Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Известно, что многие коммерческие коммуникации уходят или уже ушли в онлайн-пространство. Провести производственное совещание, конференцию и прочие массовые мероприятия на удаленке – практически «маст хэв» дня.

Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Мы в Цифровом Элементе тоже сработали в контексте времени – создали платформу Коннектор (18+) для проведения собраний кредиторов в режиме online. Но наш продукт – это скорее не дань трендам, а давно назревшая необходимость. Если раньше собрание кредиторов можно было провести только находясь в одной геолокации, то благодаря данной платформе, арбитражный управляющий, кредиторы и должники могут находиться в разных городах и даже странах.

Проект особенно актуален сегодня в связи с тем, что 1 июля 2021 года в РФ вступил в силу закон, который официально закрепил за некоторыми онлайн-заседаниями (совет директоров, совещание акционеров, собрание кредиторов и др.) статус очных.

Новые нормы, внесенные в Гражданский кодекс (абз.2 п.1 ст.181.2 ГК РФ), имеют большое практическое значение, так как до сих пор в судебной практике существовала некая неопределенность в плане легитимности (признания) онлайн-заседаний. Также ранее не предусматривалась возможность участия в процессе через видеоконференцию – чтобы задавать вопросы, наблюдать и выступать требовалось физическое присутствие в зале, где проходило заседание.

Отметим, что подобные электронные платформы для проведения собраний кредиторов есть, но их не так много и они достаточно ограничены по набору функций. Мы постарались учесть существующий опыт и создали собственную систему. В чем фишка нашего проекта – расскажем далее.

В чем главная сложность

Сразу отметим, сложнее всего было выстроить работу с учетом юридической специфики заказа и обязательных законодательных требований к электронным площадкам. Главное, чтобы система проведения онлайн-заседаний достоверно устанавливала лица участников и их подписи, также она должна предоставлять возможность обсуждать вопросы и голосовать без нарушений и ограничений.

Провести процедуру банкротства непросто и в реальном режиме, а тут процесс идет в удаленном формате. Важно контролировать все пункты: от учета голосов до использования электронной подписи. Одна неточность «в букве закона» – и решение собрания кредиторов признают недействительным. Поэтому перед нами стояла серьезная задача – создать безукоризненную цифровую платформу для собраний кредиторов онлайн.

Итак, обо всем по порядку.

Что такое СК

Для начала разберемся с терминологией, чтобы всем всё было понятно. Собрание кредиторов (СК) – это коллегиальная комиссия, которая создается, чтобы уладить финансовые и имущественные вопросы между кредиторами и должниками, определенные статьей 213.8 Закона о банкротстве. Рулит процессом, то есть организует и проводит собрание, арбитражный управляющий.

На собрании избирают комитет кредиторов. В него могут входить как кредиторы, так и сторонние лица, независимо от того, имеют они право голоса или нет. Количественный состав комитета не может быть менее трех и более 11 человек. Если кредиторов 50 или 200, то собрание решает, кто из них войдет в состав комитета. Помимо управляющего, кредиторов и должника на СК могут присутствовать сотрудники или учредители компании-банкрота, представители надзорных органов и некоммерческой саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий и т.д.

Какую задачу поставил заказчик

Основная задача была одна – создать для собраний кредиторов удобную и защищенную электронную платформу, которая автоматизирует и систематизирует сбор, обработку и хранение документов и всей информации на этапе подготовки, в процессе и после проведения мероприятия. Данная система должна обеспечить более высокую скорость выполнения юридических процедур и быть намного экономичнее очных собраний.

С какими проблемами столкнулись

В реализации электронной платформы было несколько моментов, требующих особого внимания:

  • Формализация голосования. Необходимо было логически выстроить процедуру голосования и подсчета голосов кредиторов.
  • Многовариантность системы. Для различных процессов требуются свои условия и порядок действий, поэтому для каждого случая необходимо было реализовать свою логику.
  • Подключение функции ЭП (электронной подписи).
  • Юридическая специфика. В процессе разработки и внедрения платформы требовались консультации юристов. С учетом их требований корректировалась логика работы системы.
  • Два этапа создания. Изначально была реализована платформа для проведения СК в очной форме. Только в процессе работы возникла необходимость в заочной форме. Для этого пришлось вносить изменения в уже готовую систему.
  • Создание масштабируемого видео-сервиса.

Мы в Цифровом Элементе любим разрабатывать проекты, решающие сложные задачи, находящиеся на стыке технологий и требующие большой исследовательской работы. Нам пришлось не только досконально изучить законодательство Российской Федерации о банкротстве, но найти технические решения для идентификации пользователей, электронной подписи и видео-сервиса.

Роман Тарасенко, Технический директор Цифрового Элемента

Три технически сложных решения, которые были реализованы

В процессе работы над данным проектом нами было внедрено три технически сложных решения, которыми по праву можно гордиться:

  1. Была построена масштабируемая архитектура платформы для проведения онлайн-собрания кредиторов с групповым видеочатом.

