7 причин сделать свой бизнес инклюзивным

Бизнес и социальная поддержка не часто пересекаются. Есть предприниматели, а есть НКО, и каждый занимается своим делом: первые поддерживают экономику, вторые решают проблемы общества. Между тем восприятие бизнеса в России меняется, в непростые времена набирает обороты тренд на эмпатию и на первое место выходит представление о миссии. Как отдельного человека, так и корпорации. Рассказываем, зачем предпринимателям присоединяться к тренду и почему бизнес от этого только выиграет.

7 причин сделать свой бизнес инклюзивным

Плюс к репутации

Инклюзивный бизнес – это репутация. Это предпринимательство со смыслом и без границ. Компании, которые берут на работу людей с инвалидностью, выигрывают благодаря своей открытости и привлекают внимание аудитории. Они демонстрируют, что задумываются о проблемах общества и при этом остаются эффективными. При умелом подходе инклюзивность можно даже сделать частью уникального торгового предложения. А иногда бизнес целиком и с самого начала строится на этом.

Когда я только создавала бренд и консультировалась с маркетологами, мне все говорили – не нужно об этом рассказывать, это может у кого-то вызвать дискомфорт, но я их не послушала. Это то, чем я горжусь, я горжусь своей командой, их профессионализмом, не хочу все это прятать, поэтому безусловно частью нашего УТП является то, что мы продаем ароматы, созданные незрячими людьми. И аудитория на это откликается. Мы живем в такой реальности, где покупатели устали от продаж через манипуляции, триггеры. Когда они сталкиваются с тем, что сделано с любовью, от сердца и очень честно, искренне – людей это цепляет. Я правда желаю всем современным предпринимателям переходить на эту сторону искренности

Екатерина Зинченко, основательница первой в мире парфюмерной компании Pure Sense

Суть проекта “СЕНСОРИУМ” как раз в инклюзии, и проявляется она сразу в двух аспектах – непосредственно, в трудоустройстве людей с ОВЗ и в том, что мы как бы меняем местами людей с нарушениями зрения с людьми зрячими. Первые становятся полноценными хозяевами пространства, вторые – его гостями. И тут начинается та самая мистерия. Такая концепция, безусловно, привлекает внимание, а социальная направленность поддерживает высокую репутацию нашего проекта. У нас сотни восторженных отзывов и высокие оценки на разных сайтах. В инклюзивности, однозначно, наша уникальность, при этом мы идем в ногу со временем – в нашем музее темнота и инклюзивность соединены в современных форматах экскурсий-квестов, игр, тренингов и мастер-классов, которые гости проходят с большим удовольствием.

Дмитрий Тейбаш, создатель музея “СЕНСОРИУМ”, где работают незрячие гиды

Плюс к прибыли

Инклюзивный бизнес – это не благотворительность, а экономически целесообразная модель ведения дела. Общие черты с филантропией у него есть, но на прибыли это отражаться не должно. Цель любого предпринимателя – зарабатывать, и сотрудники с ОВЗ могут быть полноценными участниками этого процесса. Физические ограничения не отменяют талантов и способностей.

Месяц назад мы пригласили одну из наших клиенток на работу, сейчас она проходит стажировку. Полгода назад мы поставили ей накладку, а потом просто стали тесно общаться, брали ее на показы, сняли видео о ней, в итоге в какой-то момент поняли, что человек в нашей теме сильно прокачан, она понимает нас, а мы – ее. Она будет работать с протезными предприятиями, выстраивать с ними отношения. Кстати, ей будет проще показывать потенциальным партнерам плюсы нашего продукта, одно дело – я возьму в руку накладку, а другое – она продемонстрирует ее на собственном примере.

