IT-инфраструктура для бизнеса и творчества
Разработка
Nadya Rumak

Два инженера создали интернет вещей для «умных» приборов учёта ЖКХ «Аура360»

Инженеры и программисты Андрей Козуля и Руслан Райцев начали разработку систем управления и передачи данных сначала для «умного» дома, потом для ЖКХ и энергоресурсов в 2011 году.

Испытали на себе все сложности конструкторской деятельности: создавали идеи, воплощали их в конкретных изделиях, программном обеспечении, технологиях связи, внедряли пилоты и снова модернизировали. Полностью готовый продукт смогли выпустить в 2017 году.

За два года созданная ими компания «РиА-Групп» практически вышла на оборот в 900 тысяч рублей в месяц и планирует в ближайшие три года занять более 10% российского рынка интернета вещей. У компании 130 клиентов.

Предприниматели рассказали о том, как продали личные автомобили и жильё ради разработки, о борьбе с конкурентами, у которых большой административный и финансовый ресурсы, и пилотном проекте в Шри-Ланке и Малайзии.

Увлеклись интернетом вещей

Идея создать технологию и систему передачи данных для электронных устройств возникла у Руслана Райцева и Андрея Козули восемь лет назад во время сотрудничества с газовой компанией. Там они выполняли проект по автоматизации и дистанционному сбору данных с промышленных и бытовых приборов учёта газа для компании «Газпром» на LPWAN-технологии.

До этого друзья занимались торговлей радиоэлектронных товаров, управляли сервисами по ремонту компьютерной и мобильной техники, работали программистами в крупных пятигорских банках.

Параллельно увлекались конструированием различных электронных устройств: системами управления авто- и авиамодельной техникой, системами управления и контроля аквариумных комплексов, системами управления «умных» домов.

Дистанционный сбор данных оказался таким интересным, что коллеги решили продолжить разработки для других сфер: электричества, воды, тепла. На тот момент отрасль только зарождалась, но крупные сбытовые и ресурсоснабжающие организации уже начали проявлять интерес к дистанционному сбору данных и управлению приборами учета энергоресурсов на больших расстояниях.

Руслан и Андрей вовремя увидели большую перспективу, открыли ООО и приступили к работе уже самостоятельно, чтобы с готовой системой пойти в сбытовые организации и предложить им новый продукт. При этом параллельно по найму. Но подходящих технологий связи и протоколов передачи данных не было, их надо было разработать.

Создали свой протокол с нуля

Партнёры начали работать над своей технологией связи — протоколом передачи данных LINC. Его задумывали как универсальный протокол, созданный специально для интернета вещей. Разработать с нуля протокол передачи данных было чрезвычайно сложной задачей.

Процесс сборки устройств системы Архив компании

Вдвоём они стали разрабатывать электронные интеллектуальные устройства, программные комплексы: серверное, облачное, компьютерное и мобильное программное обеспечение. Отладочные комплекты для тестов, электронные компоненты и печатные платы они заказывали из Москвы, ездили за ними в Ростов-на-Дону или Ставрополь. Опытные образцы паяли сами, а небольшие партии заказывали на контрактных производствах в Москве.

На разработку, отладку и тестирование уходило по несколько месяцев. Часто приходилось делать тесты на местности летом в жару, а зимой в сильный мороз. Разработка — дорогостоящее мероприятие, и друзья тратили на это все свои сбережения.

В какой-то момент им пришлось продать личные автомобили, а Руслан продал коттедж в престижном районе Пятигорска. Но денег всё равно не хватало. Пришлось взять кредит в банке — 1 млн рублей. Деньги также уходили на сертификацию оборудования, на это ушло 600 тысяч рублей.

В итоге комплексная система беспроводного сбора данных и управления устройствами интернета вещей была готова, её назвали «Аура360».

Система выглядит так: множество электронных устройств, расположенных на большом расстоянии друг от друга (до 5 км от приёмной базовой станции в городской застройке и до 15 км на открытой местности), обмениваются данными между собой и посылают их через базовые станции (разработанные Андреем и Русланом) на сервера сбора и хранения.

Уже с сервера данные приходят на компьютеры и планшеты потребителей и операторов системы.

Дальнейшее развитие

Первые сложности у партнёров начались в 2014 году с повышением курса доллара. На тот момент это сильно подкосило спрос. Изделия стали дороже на 80%, так как комплектующие (электронная компонентная база) в России пока не производят. Расходные материалы для производства покупают за рубежом.

В то же время сбытовые и сетевые ресурсоснабжающие компании притормозили внедрение новинки с интернетом вещей — у них урезали бюджеты. Поэтому Андрей и Руслан «начали с низов» и стали предлагать свои разработки садовым товариществам, товариществам собственников жилья, коттеджным поселкам. Им удавалось продать систему.

