Разработка
Alexey Laptev

Виды low-code разработки, практические кейсы

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервисов сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также low-code сервиса интеграций ApiMonster. Сегодня я расскажу про типовые кейсы low-code разработки.

Проблема на рынке

Есть 2 крайности:

1. Программисты с ухмылкой смотрят на low-code думая что это развод

2. Некоторые школы учат low-code разработчиков и там тоже возникают вопросы, в том числе и у меня.

Истина по середине.

Что такое low-code разработка

Это когда большая часть логики задается визуально, а не написанием кода.

Виды low-code разработки

Разработка сайтов класса «лендинг»

Тут классический пример — Тильда.

Накидал модулей с УТП, формочки, прием платежей — вот тебе и сайт за вечер.

И это правильно. Нет смысла писать какой-то код чтобы вывести статический текст, картинки и форму заявки.

Сам пользуюсь — очень нравится и экономит 99% времени на разработке.

Автоматизация бизнес-процессов на уровне связки сервисов

Предствители — ApiMonster, Albato, Integromat.

Они работают так:

  1. Принимают вебхук из сервиса 1, например заявка с сайта/CRM.
  2. Сохраняют данные из вебхука себе
  3. Если данные вебхука удовлетворяют условию, например есть client id, отправляют данные в сервис 2, например Google Analytcs.

Типичные задачи:

  1. Отправить заявку с сайта в CRM
  2. Отправить заявки с сайта в аналитику по какому нибуть measurement protocol или conversion api
  3. Отправить заявки в телеграм, чтобы менеджеры были в курсе
  4. Поменять статус в CRM если пришла оплата

Обычно решение таких задач выглядит так:

Часто все эти связки реализуются персонально для каждого сайта, но зачем?

Когда на рынке всего 3 CRM, 3 сервиса аналитики, 5 телефоний, 3 мессенджера и 1 HTML на всех сайтах.

Поэтому тут явно просится типовое решение:

Зачем 100500 раз реализовать одно и тоже в 3-х соснах? Когда можно заплатить в 10-50 раз меньше и получить профессиональное решение?

Разработка «полноценных» сайтов и мобильных приложений

Представители — glide, adalo.

А вот тут у меня уже вопросы.

Видел рекламу некоторых школ, где чуть не инстаграм обещают научить делать на low-code. Такая наглая ложь конечно разочаровывает.

Любой разработчик знает, что под капотом у любого сайта и приложения сложнее лендинга, обычно километры уникальной и сложной для бизнес-логики, которую при все желании не обернуть в визуальные схемки.

Конечно в полноценной разработке есть свой "low-code" — это фреймворки, но это уже полноценное программирование, а не low-code.

Возможно я конечно ошибаюсь, но пока не видел сложных коммерческих проектов сделанных на low-code и пока не вижу технических возможностей их сделать.

Чтобы не быть голословным, немного фактов про сложные проекты:

  1. Любой сложный проект — это тысячи и десятки тысяч IF-оф и прочей логики, завернутые в сотни классов и тысячи функций. Как это рисовать и поддерживать визуально — я не знаю.
  2. Любой сложный проект — это десятки или сотни таблиц, заточенные под конкретные задачи (структура, индексы и тд). Поэтому когда предлагается сделать проект на базе google sheets или airtable, то любому разработчику станет ясно, когда такой low-coder отстрелит себе обе ноги.

Практические кейсы low-code автоматизации бизнес процессов

Если с разработкой сайтов на Тильде все понятно, то с автоматизацией бизнес процессов не все так очевидно, но не менее полезно.

1. Быстрое подключение любого сайта/сервиса к CRM/Facebook/Google Analytics/Яндекс Метрике

Схема

Если сайт на Тильде — подключаем вебхук.

Если самопис — подключаем захватчик форм или отправляем свои вебхуки на заданный url.

Это делается буквально за 1 час.

Как данные начинают поступать в low-code сервис, можно уже визуально мышкой настроить какие данные куда и по какому условию отправлять:

  1. Новую заявку в CRM, чтобы менеджеры обработали заявку
  2. Новую конверсию в Facebook, Google Analytics, Yandex Mertika для оптимизации рекламы
  3. Новую заявку в мессенджер или на почту, для оперативного уведомления о новой заявке.

2. Отправка конверсий из CRM

Схема

Тут обычно 2 задачи:

  1. Отправить конверсию, если в сделке есть client id, но по каким-то причинам это не может сделать CRM.
  2. Отправить конверсию в зависимости от статуса сделки. Тут уже требуются сложные условия и в CRM обычно такого нет.

3. Отправка конверсий оттуда, откуда раньше это было сделать нельзя

Яркий пример GetCourse или какая нибуть самописная CRM, которая не привязывает сделки к client id для аналитики.

В итоге стандартными средствами Google Analytics или Яндекс Метрики зафиксировать конверсии на продажи нельзя.

В этом случае такая схема:

  1. На сайте, на форме регистрации, с помощью вебхука или захватчика форм ловим контакты клиента и его client id
  2. Складываем их во внутреннее хранилище (CRM/CDP)
  3. Когда клиент оплатит или перейдет в нужный статус в сделке, ловим вебхук из CRM или GetCourse
  4. Ищем по email/телефон его client id и если нашли, отправляем в Facebook/Google Analytics/Яндекс Метрике

Единственное условие для такой схемы — клиент должен на сайте оставить контакты и туда можно подключить захватчик форм.

4. Обновление статуса в CRM

Например когда клиент оплатил что-то.

В этом случае ловим вебхук из платежного сервиса, по email ищем сделку по клиенту и меняем статус на нужный.

Схема

5. Добавление вебхуков туда, где их нет (маркетплейсы)

Как получать вебхуки о новых заявках с wildberries и прочих сервисов без вебхуков?

Сервис на себя берет опрос API по крону и преобразование данных в «вебхуки».

Далее работаете как с обычными вебхуками.

6. Уведомление о новых заявках в мессенджеры

Хотите оперативно получать уведомления о новых заявках в телегу чтобы не лазить в CRM? Пожалуйста.

Схема

Итого

Как видим, если разобраться, есть задачи где вполне логично заменить персональную разработку на low-code, но это задачи массовые и типовые.

Рассчитывать на то, что low-code заменит программистов на сложных проектах все же не стоит.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 0 комментариев
null