Как сервис сделка.дом.рф стал одним из востребованных на рынке?
Как проводить сделки с недвижимостью быстро, безопасно и с гарантией качества? Рассказываем, как сделка.дом.рф стал одним из востребованных сервисов на рынке.
Что такое сделка с недвижимостью
Сделка с недвижимостью – это процесс, при котором права на недвижимость передаются между двумя или более сторонами, в результате которого меняется состав собственников.
Любые сделки (например, купля-продажа квартиры или земельного участка, приобретение прав на строящийся объект или дарение) подлежат регистрации в Росреестре. Раньше единственным способом зарегистрировать право было личное обращение в офис МФЦ или территориальное подразделение ведомства.
Теперь для этих целей граждане также могут воспользоваться современными цифровыми сервисами для удаленной подачи документов. Проведение таких сделок ничем не отличается от проходящих в офисах МФЦ, кроме того, что все этапы регистрации проходят дистанционно (без физического присутствия). Единственное условие – наличие у сторон соглашения электронной подписи.
Немного истории
Порядок подачи документов в Росреестр в электронной форме в России впервые был введен в действие со 2 января 2017 года, когда вступили в силу отдельные статьи ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». С начала этого периода ведомство начало принимать заявки на проведение государственной регистрации от участников сделок с недвижимостью в электронном виде. Такая возможность предоставлялась как на портале Росреестра с использованием личного кабинета участника, так и посредством подключения к API Росреестра.
До этого всем было известно, что личный визит участников для сдачи на регистрацию договора купли-продажи или долевого участия и любых других документов, подлежащих регистрации, процесс долгий, тяжелый, требующий предварительной подготовки. В случае застройщиков, которые «огромными стопками» носили в Росреестр свои ДДУ, задержку в сдаче или получении документов всего лишь на 1-2 дня можно было смело приравнять к недополучению запланированных доходов: в то время деньги в счет оплаты договора, которыми девелоперы могли сразу распоряжаться, они получали только после регистрации. Тогда можно было наблюдать банкротство многих девелоперских компаний из-за неверной стратегии или попросту в результате мошенничества. Использование таких защитных механизмов, как счета эскроу, изменило ситуацию, но об этом как-нибудь поговорим в другой статье.
А рынок «кипел»: ипотека набирала обороты, партнерство банков и застройщиков делалось все теснее, объемы росли. Процессу приобретения недвижимости требовалась оптимизация, упрощение и скорость. Основным трендом стал переход в онлайн. Идея заключалась в том, чтобы не тратить время участников сделки на подачу заявок на получение ипотеки в банк, проведение расчетов и регистрацию в Росреестре.
Банки и IT компании стали создавать решения по интеграции с Росреестром. «Обкатка» проводилась на сделках с ипотекой, т.к. требовался оператор (так сказать «дирижер») всего этого процесса, а банки и их ипотечные менеджеры очень для этого подходили. Спустя три года доля электронных регистраций составляла уже около четверти ипотечного рынка недвижимости.
Теперь о нас
Для вывода своего продукта нам требовалось решить задачи сразу двух стратегий развития группы: цифровизация ипотеки и формирование рынка электронных закладных. Причем задача по закладной и по сей день является амбициозной. Цифровизация закладных предполагает собой необходимость учесть правила и условия залогового кредитования всех банков, которые никак не могут быть одинаковыми (и сильная схожесть тут тоже не поможет). Ко всему к этому сделать это нужно было быстро и эргономично для внутренних процессов госкорпорации.
У нас был выбор: позаимствовать решение на рынке или сделать с нуля своими силами. Учитывая наш опыт, экспертизу и возможности, пошли в сторону своей разработки. Аудитория ДОМ.РФ крайне велика, поэтому в приоритете было сделать изначально безопасно и качественно. Да и разбираться в том, что может пойти не так, позволить мы себе не могли и не можем сейчас.
О чем много думали
Чтобы выпустить свой продукт востребованным на этапе минимального жизнеспособного нам предстояло:
· смоделировать путь нашего пользователя и его клиента: где и когда они будут, и что им для этого надо (или не надо)? В итоге разработать бизнес-процесс от момента быстрого подключения к сделка.дом.рф и до момента получения всеми участниками комплекта зарегистрированных документов;
· определиться с основным набором функций, которые используются в первую очередь. Для нашей аудитории это сделки по приобретению квартир в новостройках;
· подключиться к API Росреестра и успешно протестироваться. Задача не особо сложная, но пришлось повозиться;
· подключить несколько удостоверяющих центров. Это организации, которые получают аккредитацию в Минцифре и могут выпускать усиленные квалифицированные электронные подписи участникам сделки. Только такой тип электронной подписи подойдёт для документов, отправляемых в Росреестр, которые тоже в этом процессе электронные. Почему несколько? Во-первых, один может «сломаться», а сделка происходит здесь и сейчас. Во вторых – антимонопольное законодательство подсказало, что у клиента должен быть выбор;
· организовать группу поддержки пользователей: нам важно оперативно ответить на вопросы наших клиентов и партнеров и в моменте устранить техническую проблему;
· и конечно, быстро найти первого клиента…
Что получилось в результате
Сегодня на сделка.дом.рф любой профессиональный участник рынка недвижимости сможет дистанционно подключиться к сервису электронной регистрации от ДОМ.РФ. Функциональность сервиса подойдет любому сегменту: застройщики, риелторы, банки. Доступны любые типы заявок в Росреестр (от регистрации договора купли-продажи до внесения изменений в ЕГРН), сервис сделка.дом.рф интегрирован с несколькими удостоверяющими центрами, действует функция автоматической оплаты госпошлины и регистрируются электронные закладные.
Мы гарантируем нашим клиентам безопасность их данных, используем только сертифицированное программное обеспечение, а действующий набор функций позволяет регистрировать сделки полностью дистанционно, то есть без визита клиентов в банк или к застройщику. А еще мы поняли, что клиенту главное – получить пакет зарегистрированных документов, а не просто отправить в Росреестр (а там будь что будет), поэтому мы сопровождаем все заявки и доводим их до финальной стадии, чтобы клиент гарантированно и комфортно совершил свою «электронную сделку».
Сегодня нашим сервисом сделка.дом.рф пользуются лидеры рынка и не только, количество активных и новых пользователей только растет, и мы уже знаем, в какую сторону пойдем. В планах: дать возможность не только регистрировать соглашения, а закрыть потребность участников на всех этапах сделки с недвижимостью.
Пару слов о том, как работает
1. Выбираем тип регистрационного действия
Если у вас есть идеи для развития нашего сервиса или вы хотите, чтобы мы провели для вас его демонстрацию, напишите нам на [email protected].