10 вопросов, которые нужно задать веб-студии перед началом разработки мобильного приложения

Чтобы получить качественное мобильное приложение для бизнеса, мало выбрать команду сильных и опытных разработчиков. Также нужно обсудить важные детали «на берегу» — в этом случае вы избежите неприятных сюрпризов и будете готовы к успешному запуску продукта. В статье делюсь 10 советами, какие вопросы нужно задать компании-разработчику перед началом работы.

1. «Проводите ли вы анализ целевой аудитории, конкурентов, отрасли?»

Если приложение по задумке должно реализовать инновационную идею/отличаться от конкурентов/забрать себе часть аудитории/быть максимально удобным пользователю, необходим подробный предварительный анализ. Чтобы продукт «зашел», нужно:

  • определить целевую аудиторию, выяснить ее проблемы, проверить, есть ли у целевой аудитории запрос, который удовлетворит приложение;
  • прописать путь пользователя по приложению;
  • выделить и изучить конкурентов, продумать функции, которые будут отличать продукт от них.

В некоторых веб-студиях есть продакт-менеджеры и аналитики, которые занимаются сбором и анализом информации, помогают сделать приложение интереснее для целевой аудитории, выделиться среди конкурентов. Если такого человека в команде нет, подготовительную работу придется провести самостоятельно или нанять эксперта отдельно.

К примеру, вот так выглядит работа аналитика в моей команде. Сбор информации идет вместе с комментариями по анализу и выводами для следующего этапа.
К примеру, вот так выглядит работа аналитика в моей команде. Сбор информации идет вместе с комментариями по анализу и выводами для следующего этапа.

2. «Поможете ли вы составить техническое задание?»

Чтобы результат разработки соответствовал запросу заказчика, нужно составить ТЗ как можно более четко. «Хороший тон» — не приступать к созданию приложений без ясно описанных задач: такой подход говорит об адекватном отношении команды к работе. Но то, что кажется понятным клиенту, разработчики могут понять по-своему, поэтому хорошо, если в штате компании есть аналитик. Он обсудит с заказчиком требования к проекту, выяснит дополнительные пожелания, сможет «перевести» их на понятный программистам язык. В этом случае риск переделок из-за того, что команда неверно поняла задачу, сводится к нулю, сроки разработки не растягиваются.

3. «Есть ли у вас опыт разработки приложений со схожим функционалом?»

Перед тем, как выбрать подрядчика, предприниматели изучают портфолио кандидатов. Но не всегда на сайте описаны все приложения и веб-сервисы, которые разрабатывала команда: некоторые кейсы могут быть еще не оформлены, другие — находиться под NDA. Поэтому при обсуждении проекта стоит уточнить, есть ли у разработчиков опыт в вашей или смежной сфере. Его наличие позволит команде быстрее влиться в работу, не тратить много времени на изучение особенностей рынка.

Например, если веб-студия уже работала с государственным вузом, ее сотрудникам будет проще понять специфику работы другого учебного заведения. Или вариант с подобным функционалом в разных сферах: к примеру, мы разрабатывали трекинг-систему для частной скорой помощи в Болгарии, и сможем применить этот опыт для создания сервиса службы такси.

4. «Как вы выбираете схему оплаты?»

Если заказчик еще не сталкивался с мобильной разработкой, ему сложно понять самому, какая схема выгоднее для его проекта. Поэтому стоит обсудить это с командой перед стартом: для небольших проектов с предельно четким ТЗ или для проектов с участием государства, тендеров подойдет Fixed Price, а крупные проекты, которые могут меняться в процессе создания лучше разрабатывать по Time&Material. Подробнее об этих схемах можно прочитать в этой статье. Перед тем как заключить договор на разработку, попросите менеджера объяснить, какой вариант больше подходит для вашего приложения.

5. «Сколько будет стоить приложение в итоге?»

Назвать точную сумму, которую придется потратить на разработку, до старта не всегда возможно. Но веб-студии все же делают предварительные оценки, точность которых зависит от технического задания и того, будут ли задачи меняться в процессе работы. Если бюджет, заложенный на проект, ограничен, стоит сразу обозначить это. Обсудите с командой, какой функционал можно создать за эти деньги. Чтобы разговор был продуктивным, подготовьтесь заранее:

  • выпишите все функции, которые должно выполнять приложение;
  • разделите их на категории: основные, важные, желательные.