Для организации видеоконференций использовали платформу BigBlueButton. Эта система онлайн-обучения с открытым исходным кодом вписалась в требуемые параметры собраний.

Она позволяет совмещать аудио и видео форматы, параллельно общаться в чате, выводить информацию на экран, использовать виртуальную доску и т.д. Все проведенные сеансы записываются и доступны для просмотра.

Мы настроили кластер, который позволяет распределить нагрузку между серверами и тем самым увеличить количество одновременно подключенных участников до 1000 человек.

  1. Успешно реализован в созданной системе процесс подписания документов квалифицированной электронной подписью.
  2. Процедура голосования и подсчет голосов выстроены с учетом всех требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Этапы создания платформы для проведения СК

Рассмотрим процесс работы для проектом, попутно раскрывая некоторые организационные моменты. Думаем, опыт нашей команды может пригодиться другим компаниям, работающим в данном направлении.

  • На начальной стадии разработки проекта нам пришлось изучить все тонкости бизнес-процессов собрания кредиторов, а также детально проработать Федеральный закон о банкротстве.
  • Для наглядного отображения workflow (IT-решений для управления бизнес-процессами), мы начали работу с построения функциональных схем и разработки прототипов платформы. Это своего рода макеты, которые демонстрируют возможности продукта и позволяют проводить предварительное тестирование.
  • Параллельно шло проектирование архитектуры платформы с учетом того, что система должна быть масштабируемой и отказоустойчивой. То есть платформа должна бесперебойно работать при отказе одного или нескольких элементов или увеличении рабочей нагрузки с добавлением аппаратных ресурсов.
  • На основании функциональных схем, прототипов и результатов тестирования было разработано ТЗ.

Какой порядок действий на платформе

Регистрация

Процесс регистрации членов собрания проходит на платформе Коннектор в несколько этапов:

  1. Выбор роли. Вначале субъект должен заявить в какой роли он будет выступать – участника или организатора СК. В зависимости от выбранной роли определяется дальнейший алгоритм обработки заявки на регистрацию.
  2. Заполнение личных данных. По указанному ИНН на сервисе Контур-Фокус можно получить информацию об организации, ИП или физическому лицу из официальных источников: Федеральной налоговой службы и Росстата. Если информация о контрагенте найдена, данные передаются в нашу систему, и форма регистрации заполняется автоматически. Если не найдена, то участник вносит данные самостоятельно.
  3. Прикрепление необходимых документов в зависимости от указанного статуса.
  4. Подписание документов электронной подписью. Делается это с помощью плагина КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, который сразу проверяет подпись на действительность. В основе браузерной надстройки лежит механизм «КриптоПро CSP», который отвечает требованиям ФСБ о защите данных. КриптоПро ЭЦП Browser поддерживает работу с широким набором алгоритмов, как встроенных в операционную систему, так и доустановленных дополнительно. Только после того, как подлинность ЭП подтверждена, создается личный кабинет с заложенным функционалом в соответствии с ролью заявителя.

Личный кабинет

Тип личного кабинета на платформе зависит от заявленного статуса: организатор или участник. Разделы, доступные в личном кабинете:

  • Личные данные. Здесь отображается информация, указанная при регистрации, а также перечень прикрепленных документов. Сведения можно редактировать.
  • Участие в собраниях или их организация. В разделе указывается список собраний, которые организовывал пользователь или на которые подавал заявку на участие. Также отмечаются статусы собраний.
  • Черновики заявок.

Если хотите выступить в роли участника, то сперва надо зарегистрироваться, потом зайти в раздел «Реестр собраний». Далее в списке выбираете интересующее вас заседание, там будет указана общая информация об организаторе собрания (ФИО, телефон, почта арбитражного управляющего), должнике (ИНН, ОГРН, название компании), сведения о банкротстве (в каком арбитражном суде заявлено дело, номер), дата и время собрания и др. Если вы планируете быть организатором собрания кредиторов, то как это сделать – расскажем ниже.

Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Заявка на участие

  • После регистрации подаете заявку на участие. Здесь можно выступать как представителем своих интересов, так и доверенным лицом.
  • Затем заявку необходимо подтвердить электронной подписью.
  • Заявке присваивается порядковый номер и она отправляется на рассмотрение организатору собрания.
  • В личном кабинете отображается статус рассмотрения заявки.
Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Карточка собрания

В разделе «Карточка собрания» участник может получить общую информацию о предстоящем или прошедшем собрании:

  • дата, время проведения;
  • повестка дня, где указан перечень вопросов для обсуждения от организатора и вопрос от самого участника;
  • протокол собрания;
  • свои результаты голосования и бюллетени, которые участник может скачать.

