Как мы увеличили среднее количество заказов в онлайн-магазине систем безопасности до 50% в год
Рассказали, какие технические решения помогли нам оптимизировать сайт с большим трафиком и улучшить его юзабилити.
Привет! Меня зовут Сергей Горелов, я генеральный директор ИТ-компании Логема. Уже 6 лет мы занимаемся разработкой и поддержкой интернет-магазинов. Сегодня я расскажу, как мы улучшили процесс оформления заказа и ускорили поиск на сайте «ТД ТИНКО».
Пара слов о клиенте
Компания «ТД ТИНКО» — крупный поставщик оборудования для систем безопасности. Это противопожарные системы, средства видеонаблюдения, шлагбаумы, огнетушители, домофоны и многое другое. Клиенты «ТД ТИНКО» — организации по всей России: от парикмахерских до торговых центров. Каждый день на сайт компании заходят больше 40 000 человек, чтобы выбрать оборудование из 45 000 позиций.
Какие проблемы нужно было решить
У «ТД ТИНКО» была классная разработка — журнал типовых решений. Представьте, что вы хотите установить домофон с видеонаблюдением и дистанционным замком. Для этого необходимо отдельно заказать: вызывную панель домофона, уличную камеру, электромеханический замок, блок питания и домофон с монитором. А если вы хотите установить охранно-пожарную сигнализацию на крупном коммерческом объекте? В одном таком заказе могут быть десятки наименований. В этом и помогают типовые решения — вам нужно лишь найти подходящий комплект оборудования.
Но проблема в том, что типовые решения были в формате PDF-журнала, и для заказа клиенту приходилось звонить в офис. Что, конечно, было препятствием для него.
Кроме того, сайт компании требовал оптимизации поиска. Решение, которое использовалось на тот момент, хорошо работало с небольшими и средними базами данных, но на высоконагруженном сайте «ТД ТИНКО» давало сбои. Еще одной проблемой был расчет стоимости и сроков доставки — он занимал слишком много времени.
То есть перед нами стояло 3 задачи:
- внедрить на сайт заказы комплектов из PDF-каталога типовых решений;
- оптимизировать поиск на сайте;
- внедрить расчет стоимости и сроков доставки в момент оформления заказа.
Что мы сделали
1. Разработали модуль обмена данными
Системы безопасности — технически сложные решения, их подбор и установка требуют специальных знаний. Чтобы помочь клиентам, «ТД ТИНКО» выпускает журнал с комплектами оборудования для разных задач.
Эти комплекты нужно было перенести из PDF-формата на сайт, добавить возможность поиска и оформления заказа на сайте. Типовые решения уже были в базе 1С, нужно было интегрировать их с Битрикс.
Технически задача выглядела так:
- Спроектировать обмен, чтобы специалисты по 1С могли сформировать файлы выгрузки для сайта;
- Запрограммировать импорт типовых решений на стороне сайта;
- Изменить обмен заказами, дополнив выгрузку типовыми решениями;
- Запрограммировать на сайте разделы и механизмы, которые позволят покупать новый вид товаров.
Реализация
Сайт «ТД ТИНКО» работает на 1С-Битрикс. И в 1С, и в Битриксе есть понятие комплекта. При этом, обе системы понимают под этим одно и то же — товар, который для пользователя выглядит одним наименованием, а для учетной системы — несколькими. Проблема в том, что 1С и Битрикс не умеют обмениваться этими данными.
Стандартные модули обмена в системах не поддерживают выгрузку комплектов на сайт, поэтому мы разработали свое решение на основе XML-выгрузки номенклатуры из 1С.
Но в ходе работы стало понятно, что менять придется слишком много, а использовать имеющийся в системе код импорта — мало. И мы предложили свой формат, простой и достаточный.
Теперь из 1С можно выгружать всю информацию о типовых решениях:
- описание;
- изображения;
- свойства для фильтрации;
- мета-информация для редактора типовых решений.