Дмитрий Стенько, основал компанию Ccover

Наш продукт отлично продается. И вообще никаких трудностей в работе с незрячими людьми нет. Они очень мобильные, прекрасно пользуются такси и общественным транспортом, легко говорят обо всех нюансах, их невозможно обидеть неосторожной фразой. Мы в тотальном взаимопонимании и уважении. Иногда журналисты приходят и теряются – можно ли использовать слова “увидимся”, “посмотрим”. Но мои ребята точно также эти слова используют. Все ограничения – они в голове, как только ты начинаешь общаться с человеком с особенностями, ты просто адаптируешься под него, и все становится легко. Я прекрасно общаюсь и с теми, кто не слышит – они читают меня по губам, а я понимаю, что они хотят мне ответить. Без слов.

Екатерина Зинченко, успешно развивает бренд Pure Sense с незрячими

Плюс к инвестиционной привлекательности

У предпринимателя, который заинтересован не только в прибыли, но и в решении социальных или экологических проблем, есть дополнительный потенциал. Он дает инвестору возможность продемонстрировать свою социальную ответственность, стать причастным к добру.

Нужно понимать, что все зависит от проекта. В первую очередь инвестор заинтересован в возврате средств и донором быть не захочет. Если вы уже зарабатываете и обладаете определенной репутацией, остается проявить инициативность и донести до вкладчика, что это выгодно не только с точки зрения имиджа, но и финансово.

Покажите ему цифры, расскажите, сколько рабочих мест вы даете или можете дать людям с инвалидностью, подчеркните свою нестандартность, это очень актуально в условиях нынешней конкурентности. В конце концов, начать можно с коллабораций – для крупного игрока это не затратно, а положительный отклик аудитории практически гарантирован.

Есть категория инвесторов, которая готова вкладывать средства в социальное предпринимательство, это – импакт-инвесторы. Для них большое значение играет социальный эффект, который такой бизнес оказывает. Показатели прибыли тоже важны, но они, как правило, не имеют решающего значения. Импакт-инвестору может быть близка проблема, интересно решение, есть личный интерес поучаствовать в развитии проекта. Он фактически дает Smart-деньги, дополняя финансовые вложения экспертизой, менторством и другими нефинансовыми ресурсами. Социальный бизнес, если он не технологичный, как правило, не требует больших первичных вложений, здесь нет больших чеков. Есть мнение, что социальный бизнес убыточен или имеет очень низкую доходность. Это ошибочное представление. Есть социальные предприятия, которые по доходности не уступают стандартным. Например, бизнесы, связанные с уходом за пожилыми людьми, детские сады и т. д.

Валерия Завгородняя, программный директор Impact Hub Moscow

Плюс к привилегиям

Социальные предприятия могут претендовать на финансовую помощь от государства. О том, как получить этот статус в Москве можно узнать тут.

После оформления статуса предпринимателям доступен весь спектр мер поддержки, включая консалтинг, бизнес-образование, различные сервисы, продвижение. За их комплексную поддержку отвечают Фонд поддержки социальных проектов и учреждение столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития «Малый бизнес Москвы».

С портала «Социальное предпринимательство: особое внимание города» можно перейти к специальной витрине, где собраны компании, которые производят товары или предоставляют услуги, полезные для уязвимых категорий граждан. А еще – в Бизнес-бокс, тут хранятся полезные бухгалтерские, аналитические и другие сервисы.

И еще одна совсем новая, но уже ставшая очень актуальной программа поддержки локальных брендов «Сделано в Москве». Она помогает столичным производителям в продвижении их продукции.

Нам пока удается органично расти без поддержки, но к этой программе присоединились. Очень круто, что на платформе есть столько возможностей для продвижения и расширения своей аудитории, для участия в замечательных мероприятиях. Рады быть здесь.

Екатерина Зинченко, основательница Pure Sense

Плюс к актуальности

У предпринимателей, которые нацелились на инклюзивность, есть шансы оказаться в первых рядах набирающего обороты тренда. В международной практике такой бизнес стал успешным инструментом для решения социально значимых проблем, а в России это пока только тенденция.