У организатора более расширенные полномочия – он видит данные по всем участникам СК:

  • список поданных заявок на участие;
  • вопросы участников;
  • список бюллетеней с результатами голосования, доступными для скачивания.
Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Как стать организатором СК

Не каждый пользователь может стать организатором СК. В системе предусмотрена модерация заявок на роль организатора. Только после одобрения оператора заявитель может проводить собрания.

Создание собрания

Когда вы зарегистрировались в роли организатора и оператор одобрил вашу заявку, в первую очередь вам следует определиться с типом собрания. Какое оно будет – очное или заочное.

Далее заполняете поля, где указываете необходимую информацию:

  • Дату и время проведения собрания;
  • Дату и время подписания протокола о результатах собрания;

Вопросы в повестке дня классифицируются по трем типам:

  1. Вопрос, не требующий голосования (например, отчет о действиях арбитражного управляющего).
  2. Простой вопрос – это единичный вопрос, решение по которому не влияет на голосование по другим вопросам повестки дня.
  3. Пакетный вопрос – это последовательность вопросов. Здесь голосование по каждому следующему вопросу запускается только в том случае, если по предыдущему вопросу принято положительное решение большинством голосов. В противном случае голосование по данному и последующим вопросам пакетного вопроса автоматически отменяется.
  • Дату и время подписания протокола о результатах собрания;
  • Сведения по должнику. При вводе ИНН юрлица происходит интеграция с сервисом Контур-Фокус по соответствующим методам API – и данные заполняются автоматически;
  • Контакты (ФИО, телефон, почта) организатора подтягиваются автоматически из профиля;
  • Заполнение реестра требований кредиторов делается вручную, также можно подтягивать данные из Контур-Фокуса.

Проведение собрания

Алгоритм действий для проведения собраний выстроен создателями платформы, поэтому организатору (арбитражному управляющему) необходимо только следовать указаниям, предлагаемым электронной системой.

  • В дату и время начала собрания у организатора СК активируется кнопка «Начать собрание».
  • Нужно нажать на кнопку – в видеосервисе будет создан специальный кабинет для проведения онлайн-собрания. Участники будут добавляться в «комнату заседаний» по мере подключения к собранию.
  • В интерфейсе организатора собрания отображаются все вопросы, поставленные на повестку дня. Арбитражный управляющий имеет право запускать обсуждение вопросов в произвольном порядке, который он считает наиболее оптимальным. Вопросы отображаются в интерфейсе участников.
  • При запуске голосования по вопросам, в интерфейсе участников появляется кнопка «Голосовать», и запускается таймер обратного отсчета времени, отведенного на голосование по данному вопросу.
  • Участник голосует и нажимает кнопку «Сохранить и подписать ЭП». У организатора отображается информация по всем участникам.
  • После завершения голосования по вопросу происходит автоматический подсчет голосов и определение решения в соответствии с условиями, заданными организаторами при создании вопроса. Результаты голосования видят только организаторы.
  • Голосование должно пройти по всем заявленным вопросам. Если какой-то вопрос повестки дня остался нерассмотренным, нельзя будет завершить собрание.
  • По окончанию заседания, организатор нажимает кнопку «Завершить собрание». У всех участников на экранах всплывает окно с уведомлением о завершении собрания и кнопкой «Закрыть».
  • Когда все участники вышли, комната в сервисе BigBlueButton закрывается. Далее формируется ссылка для скачивания записи проведенного собрания. Доступ к видеозаписи предоставляет технический администратор площадки после запроса организатора.
  • Протокол собрания формируется автоматически по завершению собрания. Организатор проверяет протокол и заверяет его ЭП (электронной подписью). После этого документ доступен всем участникам собрания.

  • Бюллетени с голосами участников формируются в процессе собрания сразу после подписания участником своего голоса электронной подписью. После того, как собрание закончится, бюллетени становятся доступны для просмотра и скачивания: организатор видит все бюллетени, участник – только свои. Вносить изменения в бюллетени невозможно.

Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Вывод

Платформа Коннектор позволяет проводить собрания кредиторов через удаленный доступ с соблюдением всех норм и требований российского законодательства. Система обеспечивает прозрачность проведения процедуры голосования и подсчета голосов.

Созданный на платформе электронный документооборот систематизирует и хранит информацию в одном месте, что исключает риск потери важных документов.

Еще один плюс площадки – она в несколько раз сокращает финансовые и временные затраты участников и организаторов по сравнению с очными заседаниями: не надо арендовать залы, тратиться на поездки, распечатку документов и т.д.

Преимущества онлайн-процессов уже оценили пользователи – на платформе зарегистрированы 304 участника и 78 организаторов, проведено более 107 собраний. Усовершенствование системы продолжается: разработан план на новый функционал, что сделает проект еще более удобным.

По всем вопросам работы платформы обращайтесь к специалистам digital-агентства «Цифровой Элемент».

66
Начать дискуссию