ТОП-10 курсов по Customer Development
Тестирование идей на потенциальной целевой аудитории решает проблему невостребованности продукта на рынке. Но чтобы получить ценную информацию, нужно задавать правильные вопросы и уметь анализировать ответы. Для этого менеджеры по продукту, аналитики и предприниматели применяют методологию Customer Development — развитие отношений с потребителем.
Собрали курсы по проведению глубинных интервью для начинающих продакт-менеджеров, специалистов смежных профессий и предпринимателей.
В подборке десять платных программ обучения, большая часть из них с обратной связью, помощью в трудоустройстве и сертификатом или дипломом государственного образца. Добавили пять бесплатных курсов для тех, кто хочет разобраться в основах продуктового подхода и методологии Customer Development.
ТОП-10 курсов по Customer Development в 2025 году
- «Customer Development» от Skillbox: курс для начинающих продакт-менеджеров, аналитиков и предпринимателей с проверкой практических работ кураторами с опытом работы в отрасли от пяти лет.
- «Customer Development» от Moscow Business Academy: программа по созданию и развитию продуктов, основанных на потребностях и обратной связи клиентов, обновлённая в июне 2024 года.
- «Customer Development» от Productstar: бесплатный интенсив от специалиста по гибким методологиям «Сбера» с проверкой практических заданий.
- «Инструменты: CJM и Custdev» от Productstar: курс по проведению глубинных интервью, созданию прототипа продукта и поиску точек роста на основе данных для тех, кто уже погружён в специфику профессии продуктового менеджера.
- «Профессия "Менеджер продуктов"» от GeekBrains: обучение внедрению продуктового подхода и инструментов с индивидуальным карьерным сопровождением до выхода на работу.
- «Продакт-менеджер: расширенный курс» от «Нетологии»: курс, построенный в той же последовательности, что и работа над продуктом — от идеи через аналитику до интерфейсов, дизайна, работы с командой и запуска на рынок.
- «Customer Development: глубинные интервью» от PMClub: обучение проведению глубинных интервью от поиска кандидатов до получения ценной информации для специалистов с разным опытом.
- «Продакт-менеджер» от Eduson Academy: освоение профессии продуктового менеджера с отработкой навыков во время обучения и помощью с поиском работы.
- «Product Manager ИT‑проектов» от OTUS: курс для начинающих менеджеров продукта и специалистов смежных профессий в формате прямых эфиров с фиксированным графиком.
- «Customer Development: как понять, чего хочет ваш клиент» от «Нетологии»: короткий базовый курс длительностью 1 час 24 минуты, который даёт методологическую основу для создания и развития нового продукта.
Курсы для тех, кто ещё не изучал пользовательский опыт. Часть программ подходит специалистам, которые обладают базовыми знаниями и стремятся улучшить свой навык проведения глубинных интервью. Обучают ведущие специалисты российских и зарубежных компаний: «Яндекс», Amazon, X5 Retail Group, «Росатом», «2ГИС».
1. Customer Development — Skillbox
Цена: 31 012 рублей или в рассрочку от 2720 рублей в месяц на 12 месяцев.
Обратная связь: есть
О чём курс
Обучение тестированию идей и прототипов с помощью глубинных интервью. В программе основы классического подхода к исследованию клиентских аудиторий и его особенностей в России. Студенты осваивают инструменты изучения рынка, учатся создавать тестовые прототипы и улучшенные версии продукта на их основе. Доступ к материалам и обновлениям сохраняется навсегда.
Видеоуроки для курса записали исполнительный директор сервиса «Салют» в «Сбере», бывший руководитель работы с партнёрами «Яндекса» и отдела консалтинга Microsoft. А ещё — руководитель группы лидогенерации Skyeng, директор по развитию Skypro, директор по продукту в «Альфа-Банке». Общаться со студентами и проверять домашние задания будут кураторы с опытом работы в отрасли от пяти лет.
2. Customer Development — Moscow Business Academy
Цена: 38 900 рублей или в рассрочку от 3241 рубля в месяц на 12 месяцев.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Цель курса — обучить стратегиям взаимодействия с клиентами с упором на понимание и удовлетворение их потребностей. Студенты освоят навыки и методы, которые позволят развивать продукт или услугу: A/B-тестирование, проведение проблемных интервью, дизайн-мышление.
Программа аккредитована «Российской ассоциацией бизнес-образования», «Национальным аккредитационным советом делового и управленческого образования», «Европейской аккредитационной комиссией».