Все наши проекты вписываются в ESG-повестку и стратегию корпоративной социальной ответственности. В “Мануфактуре” большая часть технологических процессов по созданию игрушки выполнена мамами особенных детей, и каждая проданная игрушка – адресная помощь им. Высокий уровень профессионализма мастеров подтверждается и цифрами, и корпоративным сотрудничеством с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями и структурами, среди них: ПАО «Транснефть», Правительство Москвы, сеть магазинов “Стокманн” и так далее.

Светлана Моднова, основатель Мануфактуры "Московская игрушка"

По моим наблюдениям, в последние год-два ситуация с инклюзией меняется в хорошую сторону, на этот тренд все смотрят положительно. Тем более, как оказалось, много чего можно делать удаленно – дизайнер, например, может успешно трудиться из дома и давать отличный результат несмотря на физические ограничения

Дмитрий Стенько, делает протезы красивыми

Плюс к зрелости

Полностью здоровому человеку, наверное, всегда сложно контактировать с людьми, у которых есть физические ограничения. Но все герои нашей истории согласны в том, что наладить общение более чем реально, стоит только начать, а наградой становится личный рост и расширение границ. А еще социальный предприниматель становится креативной и сильной духом личностью, потому что работает со сферой, где мало привлекательности, но нередко встречаются барьеры.

Когда я только оказался в сфере реабилитации, для меня общение с людьми с инвалидностью было в новинку, мне приходилось узнавать их мир, учиться с ними общаться, учиться корректно спрашивать, как человек потерял ногу. Эти идеи мы и начали закладывать в нашу компанию, потому что поняли, что с такими проблемами сталкиваются и другие, общество не знает, как общаться с людьми, у которых есть ограничения. Сейчас они для меня совершенно обычные люди, такие же, как я. У кого-то нет руки или ноги, но больше они ничем от меня не отличаются, они также хотят жить любить, работать, заниматься спортом.

Дмитрий Стенько, основал компанию Ccover, научился общаться с людьми с ОВЗ

Я гостям говорю – разница между нами заключается только в том, что мы не видим, а вы видите, все остальное мы делаем одинаково. Но стереотипы сохраняются, даже среди наших говорят – слепота не приходит одна. Вы удивитесь, но некоторые даже считают, что слепота заразна. И вот такие социальные организации, если они правильно работают и позиционируют себя, служат мостиком между нами и здоровым обществом. Наша проблема не столько в том, что пандусов нет, важнее отсутствие взаимопонимания с этим обществом. И вот с наших экскурсий многие люди уходят с каким-то другим пониманием мира, это даже по отзывам видно. Они становятся внимательнее, заинтересованнее в том, чтобы нам помогать.

Наиль Алимжанов, тотально незрячий гид музея «СЕНСОРИУМ»

Плюс к карме

Неумение общаться – проблема двусторонняя, далеко не все люди с ОВЗ демонстрируют готовность преодолевать этот барьер. Многие незрячие, например, негативно реагируют на предложения помощи в передвижении на улице или в общественном транспорте. Не желая показаться немощными, они отталкивают тех, кто хотел проявить сознательность.

Поэтому приняв на работу инвалида, предприниматель становится для него тем, кто помог иначе – не из жалости, а с намерением изменить общество. Он уже не переходит дорогу, а адаптируется и учится взаимодействовать. И можно не верить в карму, но делать что-то хорошее – как минимум полезно для самочувствия.

Нередко по поступкам одного слепого человека начинают судить обо всех. Среди нас много неадаптированных людей, которые не ездят в транспорте, не ориентируются в пространстве, и в том числе поэтому нас не всегда адекватно принимают – потому что мы не всегда можем себя презентовать. И вот такие организации нужны для того, чтобы мир видел и понимал, что есть такие как мы. Они дают нам рабочие места и помогают адаптироваться, быть рядом со всеми.

Наиль Алимжанов, тотально незрячий гид музея «СЕНСОРИУМ»
33
Начать дискуссию