Но кризис дал и определенные плюсы: производство в России стало конкурентным по стоимости с Китаем. Импортные изделия сильно выросли в цене, что позволило компании занимать освобождающиеся от дорогой европейской, израильской и китайской электронной продукции ниши.

Компания «РиА-Групп» с системой «Аура 360» вышла на рынок во второй половине 2017 года. Оборот за 2018 год составил более 7 млн рублей. Раньше выходить на рынок инвестиций предприниматели не хотели.

«Это могло привести к тому, что инвесторы посчитали бы нас стартапом, это привело бы к значительной недооценке компании, — объясняет Андрей Козуля. — Но своих средств уже недостаточно для активного продвижения продукта, рекламы и расширения сбыта».

Теперь, когда есть высококонкурентный продукт, испытанный в реальных условиях, партнёры планируют привлекать инвестиции от стратегических партнёров.

Для этого в 2018 году компания прошла акселерационную бизнес-программу в «Южном ИТ-парке» в Ростове-на-Дону, участвовала в нескольких региональных и федеральных конкурсах. В 2019 году Андрей Козуля стал победителем Национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Цифровая экономика».

Андрей Козуля (второй справа) с победителями премии «Бизнес-успех» Архив компании

Рынок «умных» устройств

Андрей Козуля считает, что привычные средства связи, такие как Wi-Fi и сотовая связь, уже не отвечают современным требованиям коммуникаций по энергоэффективности, габаритам, дальности и ёмкости для быстрорастущего рынка «умных» устройств.

«Мировой и российский рынки интернета вещей, автоматизации и цифровизации на данный момент находятся в стадии начала бурного роста, перспективы настолько огромны, что захватывает дух, — рассказывает Андрей. — Это триллионы долларов по миру и сотни миллиардов рублей по России».

Применять интернет вещей можно в энергетике, ресурсоснабжении, экологическом мониторинге, сельском хозяйстве, мониторинге природных ресурсов и чрезвычайных ситуаций, в транспортной и ресурсодобывающей отрасли, медицине и безопасности, автоматизации промышленности.

Это может дать рост в улучшении качества предоставляемых услуг, повышении уровня и качества жизни людей, значительной экономии природных и человеческих ресурсов.

Партнёры развивают компанию и ведут разработки на собственные средства. Первоначальные вложения и затраты на разработки и конструкторские работы были довольно ощутимыми — больше 10 млн рублей. Вложения пока ещё не окупились.

Главные покупатели системы сбора данных «Аура360» — сектор ЖКХ и энергетики, на котором, как на самом быстрорастущем и быстромонетизируемом рынке, и сфокусировались партнеры.

Сейчас у компании 130 клиентов — это сбытовые компании, сетевые организации, водоканалы, газоснабжающие компании, ТСЖ, дачные и садовые товарищества, управляющие, строительные компании, которых законом обязали устанавливать интеллектуальные системы учета.

Кого-то нашли дилеры, кто-то вышел напрямую через сайт. Козуля и Райцев для поиска клиентов используют прямые продажи и развивают дилерскую сеть (компания представлена в 15 регионах России, всего в сети работает 60–70 человек).

Конкуренты

У компании есть несколько достаточно сильных конкурентов, работающих на зарубежных технологиях связи.

«Например, протокол и технология LPWAN связи LoRaWaN принадлежит американской компании Semtech, — поясняет Андрей Козуля. — Она же выпускает и микросхемы, на которых это работает. Многие наши разработчики, не изобретая свое, пользуются этой частично открытой и разрекламированной технологией».

Такие крупные предприниматели, как, например, основатели проекта «Платон», осознали потенциал и объём рынка, выкупили несколько московских инновационных компаний, которые теперь продвигают с помощью административного ресурса и обеспечивают им крупные отраслевые заказы. С этим сложно бороться.

Нас пока выручает превосходство в технических характеристиках системы, кооперация с крупными производителями приборов учета и очень низкие затраты. Если все-таки выжмут с рынка энергетики, то уйдем в другие отрасли: сельское хозяйство, мониторинг окружающей среды, экологии и чрезвычайных ситуаций, добычу ресурсов, промышленность, медицину, где ниши пока более-менее свободны.

По характеристикам и функциональности конкуренты проигрывают нам (это мы поняли по отзывам и сравнению технических параметров), но сильный административный ресурс и финансовая поддержка обеспечивает им большую часть рынка и крупные заказы.

Андрей Козуля

Компания «РиА-Групп» начинает продвижение на зарубежных рынках — сейчас в Азию, где есть большая потребность в технологичных решениях для учета и экономии ресурсов. С помощью зарубежных партнёров работу системы «Аура360» продемонстрировали в Шри-Ланке и Малайзии, где местные заказчики выразили заинтересованность и предоставили площадки для проведения пилотных внедрений.