Курс рассчитан на полтора месяца. Студенты могут смотреть уроки на образовательной платформе в удобное время. Общие эфиры с преподавателями проводятся по расписанию. Обучают менеджеры по управлению продажами компаний «Сибур», «Эльдорадо», Sela, «Росатом», специалисты по аналитическому и стратегическому маркетингу с опытом от десяти лет. Им можно задать вопросы на эфирах или через платформу.
3. «Инструменты: CJM и Custdev» — Productstar
Цена: 39 600 рублей или в рассрочку 1833 рубля в месяц на 24 месяца.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Двухмесячный курс по проведению глубинных интервью и созданию прототипа. Студенты научатся анализировать целевую аудиторию и конкурентов, улучшать пользовательский опыт, искать точки роста продукта на основе данных. Цель обучения — точечная прокачка навыков. Поэтому программа рекомендуется специалистам с базовыми знаниями.
Обучают специалисты компаний — партнёров школы: менеджер по управлению продуктом в Booking.com, директора по продукту в «Т-банке», X5 Retail Group и «Яндекс Навигаторе», бизнес-аналитик в Amazon Business. Школа трудоустраивает 80% студентов в процессе обучения. Карьерный центр предлагает проекты или стажировку у партнёров, среди которых «Яндекс», Avito, «2ГИС», CarPrice, Booking.com, Selectel.
4. «Профессия "Менеджер продуктов"» — GeekBrains
Цена: в рассрочку от 3376 рублей в месяц на 36 месяцев.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Курс для специалистов смежных профессий и тех, кто только планирует карьеру в ИТ без навыков программирования. Также программа будет актуальна предпринимателям, у которых есть идея собственного продукта, но не хватает навыков и инструментов для его запуска. Студенты изучат жизненный цикл продукта и гибкие методологии. Выполнят более 50 практических заданий на основе собственного или учебного проекта.
После завершения основной программы и защиты выпускного проекта выдаётся сертификат. Слушателям тарифов «Оптимальный» и «Премиум» школа помогает с трудоустройством.
5. «Продакт-менеджер: расширенный курс» — «Нетология»
Цена: 172 100 рублей или в рассрочку от 5033 рублей в месяц на 36 месяцев.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Годичный курс по созданию востребованных продуктов — от идеи до запуска на рынок. Базовая часть включает погружение в профессию продуктового менеджера. В программе курса основы продуктовой методологии и аналитики, управление проектами и продуктом.
Часть «Про» предполагает усиление навыков. Студенты решают практические задачи, работают над проектами компаний-партнёров школы. А ещё — общаются с преподавателями на вебинарах, которые проходят один-два раза в неделю.
«Нетология» предлагает программу трудоустройства. Найти работу в компаниях-партнёрах удаётся 84% студентов. При составлении программы методисты изучают профессиональные стандарты, вакансии на hh.ru и других платформах, проводят интервью с работодателями. Курс регулярно обновляется.
6. «Customer Development: глубинные интервью» — PMClub
Цена: от 36 000 рублей или в рассрочку от 3000 рублей в месяц на 12 месяцев.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Программа подходит специалистам с разным опытом, ведь продуктовые менеджеры востребованы во всех сферах: от продаж до медицины. Студенты освоят все этапы Customer Development: от подготовки к интервью и поиска кандидатов до извлечения ценной информации. Доступ к обучению открывается сразу после оплаты одного из трёх предлагаемых тарифов. Они отличаются объёмом учебных материалов и длительностью доступа к платформе.
Программу составил сооснователь агентства продуктового опыта Ways&Grace, директор по продукту GetPlace.io, в прошлом — директор по продукту в ВТБ, CX/UX-исследователь в «Альфа-Банке». Преподаватель научит ставить цели для интервью, задавать правильные вопросы, узнавать скрытую мотивацию респондентов. Студенты могут рассчитывать и на поддержку куратора — исполнительного директора в OUT.agency, эксперта по UX-исследованиям и проектированию интерфейсов.
7. «Продакт-менеджер» — Eduson Academy
Цена: от 121 680 рублей или в рассрочку от 5070 рублей на 24 месяца.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Студенты освоят профессию с нуля. Научатся применять продуктовый подход, управлять проектами и командами. В программу курса включён маркетинг, продажи и юнит-экономика. Стратегия и тактика проведения глубинных интервью изучаются наряду с другими методологиями: Agile, Scrum, Kanban, JTBD.
Можно оплатить базовый курс или расширенную программу. Последняя дополнительно даёт один месяц изучения английского от сервиса по поиску работы за рубежом AgileFluent. Базовая программа рассчитана на шесть месяцев, но можно учиться в удобном темпе. Студенты получают бесплатный доступ к обновлениям курса навсегда.
