Как FinOps повышает рентабельность бизнеса в облаке

Все больше компаний используют в работе облачные технологии. Чтобы оптимально распределять на них расходы, можно обратиться к методологии FinOps. CEO IT-интегратора Hilbert Team Вячеслав Бессонов рассказал подробно, в чем суть данной методологии, кому она нужна и как ее внедрить.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

В 2023 году облачный рынок в России показал прирост около 40%. При этом мировые исследования показывают, что порядка 30% расходов на облако тратится впустую. Поэтому набирает популярность FinOps — новая методология оптимизации расходов на IT-инфраструктуру.

Почему бизнесу важно контролировать расходы на облако

Облако, с одной стороны, позволяет бизнесу снизить расходы и не строить собственные центры обработки данных, с другой — усложняет анализ расходов на инфраструктуру, из-за чего падает маржинальность компании и принимаются неверные управленческие решения. Приведу пару примеров.

Пример 1. Saas-компания продает корпоративным клиентам три онлайн-сервиса — СRM, маркетинговую и аналитическую платформы. Из-за сложности анализа облачных расходов у компании нет четкого понимания стоимости инфраструктуры для каждого сервиса в разрезе различных сегментов рынка. Часто в таких случаях расходы на инфраструктуру делятся поровну или распределяются в соответствии с весовыми коэффициентами. Это может приводить к неверной оценке текущего состояния бизнеса. Например, в реальности может оказаться, что расходы на аналитическую платформу в сегменте МСБ значительно превышают расходы в других сегментах рынка при относительно небольшом среднем чеке у МСБ. Если бы компания использовала модель FinOps, то имела бы более реалистичную модель расходов, могла бы оптимизировать облачную инфраструктуру, скорректировать ценовую политику, стратегию работы отдела продаж и, возможно, отказалась бы от продления некоторых контрактов с неприбыльными клиентами.

Как FinOps повышает рентабельность бизнеса в облаке

Пример 2. Понимание рентабельности важно не только в разрезе продуктов и сервисов, но и заказчиков. «Размазывание» расходов на IT-инфраструктуру по заказчикам приведет к тому, что P&L-модель (модель для оценки прибыли и убытков) не будет отражать реальность и не позволит принимать адекватные управленческие решения. Например, расходы компании на инфраструктуру одного из заказчиков могут значительно превышать расходы на других клиентов, что приводит к его убыточности. Используя FinOps, можно принять одно из решений: либо повысить стоимость чека для этого заказчика, либо вообще прекратить работу с ним.

Как FinOps повышает рентабельность бизнеса в облаке

Пять особенностей облака

Чтобы понять, как оптимизировать расходы на облако, нужно для начала рассмотреть само понятие облачной инфраструктуры и ее отличия от локальной: когда компания хранит данные и ПО на собственных или арендованных серверах. Можно выделить пять основных особенностей облака:

  1. «Бесконечные» ресурсы. Облако может хранить и обрабатывать большое количество данных. Например, продавцу не нужно беспокоиться о том, что онлайн-магазин не выдержит поток пользователей в «черную пятницу». Облачные ресурсы включают в себя: виртуальные машины (аналог сервера, который позволяет запускать приложения и операционные системы), диски (виртуальный аналог физических накопителей типа SSD, HDD), сети (аналог традиционной локальной сети в дата-центре). Все это клиент облачного провайдера может использовать без ограничений.
  2. Модель расчетов Pay As You Go. Пользователь платит только за те объемы облака, которые использует в настоящий момент времени.
  3. Эластичность цены. В облаке эластичны не только ресурсы, но и цены на них. Это значит, что они меняются во времени в зависимости от текущего спроса и предложения.
  4. Распределение ответственности за принятие финансовых решений. Если раньше такие решения принимал исключительно топ-менеджмент, то сейчас каждый инженер, работающий в облаке, влияет на финансовое благополучие бизнеса. Любое изменение — создание новых ресурсов, удаление или изменение существующих в облачной IT-инфраструктуре, произведенное инженером, немедленно начинает влиять на ее общую стоимость и, соответственно, на расходы компании. Например, после создания инженером новой виртуальной машины облачный счет компании увеличится на ее стоимость. Это значительно отличается от случая традиционной on-premises IT-инфраструктуры, когда расходы планируются заранее IT-директором, финансовым директором и отделом закупок.
  5. Контейнеризация и оркестрация. Использование контейнеров — модулей, в каждом из которых запускается одно приложение, и специализированных оркестраторов — сервисов для организации управления микросервисными приложениями, таких как Kubernetes, стало практически стандартом для разработки и запуска современных приложений. Однако это усложняет анализ инфраструктуры. В Kubernetes могут быть запущены десятки, сотни или тысячи приложений, и определить, сколько фактически ресурсов использует отдельное приложение, сложно.