Уже идут переводы программ на английский и местные языки, в конце апреля система будет тестироваться на месте. Поступают запросы из Индии и Бразилии.

#интернетвещей

(function () { let cdnUrl = `https://specialsf378ef5-a.akamaihd.net/SelectelBranding/images/` let previousArticleNumber = null let currentArticleNumber = 0 let platform = 'Desktop' let articles = [ { name: 'camera', url: `${cdnUrl}CameraCat`, text: 'умную камеру для\u00A0наблюдения за\u00A0котиками', link: 'https://vc.ru/selectel/306690', num: 3 }, { name: 'chill', url: `${cdnUrl}ChillCat`, text: 'трекер, который подскажет, когда пора отдохнуть', link: 'https://vc.ru/promo/288561-eye-tracker', num: 1 }, { name: 'cloud', url: `${cdnUrl}CloudCat`, text: 'котика: даёшь ему «пять», а\u00A0он делает бэкап в облако', link: 'https://vc.ru/dev/294799-maneki-neko', num: 2 } ] let buttonCycle = document.querySelector('.button--cycle') let buttonChoose = document.querySelector('.button--choose') let buttonMobile = document.querySelector('.button--mobile') let textField = document.querySelector('.selectel-footer-subtitle') let imageAgent = document.querySelector('.image--agent') let banner = document.querySelector('.selectel-footer') buttonCycle.addEventListener('click', cycleClick) buttonChoose.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) buttonMobile.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) let media = window.matchMedia("(max-width: 570px)") media.addEventListener('change', matchMedia) function matchMedia() { if (media.matches) { platform = 'Mobile' } else { platform = 'Desktop' } update() } matchMedia() function cycleClick(event) { sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Right`, 'Click') if (event) { event.preventDefault() event.stopPropagation() } window.open('https://vc.ru/tag/selectelDIY', '_blank') //cycle(event) } function cycle(event) { // incrementArticleNumber() textField.innerHTML = generatedText() imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg?3' imageAgent.setAttribute("class", "") imageAgent.classList.add('image--agent', articles[currentArticleNumber].name) banner.href = articles[currentArticleNumber].link } function update() { banner.href = articles[currentArticleNumber].link imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg' textField.innerHTML = generatedText() } function incrementArticleNumber() { previousArticleNumber = currentArticleNumber if (currentArticleNumber >= articles.length - 1) { currentArticleNumber = 0 } else { currentArticleNumber++ } } const sendEvent = (label, action = 'Click') => { const value = `SelectelDIY — loc: Footer — ${label} — ${action}`; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } }; function generatedText() { let defaultText if (platform === 'Desktop') { defaultText = `Мы тут собрали %text%. Хотите научим?` } else { defaultText = `Мы тут собрали %text%.` } return defaultText.replace('%text%', articles[currentArticleNumber].text) } function getRandom(min, max) { min = Math.ceil(min) max = Math.floor(max) return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min } (function create() { currentArticleNumber = getRandom(0, articles.length - 1) cycle() let page = document.querySelector('.page--entry') if (page) { function insertAfter() { let parents = page.querySelectorAll('[data-id="7"]') let referenceNode = parents[0] referenceNode.parentNode.insertBefore(banner, referenceNode.nextSibling); loaded() } setTimeout(() => insertAfter(), 0) } }()) function loaded() { banner.classList.add('loaded') } loadImages([ `${cdnUrl}CameraCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}ChillCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CloudCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CameraCatMobile.svg`, `${cdnUrl}ChillCatMobile.svg`, `${cdnUrl}CloudCatMobile.svg?3`, ]) function loadImages(urls) { return Promise.all(urls.map(function (url) { return new Promise(function (resolve) { var img = document.createElement('img'); img.onload = resolve; img.onerror = resolve; img.src = url; }); })); } }())
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Знают, что хотят, умеют и делают жизнь вокруг лучше! Спасибо!

1

Вообще, очень интересно. Только вопрос -действительно надо было делать свой "железный" протокол по радиоканалу? Например, вместе с gprs вы бы получили всю ее инфраструктуру, и не надо париться с базовыми станциями через 5 км...

1

Андрей ответил комментарием ниже

0

GPRS уже давно устарел, не способен обслуживать то огромное количество устройств, которые подключаются к сети в данный момент. Плюс ко всему GPRS просто чудовищно не энергоэффективен. Ситуацию призван поправить новый стандарт NB-IoT, по сути тот же gprs, но с более лучшим энергопотреблением и режимами экономии, но проблемы gprs в целом он не решает. Ну и как главный фактор - решения на обеих этих технологиях все равно в 2 - 3 раза дороже решений на LPWAN, не учитывая даже еще и обязательную абонентскую плату.