8. «Product Manager ИТ‑проектов» — OTUS
Цена: 78 850 рублей или в рассрочку от 7885 рублей в месяц на 10 месяцев.
Обратная связь: есть.
О чём курс
Начинающие продуктовые менеджеры систематизируют свои знания, а разработчики и другие ИТ-специалисты освоят стратегические навыки, которые позволят перейти на управляющую должность. Курс подходит предпринимателям, маркетологам, аналитикам — всем, кто хочет запустить свой продукт.
Студенты погрузятся в рабочие процессы продуктового менеджмента. Познакомятся с подходами, методиками и инструментами, используемыми при запуске нового продукта, научатся принимать решения, основываясь на данных.
В OTUS нет предварительно записанных вебинаров. Все занятия — это прямые эфиры. Программу ведут менеджеры продукта из Skyeng, «Сбера», Ozon, Movavi. Они помогают погрузиться в теорию и обучают на примерах из практики. А у студентов всегда есть возможность получить обратную связь.
Школа организует карьерные мероприятия и размещает резюме выпускников в своей базе. Любого из них могут пригласить на собеседование партнёры OTUS: Tele2, Zoon, «Т-банк», «Новые облачные технологии», Innopolis.
9. «Customer Development: как понять, чего хочет ваш клиент» — «Нетология»
Цена: 790 рублей.
Обратная связь: отсутствует.
О чём курс
Видеоурок длительностью 1 час 24 минуты записал сооснователь MetaBeta Startup Accelerator. Он научит выявлять потребности потребителей через глубинные интервью и использовать результаты исследований в своём проекте. Это методологическая основа для создания и развития любого бизнеса.
После каждого видеоурока предлагается тест с автоматической проверкой. Помощь в трудоустройстве и обратная связь отсутствуют, сертификат не выдаётся.
10. «Создание продукта с нуля. Изучение потребителей и конкурентов» — Lectera
Цена: 2160 рублей.
Обратная связь: отсутствует.
О чём курс
Курс включает полтора часа видео, восемь тестов и столько же практических заданий. Студенты изучат все этапы запуска нового продукта, овладеют приёмами анализа аудитории и проведения глубинных интервью. Научатся методам разработки прототипа продукта, созданию коммерческих предложений, построения процесса обратной связи от пользователей.
Каждая тема завершается тестом с автоматической проверкой и примером из практики менеджера по продуктам. После успешного прохождения обучения выдаётся сертификат.
Бесплатные курсы и видеоуроки по Customer Development
Познакомиться с методологией на примерах из реальной практики директоров по продукту, продуктовых дизайнеров и предпринимателей можно на бесплатных курсах. Студенты узнают, какие вопросы должно включать глубинное интервью, как наладить контакт с клиентом и получить от него ценную для бизнеса информацию.
- «Интенсив по Customer Development» от Productstar (прикладной курс с доступом после регистрации и проверкой домашних заданий).
- «Основы CustDev в дизайн исследованиях» от Skillbox (запись эфира по основам методологии глубинных интервью, лектор — продуктовый дизайнер «Сбера»).
- «Какие вопросы лучше задавать на CustDev-е» от OTUS (открытый урок из платного курса, разбор вопросов для глубинного интервью, лектор — директор по продукту отдела облачных и цифровых решений в МТС).
- Customer Development от «Школы трекеров Евгения Калинина» (запись лекции ведущего тренера корпоративных акселераторов, пошаговые инструкции по подготовке и проведению интервью, методика анализа результатов).
- «CustDev: пошаговый гайд» от DamirKhalilov (20-минутный тренинг по основам проведения глубинных интервью, лектор — основатель SMM-агентства GreenPR, преподаватель «Высшей школы экономики»).
Какой курс по Customer Development выбрать
Применение методологии Customer Development позволяет проверить реалистичность бизнес-идеи. Для этого нужно уметь проводить интервью, разрабатывать карты пути клиента, создавать жизнеспособный продукт. Получить эти и другие необходимые навыки можно на курсах:
- «Customer Development» от Skillbox: курс для начинающих продуктовых менеджеров, аналитиков и предпринимателей с проверкой практических работ кураторами с опытом работы в отрасли от пяти лет.
- «Customer Development» от Moscow Business Academy: программа для тех, кто хочет освоить практические инструменты для определения потребностей целевой аудитории, создания уникальных предложений и разработки стратегий привлечения новых клиентов.
- «Менеджер продуктов в ИТ» от GeekBrains: обучение фундаментальным основам профессии менеджера продуктов с трудоустройством.
Возможно, вы уже проходили какие-то курсы из нашей подборки? Или можете посоветовать проверенный курс, который мы незаслуженно обошли вниманием? Пишите в комментариях!