Что будет если простить сотрудника за воровство?

ЧТО ЕСЛИ - серия коротких заметок, основанных на личном опыте.

Наблюдение: изменение в поведении сотрудника, пойманного на воровстве

Тест: зафиксировать изменение поведенческих паттернов после события, которое нанесло ущерб организации

ИСТОРИЯ

Был у нас случай в 2015-2016 году, когда мы перевезли сотрудников из другой страны, не будем приводить название, дабы не порочить имена других честных граждан. По началу все шло хорошо, пока я не стал замечать некоторые странности: а именно, мы не так давно ввели партнерскую программу по которой наши клиенты могли порекомендовать других клиентов, а мы в свою очередь, естественно выплачивали партнерское вознаграждение.

Проходит примерно две недели и руководитель отдела продаж присылает нам реквизиты дял перевода, типа закрыли сделку по рекомендации и она готова передать вознаграждение этому клиенту. Работали мы на тот момент по другому, без чатов в тг, все было по почте, копии, как обычно не всегда ставились, а РОП имел доступ к удалению данных по входящим лидам.

Данное действие меня сразу насторожило и я решил проверить этот контакт и копнул чуть глубже: спросил телефон и другую информацию по клиенту, как оказалось в последствии - это просто был знакомый нашего РОПа, она удалила записи в CRM по входящему лиду и просто завела его, как новый.

Вызвали её на разговор. Призналась, но только после того, как мы показали ей вк страницу и то, что этот "клиент" находится у нее в друзьях и бизнесом никаким не занимался.

По доброте душевной мы её простили и подумали вместе на тем, как можно заработать больше, потребность то явно есть.

И ЭТО БЫЛО ЕЩЕ БОЛЬШЕЙ ОШИБКОЙ

Сотрудник не просто усвоил урок, но стал еще хитрее. Через месяц вскрылось, что по нашим входящим лидам, кто то начал продавать, а тогда и в помине еще не было сервисов по трекингу заявок с чужих сайтов. Кто-то действовал изнутри. Мы провели расследование, отправили пару подставных заявок и обнаружили, что по ним отрабатывает наш же собственный менеджер от лица другой организации.

ЗАНАВЕС

Заходим на сайт, а там вся наша методика продаж под копирку, а стоимость естественно на 10% дешевле. Далее все просто, скандал, увольнение, но допустили ошибку, в суд подавать не стали, а надо было, так как этот колл-центр до сих пор продолжает работать.

На примере реального кейса о сотруднице, которая использовала доверие компании для личной выгоды, разберем, как избежать повторения таких сценариев.

Позитивные стороны инцидента:

✅ Выявление уязвимостей.

История показала слабые места в CRM: отсутствие аудита изменений, ограниченный контроль за удалением данных.

✅ Укрепление процессов.

После увольнения сотрудницы мы внедрили историю правок в CRM, еженедельные отчеты по лидам и правильное разграничение по доступам.

✅ Проактивность команды.

Коллеги стали внимательнее к подозрительным действиям, что снизило риски повторения ситуации.

Негативные последствия:

❌Финансовые потери.

Помимо украденных вознаграждений, пришлось тратить ресурсы на расследование и перестройку процессов.

❌Репутационные риски.

Конкуренты использовали украденные методики, что временно снизило нашу долю рынка.

❌Потеря доверия.

После случая возникла атмосфера подозрительности в коллективе, что повлияло на командный дух.

Рекомендации для бизнеса:

1. Разделяйте доступы.

Ограничьте права на удаление данных. Например, только руководитель или IT-отдел могут вносить необратимые изменения.

2. Цифровой след.

Внедрите системы трекинга для фиксации действий сотрудников в CRM.

3. Прозрачность мотивации.

Свяжите бонусы не только с количеством, но и с качеством сделок. Проводите случайные проверки, например 5% от закрытых сделок.

4. Юридическая подушка.

Всегда оформляйте договоры о материальной ответственности и NDA. Даже если не планируете судиться, это сдерживает недобросовестных сотрудников.

Выводы

История учит: доброта без подкрепления системами контроля опасна. Прощение сотрудника, уличенного в воровстве, как минимум без пересмотра процессов — прямой путь к эскалации проблемы. Таких сотрудников проще увольнять, а самой компании нужен баланс между доверием и проверками: автоматизация аудита, прозрачные KPI и регулярный анализ рисков.

Что будет если простить сотрудника за воровство?

Приглашение в децентрализованное сообщество предпринимателей отправляет ТГ бот.

P.S. Если столкнулись с похожей ситуацией — не повторяйте нашей ошибки. Подавайте в суд даже при небольших суммах: это не только вернет деньги, но и создаст прецедент, защищающий других предпринимателей.

5
3 комментария