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Добрый день:)
Нет. Отдельно счетчики абонентам предлагают обычные торговые компании.
Ребята занимаются внедрением системы сбора данных в целом и работают только с председателями, директорами УК, сбытовыми организациями.

1

Уточним

0

Было бы здорово увидеть в статье конкретику - чем новый протокол лучше nbiot или lora в цифрах.
Использовать уникальный протокол очень рискованно для заказчика - со временем цены на ремонт и обслуживание могут взлететь. Или, ещё хуже, компания перестанет работать по этому направлению и протокол не будет иметь поддержки.

0

Описание самой технологии и преимуществ, может занять еще страниц 7-10 статьи ... Можем интересующимся высылать на эл. почту:)
По поводу уникальности - да, всегда есть такие риски, но через это проходят все технологии. Мы в данный момент работаем над подготовкой стандартизации протокола и комплектов для сторонних разработчиков, чтобы максимально популяризировать и расширить перечень устройств, работающих на нашей технологии передачи данных.

0

Это разумно!
Но детали, почему ваш протокол лучше, раскройте хоть немного.

0

Протокол LINC может работать поверх любых существующих каналов передачи данных, сохраняя все присущие им недостатки, но при использовании в выбранном нами узкополосном LPWAN радиоканале нелицензируемых диапазонов, превосходит по характеристикам существующие зарубежные и основанные на зарубежных, технологии связи интернета вещей - LoRaWAN, XNB (Стриж), NB-Fi (Вавиот), ZiNa (Fenix), SigFox, Zig-Bee и т.д.

Ключевым достоинством является то, что протокол LINC v3 обладает уникальными характеристиками, высоким уровнем криптозащиты, наиболее универсален для любых промышленных и отраслевых применений передачи данных и может работать в любой физической среде связи.

В частности LPWAN технология применяемая в системе Аура360 имеет следующие преимущества:
- высокие параметры связи: дальность до 15 км точка-точка (25 мВт)* или до 100 км (с применением направленной ретрансляции).
- идеален для полностью энергонезависимых систем;
- постоянная двусторонняя связь (полудуплекс) даже с автономными устройствами;
- полноценное управление конечными устройствами (в том числе и автономными);
- эффективное использование диапазона частот (UNB);
- связь точка - точка, точка – многоточка;
- реализация режимов ретрансляции и широковещательных команд;
- оптимизирован для устройств с малыми вычислительными ресурсами;
- скорость передачи данных не лимитируется (по спецификациям трансиверов);
- объем передаваемых данных не лимитируется;
- объем данных в пакете до 256 байт;
- до 48000 устройств на канал Базовой станции, до 60 каналов в верхнем диапазоне 868Мгц;
- варианты работы без интернета и облачных технологий в локальных системах;
- возможность работы на любых платформах и компонентной базе;
- высокая защищенность. Криптозащита соответствует спецификации TLS 1.3;
- независимость от санкционной политики иностранных государств;
- работа в широком диапазоне температур: -60 +80С.

2
Читать все 11 комментариев
Проблемы обслуживания YOTA

Привожу небольшой опыт, в целом это нормальный оператор связи, но всё же, пишу пост здесь, так как меня уже нет сил решать мелкие вопросы

Авито возглавила три рейтинга App Annie
Продвижение интернет-магазина одежды из крокодиловой кожи в Яндекс.Директ. Как мы сделали 9 млн оборота в Октябре 2021

Кейс продвижения бутика премиальных изделий из крокодиловой кожи Bardini. Сегодня обсудим, как в текущих реалиях работать с e-commerce, одеждой и премиальными дорогими предложениями. Мы снизили стоимость конверсии в 6 раз и увеличили количество заказов почти в 10 раз. Приятного прочтения!

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Нас продолжают обманывать сервисы онлайн-образования на «Чёрную пятницу» в 2021?

В 2020 я сделал обзор Чёрной пятницы в популярных EdTech проектах: Skillbox, GeekBrains, Нетология, HTML Academy, SkillFactory, Hexlet, Я.Практикум.
Мне стало интересно, как изменилась стоимость курсов и профессий за год, а также какие скидки дают нам образовательные онлайн-сервисы в 2021 году.

Версия 25 ноября
Renault в честь 60-летия модели 4L представила летающий автомобиль на её основе Статьи редакции

Машину выставили во Франции, с 2022 года её начнут показывать в крупных городах США.

Renault Air4 Renault
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

«Альфа-банк» включает в ипотечную страховку условия, которые делают ее недействительной

Кому будет полезна эта статья: Статья заинтересует того, у кого ипотека. Но в особенности, проблема касается тех, чей возраст от 51 года, так что может быть полезна вам, если вы достигли этого возраста или помогаете старшим родственникам, как случилось со мной.

Wildberries обязал покупателей оплачивать возвраты товара, если те получены или уже переданы в доставку
Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

null