Данные из XML-файлов импортируются в инфоблоки, аналогично остальным товарам. У типовых решений есть свойства, цены, перечень оборудования и вспомогательная мета-информация. Благодаря свойствам, готовые комплекты можно фильтровать и отбирать по параметрам.
Что получилось в итоге
Теперь все типовые решения на сайте сгруппированы по сферам применения. Это облегчает клиентам поиск подходящего оборудования.
На странице каждого комплекта есть схема и состав оборудования с указанием цены как за весь набор, так и за каждую единицу отдельно. Пользователь может менять количество оборудования и создавать различные конфигурации решения, но удалить из комплекта основные элементы — нельзя.
Все заказы и измененные конфигурации сохраняются в личном кабинете в разделе «Мои решения». Также мы запрограммировали выгрузку в 1С:Предприятие заказов с сайта — для дальнейшей обработки менеджерами. Обработанные в 1С:Предприятие заказы потом выгружаются на сайт вместе с документами. Покупатели могут следить за изменением статусов заказов и скачать необходимые документы.
2. Перенесли поиск по сайту на поисковую систему Elasticsearch
Сначала поиск на сайте осуществлялся через самописные запросы к базе данных. Решение было реализовано на MySQL, из-за особенностей реализации и множества одновременных запросов оно работало некорректно. Для поиска товара в большой номенклатуре со сложной логикой нужно другое решение. Мы предложили внедрить Elasticsearch — это одна из самых популярных поисковых систем.
Elasticsearch — масштабируемая утилита полнотекстового поиска и аналитики. Она в режиме реального времени хранит, ищет и анализирует большие объемы данных. В отличие от MySQL, Elasticsearch быстро находит товары, написанные с опечатками или в других формах.
Такое время отклика позволяет на лету и без видимых задержек перестраивать выдачу, пока пользователь вводит запрос.
Еще мы оптимизировали поддержку актуального индекса и доработали логику поиска по сайту. Теперь индекс актуализируется за 20 секунд, а добавление товара в индекс занимает 0,3 секунды. Плюс мы расширили функциональные возможности поиска и добавили:
- исправление опечаток в поисковом запросе;
- запросы по фразам, где важен порядок слов;
- поиск по отдельным критериям (слово, артикул, фраза);
- параллельную обработку больших объемов данных, с мгновенным подбором наилучшего соответствия запросу;
- чтение или запись данных в режиме реального времени — в пределах одной секунды.
3. Сократили время обработки ответа от ТК
Компания «ТД ТИНКО» работает с пятью транспортными компаниями (ТК). При оформлении заказа пользователь отправляет запрос, а каждая ТК делает свой расчет. Время ответа у всех компаний разное, и ожидание результата в среднем занимает одну минуту. Для пользователя, который хочет что-то купить, минута ожидания — это вечность. Нужно было оптимизировать и ускорить процесс расчета.
Мы изучили документацию API всех служб доставки и детали обмена информацией. Запрос пользователя с сайта отправляется одновременно в пять ТК, а ответы обрабатываются параллельно.
Если за это время ответ от какой-либо ТК не пришел, пользователь увидит только 4 варианта, сможет выбрать ТК из предложенного списка и быстрее оформить заказ.
Для определения адресов мы используем сервисы КЛАДР и ФИАС, а для удобства пользователей подключили сервис подсказок DaData. Когда покупатель начинает вводить адрес, DaData помогает найти его быстрее — время обработки запроса не превышает 30 секунд.
Результат работ
Благодаря непрерывному развитию сайта, увеличился средний чек на 40% и количество заказов у клиента. Средний показатель по росту количества заказов с сайта составил 50% с 2017 по 2022 гг. За последние три года этот показатель сохраняется на уровне 10-30%.
А оптимизированный поиск и сокращение времени ответа от ТК положительно влияют на пользовательский опыт. Теперь клиенту проще находить то, что нужно, а оформление заказа стало быстрее.
Если у вас остались вопросы по кейсу — с радостью ответим в комментариях.
на кдпв axis p1344-e