Чтобы контролировать такую сложную и постоянно меняющуюся инфраструктуру, на помощь приходит FinOps.

Что такое FinOps

FinOps (Finance Operations) — это новая развивающаяся методология, цель которой — оптимизировать бизнес за счет улучшения IT-инфраструктуры путем внедрения инструментов мониторинга, анализа и управления затратами на ресурсы. FinOps помогает ответить на вопросы: «Сколько средств вы тратите в облаке?», «Кто именно тратит?», «На что конкретно вы расходуете средства?».

Сам термин возник недавно, хотя первые практики с 2012 года начали внедрять американские компании Adobe и Intuit и австралийские Qantas и Tabcorp, а в 2017 году — британские British Petroleum и Sainsbury. В то время компании использовали термины «управление облачными затратами» и «оптимизация облачных затрат».

Примерно с 2020 года FinOps активно внедряется во всем мире. Британский лоукостер Southwest Airlines сформировал отдельный департамент FinOps, Nike открыла подразделение Cloud Business Office. Списки вакансий для менеджеров FinOps в крупных облачных компаниях, таких как Pearson, Spotify и Randstad, все чаще появляются на LinkedIn.

Российский IT-рынок примерно на два-четыре года, по данным провайдера облачных технологий и AI-решений Cloud, отстает по уровню развития от мирового по таким показателям, как технологичность облаков, размер облачного рынка, использование облачных технологий бизнесом. FinOps в нашей стране только развивается: появляются FinOps-решения внутри облачных провайдеров, создаются команды по FinOps на стороне бизнеса, на рынок выводятся новые специализированные инструменты.

Мы в Yandex Cloud предоставляем инструменты и пользовательский интерфейс, чтобы клиенты могли самостоятельно решать некоторые задачи FinOps, используя ресурсы Yandex Cloud. Например, в биллинге (это программное обеспечение, которое учитывает количество оказанных услуг, выставляет за них счета клиентам и обрабатывает платежи) можно задавать маркеры, которые сообщают пользователю о том, что он достиг порога потребления — когда заканчиваются средства на лицевом счете или подходят к концу арендованные ресурсы. Для более сложных задач компании могут использовать API и интегрировать наш биллинг в собственные внутренние порталы, чтобы комплексно внедрять FinOps-подход.

Александр Долбнев, руководитель направления по работе с финсектором Yandex Cloud

Примеры инструментов FinOps

Облачная платформа регулярно выставляет клиентам Cloud ill — это документ, который показывает, сколько бизнес тратит на облачные услуги. Он похож на чек из супермаркета и состоит из списка услуг и цен на них, но разобраться в нем и тем более принять какие-либо бизнес-решения на его основе практически невозможно.

Пример Cloud Bill
Пример Cloud Bill

Облака и сторонние вендоры предоставляют инструменты для анализа этих счетов. С их помощью можно понять разбивку затрат по сервисам: сколько вы потратили на виртуальные машины, сколько — на объектное хранилище (специализированное облачное хранилище, напоминающее Google Drive, Yandex Disk, но обладающее большими возможностями и использующееся организациями для хранения больших массивов неструктурированных данных) и так далее. Однако этих данных также недостаточно, чтобы понять, где ресурсы используются неэффективно и как их можно оптимизировать.

Чтобы решить эту проблему, на рынке появились специализированные FinOps-инструменты. Например, «Хайстекс Оптскейл», Cloudmaster, Cloud Advisor. Они дают простое и эффективное бюджетирование по категориям: можно контролировать затраты по продуктам, командам, релизам и другим факторам. Есть также категория неаллоцированных расходов, то есть расходов, которые не разбиты по категориям и за которые пока неясно, кто должен платить. Очень важно, чтобы эта метрика постоянно шла вниз.

