Игровые чат-боты: от квиз-викторин до экскурсий в музеях

Как команда студии разработки IT-решений Ananas создала универсальную платформу для чат-бота и адаптировала ее под онлайн-викторины и квесты - рассказывают совладельцы студии Егор Таланцев и Евгений Гавриляк.

Наша студия присутствует на рынке IT-разработки уже 8 лет, с 2015 года. Так сложилось, что первым серьезным проектом команды стал именно бот – мы начали создавать такие решения еще до того, как они стали модным трендом. Это был бот с web-интерфейсом для заказчика из США, выдававший рекомендации по купле/продаже криптовалюты на основе постоянного мониторинга ситуации на биржах по всему миру и анализа Big Data.

Затем, в 2017 году, мы разработали универсальную платформу для создания ботов, которая позволяла сделать бота под любую задачу заказчика, особенно если у него есть свой API – это мог быть голосовой бот или чат-бот в любом дизайне (например, соответствующем бренд-буку заказчика). Интересно, что первой компанией, которая воспользовалась платформой, стало коллекторское агентство. Ему потребовался голосовой бот, который мог взять на себя самую стрессовую часть работы сотрудников – первичные обзвоны должников.

Чат-бот вместо бумажек

В течение последующих нескольких лет области применения ботов все время расширялись. Автоматизация бизнес-процессов с их помощью доказывала свою эффективность в самых разных компаниях. Одновременно появлялись чат-боты для игр, но они были либо очень простые (взять хотя бы всем известную игру «Акинатор» в Telegram), либо становились частью воронок продаж, запускаемых, например, инфобизнесменами - помогали привлекать подписчиков и превращать их в качественные лиды. Наконец, относительно недавно, в 2021 году, чат-боты начали использоваться супермодного тогда и сейчас развлечения: игр-викторин или квизов. Произошло это не без нашего участия, а родоначальником тренда стал не нуждающийся в представлении паб-квиз «Мозгобойня» (ныне Ruda Games). Собственно, те ребята, которые адаптировали европейский опыт и сделали эти интеллектуальные игры популярными в России.

В октябре 2021 года паб-квиз «Мозгобойня», который на тот момент был нашим постоянным клиентом (мы выполняли и продолжаем выполнять функции отдела техподдержки сайта и разработки IT-проектов на аутсорсинге) обратился к нам с нестандартной задачей. Нас попросили создать решение для домашней версии «Мозгобойни» под названием «Мозгопати», рассчитанной на 6 человек или такое же число команд. Идея была в том, чтобы игру можно было купить, скачать на компьютер и отвечать на вопросы викторины с мобильного устройства вместо заполнения бумажных бланков ответов (дома возиться с бумажками очень неудобно).

Разработка такого решения с нуля потребовала бы от компании инвестиций в размере нескольких миллионов рублей и заняла бы минимум полгода. Однако мы сразу поняли, что гораздо проще, в разы быстрее и на несколько порядков дешевле будет сделать чат-бота на нашей платформе и реализовали такой проект. Вот как он работает.

После запуска игры на телевизоре или мониторе компьютера каждый игрок сканирует QR-код и в браузере его мобильного устройства появляется электронный бланк для ответов на вопросы – это и есть бот. Тот, кто отсканирует код первым, становится главным игроком и получает доступ к расширенному управлению игрой. Он может переключать туры и вопросы, проверять ответы и т.д.). Кроме того, бот может автоматически проверить правильность ответа и вести подсчет баллов каждого участника с формированием итоговой таблицы результатов.

Главная сложность заключалась в синхронизации поведения мобильного устройства и большого экрана, так как они не подключены друг к другу напрямую и между ними нет коммуникации. Для этого мы встроили в бот систему событий, которая передается с одного устройства на другое. Когда игрок использует бот и нажимает кнопку, происходит событие, затем передается на браузер и сам браузер реагирует на него – запускает действия для воспроизведения игры. Подобная система интеграции – на данный момент единственная на платформе.

От викторин к квестам

В 2022 году компания, владеющая барным квизом Мозгобойня, сформировала хэд-бренд с неймингом Ruda Games и трансформировалась в холдинг, который занимается разработкой, а также издательством интеллектуальных онлайн-игр, реализуемых через магазин PartyStore. Мы настроили нашего бота так, что он, по сути, может быть пультом управления для любой из этих игр.

Например, с его помощью можно создавать интерактивные квесты. Так, в том же PartyStore есть детективная игра Р.Э.К.С., управляемая через наш чат-бот. Механика все та же: квест запускается на компьютере, игрок сканирует QR-код с помощью мобильного устройства и выполняет игровые задания (отвечает на вопросы) уже с него. Чат-бот из здесь выполняет функцию бланка для ответов с автоматический проверкой их правильности.

Чат-бот для музеев

Просто играть в игры весело и хорошо. А если при этом игрок получает полезные знания - еще лучше. В конце прошлого года мы поняли, что наш чат-бот может быть использован и в образовательных целях. К нам обратились сотрудники одного из российских музеев – им нужно было интерактивное решение, которое помогло бы сделать музейные экскурсии более интересными для детской аудитории. Так на все той же платформе мы к концу февраля разработали и успешно провели тестовые запуски игры, которая превращает обычную экскурсию в увлекательный квест для группы детей. Одновременно внимание ребенка концентрируется на экспозиции, информация

усваивается легче. Отличий от предыдущих решений здесь два:

  • Игра идет полностью на мобильном устройстве - ПК не нужен.
  • Скрипт бота связан непосредственно с экспозицией конкретного музея.

После оплаты билета игроку на его электронный адрес приходит ссылка на виджет, в который встроен бот. Затем игрок получает карту музея с указанием локаций, соответствующим той или иной части экспозиции. Как только игрок подтверждает, что находится в нужной точке, ему приходит вопрос. Для продолжения игры ребенок, осматривая экспонаты, должен найти ответ и ввести его в соответствующее поле, либо выбрать подходящий вариант ответа. Если ответ верный, бот сразу переходит к следующей карте-картинке и вопросу. При неправильном ответе игрок может воспользоваться подсказками в количестве не более двух штук (счетчик подсказок сбрасывается перед каждым новым вопросом).

При создании этого бота технология адаптации платформы под игры уже была хорошо отработана – достаточно было написать скрипт бота и согласовать его с заказчиком. В целом можно говорить о том, что на рынке IT-решений возникает новый тренд – переход от так называемых конструкторов чат-ботов именно к универсальным платформам, на основе которых можно быстро создавать бота с любым функционалом для любого мессенджера.

11
Начать дискуссию