроился в государственные стратегические планы. В прошлом году несколько кыргызских стартапов представили в настоящей Силиконовой долине. Однако настолько ли все радужно: IT‑сектор перестает быть невидимым и начинает растить «единорогов» или есть подводные камни?
Как правительство поддерживает IT-сектор
Государство Кыргызстана реализует целый набор инициатив, которые, собственно, и превратили IT‑бизнес из нишевого аутсорсинга в стратегическую отрасль.
- Льготы и налоги
Парк высоких технологий получил бессрочный льготный налоговый режим: компании освобождены от корпоративного налога, НДС и налога с продаж, сотрудники платят 5% подоходного налога и минимальные социальные взносы. Упрощён режим работы для иностранных разработчиков и цифровых кочевников.
- Поддержка стартапов и производственных проектов
Планируется запуск национальной инициативы Central Asia Startup, ориентированной на малый и средний бизнес, стартапы и проекты с промышленным бэкграундом. Программа включает акселерацию, субсидии и возможность размещения производства на площадках Central Asia Hub. Кроме того, часть творческих и IT‑проектов получает возможность работать в рамках Park of Creative Industries с низкой единой ставкой налога на выручку (вместо традиционного).
Пока эти меры не превращают Кыргызстан в глобальный хаб, но создают реальные условия для развития стартапов.
Реальная картина: от экспорта аутсорсинга к локальным решениям
Благодаря росту экспорта IT-услуг, поддержке правительства, интересу международных компаний IT-сектор стал частью экспортоориентированной экономики с реальными контрактами и доходами за рубежом.
Однако рынку Центральной Азии нужны практические, локальные решения. Многие стартапы создают грандиозные идеи, которые не всегда соответствуют текущим потребностям предприятий, таким как детали для сборки или автоматизация процессов. Поэтому местные хабы ориентированы на инженерные кадры и готовы предоставить финансирование, обучение и рынки сбыта.
Таким образом, помимо роста экспорта и развития стартапов, регион открывает конкретнные возможности для компаний, которые хотят занять новые ниши и использовать преимущества местного рынка.
Почему Центральная Азия интересна технологическим компаниям прямо сейчас
1. Минимальная конкуренция. Рынок свободен от устоявшихся игроков. Любой продукт, который в России сталкивается с десятками конкурентов, здесь может занять нишу за год. Я уже приводил в пример свою первую компанию leasing.express, которая заняла половину рынка лизинга в стране.
2. Поддержка ЕАЭС и доступ к субсидиям. Союз дает прямые субсидии и покрывает 100% ставок по кредиту, то есть фактически выдает кредит под нулевой процент. Это хорошее подспорье для бизнеса из стран «пятёрки» на создание совместных производств.
3. Региональная логистика. Кыргызстан позволяет строить производства для экспансии на рынки Узбекистана, Казахстана и ЕАЭС. Примером является проект запуска локальной сборки автомобилей под брендом Muras в Central Asia Hub, который позволит снизить стоимость продукции, создать рабочие места и развить инженерные кадры. Подобные проекты формируют цепочки поставщиков и драйвят локальные IT-решения.
Так будет ли Кыргызстан «новой Кремниевой долиной»?
Если мы говорим об аналоге родины IT- индустрии в Центральной Азии, — вряд ли. По ранней мере, в ближайшие годы. Технологический сектор страны пока мал: $130 млн выручки ПВТ значимы локально, но не глобально.
Но если мы говорим о региональном технокластере, который объединит IT, финтех, промышленность, логистику и экспортные технологические компании — однозначно да.
Здесь есть возможности для компаний, которые готовы создавать работающие локальные решения и выходить на региональные рынки.