Интерфейс Хайстекс Оптскейл
Интерфейс Хайстекс Оптскейл

Помимо этого FinOps дает инструмент форкастинга (прогнозирования), который позволяет оценить, сколько вы заплатите за облако в конце месяца. Самое ценное в этих инструментах — это то, что они показывают в режиме реального времени, как компания может оптимизировать облачные расходы, и предлагают конкретные шаги по оптимизации.

Жизненный цикл FinOps

В жизненном цикле FinOps есть три основные фазы:

  1. Мониторинг. На этом этапе внедряются инструменты мониторинга, которые следят за облачным потреблением, и распределяются расходы по командам, продуктам и т. д.
  2. Анализ. В данных, собранных FinOps-инструментом, ищутся аномалии — например, пики потребления, которые ничем не объяснимы, или неутилизированные ресурсы, а затем разрабатываются варианты дальнейших действий для оптимизации этих расходов.
  3. Оптимизация. На последнем этапе принимаются конкретные решения об оптимизации. При этом предварительно важно сравнить цифры: сколько денег сэкономит бизнес и сколько это будет стоить. Иногда цена оптимизации дороже, чем сама экономия от нее — в этом случае, конечно, оптимизацию делать не стоит. Все оптимизации делаются исключительно на основе цифр и только в том случае, если они имеют положительный бизнес-эффект и повышают маржинальность.

На третьей фазе все не заканчивается. FinOps — это цикл, поэтому после завершения третьей фазы снова наступает первая. С каждым кругом улучшаются процессы, оптимизируются затраты и увеличивается эффективность бизнеса.

Сложности при внедрении FinOps

При внедрении методологии FinOps компании могут столкнуться с некоторыми препятствиями:

  1. Затраты на внедрение FinOps. Это требует времени, усилий и инвестиций в обучение, процессы и инструменты, и может быть сложной задачей, особенно для компаний с существующими сложными финансовыми структурами или устаревшими процессами управления расходами.
  2. Необходимость культурных изменений: FinOps требует сотрудничества и взаимодействия между финансовыми, техническими и операционными командами. Изменение культуры и совместная работа между различными отделами могут быть сложными и потребовать времени и усилий.
  3. Нехватка навыков и экспертизы: финансовый анализ, оптимизация расходов и управление облачными ресурсами требуют специализированных навыков и экспертизы. Недостаток квалифицированных специалистов в области FinOps может быть ограничивающим фактором для успешной реализации стратегии, так как рынок только формируется.

Стратегии оптимизации

Существует два основных подхода к оптимизации в FinOps.

Первый — оптимизация числа ресурсов. Включает в себя удаление неиспользуемых ресурсов, перемещение редко применяемых данных в более дешевые хранилища, оптимизацию утилизации ресурсов и другие процессы. Эти процессы выполняются децентрализованно: FinOps-команда отдает инженерам предложения по оптимизации, а они уже принимают конечные решения. Только инженеры знают, нужна ли компании каждая конкретная виртуальная машина и каждый кластер Kubernetes.

При оптимизации числа ресурсов в первую очередь вспоминают compute (ресурсы CPU и RAM, т. е. вычислительные мощности и оперативная память, которые предоставляются облачным провайдером). Но нужно помнить также, что оптимизировать можно базы данных, диски, объектные хранилища. Очень часто при подсчетах забывают про сети и трафик, хотя эта категория может быть значительным драйвером стоимости облака.

Второй процесс — это оптимизация стоимости используемых ресурсов. Этот процесс происходит централизованно, решения принимают совместно команда по FinOps и финансовый отдел. У них есть полная картина инфраструктуры перед глазами, они знают, как она развивается, какие есть постоянные части, а какие — меняются. Таким образом, они могут оптимизировать стоимость инфраструктуры путем заключения долгосрочных контрактов с облачными провайдерами с получением скидки.

Как FinOps повышает рентабельность бизнеса в облаке

Правильный процесс внедрения FinOps хорошо описывает подход Crawl Walk Run (буквально «ползти — идти — бежать»). В начале этого подхода компания «ползет», то есть выполняет минимальный набор действий, чтобы начать использование новой методологии. Затем, после того как компания получила некоторый опыт и уверенность, она «ходит», то есть расширяет использование методологии. Наконец, когда компания достигает определенного уровня зрелости, она «бежит», то есть полностью использует все возможности FinOps.

Автор: Вячеслав Бессонов, DevOps и FinOps-эксперт, CEO системного IT-интегратора Hilbert Team
Первоисточник статьи: РБК

33
Начать дискуссию