Вместе с разработчиками соотнесите ранжированный список и сумму, которую можете вложить в разработку.

6. «Сколько времени пройдет от старта до релиза?»

Разработчики предварительно оценивают не только стоимость, но и сроки исполнения проекта. Кроме примерной даты, когда приложение будет готово полностью, вы можете уточнить, можно ли выпустить MVP раньше. MVP — минимально жизнеспособный продукт, версия, которая выполняет главные функции. Ее запуск позволяет проверить бизнес-идею раньше, оценить спрос на приложение, скорректировать его с учетом пожеланий первых пользователей.

7. «Какие специалисты войдут в команду проекта?»

Создание мобильного приложения — задача не только для программистов. В коллектив веб-студии обычно входят проджект-менеджеры, UX/UI-дизайнеры, разработчики, тестировщики и другие специалисты. Каждый из них вносит свой вклад в успех готового продукта.

Перед стартом проекта выясните, какие сотрудники будут работать над приложением, сколько времени каждого из них заложено в план, каковы их почасовые ставки. Это позволит лучше понимать, что делает команда, и какие услуги вы будете оплачивать.

8. «Какие дополнительные услуги вы оказываете?»

В команду IT-компании могут входить сотрудники разных профилей: копирайтеры, иллюстраторы, маркетологи, SEO-специалисты, таргетологи и другие. Если вы обращаетесь в крупное диджитал-агентство, уточните заранее, какие услуги они могут предоставить кроме разработки. Например, это могут быть:

  • создание контента для приложения;
  • настройка рекламы и продвижение продукта;
  • составление маркетинговой стратегии.

Компания может либо сама оказывать такие услуги, либо у нее могут быть проверенные партнеры. Это сэкономит время на поиск нужного подрядчика.

9. «Как часто вы предоставляете отчеты?»

В процессе работы по схеме Time&Material команда предоставляет заказчику отчеты о выполненных задачах и затраченном на них времени, по ним производится оплата услуг. Например, мы обычно общаемся с клиентом по проекту раз в неделю. Но ответить на возникающие вопросы готовы в любое время. Договориться о порядке отчетности нужно в начале, чтобы в процессе работы не заставлять друг друга нервничать.

Также стоит обсудить действия в случае непредвиденных ситуаций. При разработке могут появиться дополнительные задачи, иногда возникают проблемы, которые способны сдвинуть сроки сдачи проекта. Если команда придерживается принципов прозрачности в отношении клиентов, менеджер сразу предупреждает клиента о сложностях, объясняет риски и оценивает задержку. Такой подход позволяет «держать руку на пульсе» и защищает от неприятных сюрпризов.

Пример нашего еженедельного отчета заказчику
Пример нашего еженедельного отчета заказчику

10. «Что будет с приложением после релиза?»

Когда продукт готов и запущен, впереди еще много работы. Мобильному приложению требуются поддержка и развитие. У пользователей могут возникнуть новые запросы, для удовлетворения которых понадобятся новые функции. Если же во время работы возникнет баг, исправить его будет проще разработчикам, которые создавали приложение. Поэтому нужно выяснить, занимается ли команда поддержкой своих продуктов, уточнить, каковы условия. Например, некоторые компании предлагают свои клиентам абонементы на сервисное обслуживание: при их оплате вы ежемесячно «бронируете» часы сотрудников для работы над своим продуктом. Эта схема гарантирует, что при возникновении проблем или новых потребностей, вам не придется искать новых подрядчиков или ждать, когда освободятся разработчики.

Подведем итог

Выбор опытной, «скилловой» команды для создания приложения не гарантирует вам отсутствие проблем сам по себе. Чтобы получить продукт, который упростит вашу работу или завоюет доверие у целевой аудитории, нужно наладить с разработчиками контакт. Для этого необходимо общаться, задавать вопросы, выстраивать рабочие отношения. Если обе стороны открыты к обсуждениям, готовы совместно решать возникающие задачи, мобильное приложение или любой другой продукт станет хорошим инструментом, удовлетворит запрос заказчика. Продолжение сотрудничества после релиза также позволит лучше адаптировать приложение к потребностям пользователей.

1010
Начать дискуссию