Насколько критичен, низкий эмоциональный интеллект школьника

Развитие эмоционального интеллекта (EQ) начинается с понимания ребёнком своих эмоций и умения ими управлять, а также понимания эмоций других людей. Базовый EQ формируется до школы, когда ребёнок познаёт мир (через родителей, бабушек и дедушек, игры и творческие занятия, чтение книг) и учится общаться с другими детьми.

Раньше было много ресурсов для естественного развития EQ, потому что дети познавали мир в буквальном смысле этого слова: лазали по деревьям, гоняли в футбол, играли в дочки-матери, салочки, казаки-разбойники и т. д. — и в процессе проживали самые разные ситуации. Спорили, ссорились, мирились, договаривались, создавали игровые команды и придумывали забавы. Бывало, что падали и разбивали коленки. Через это знакомились с эмоциями страха, и появлением предчувствия опасности, но всегда приходили на выручку друг другу.

Сейчас, в век засилья гаджетов и тревоги, живое общение сходит на нет. Детей до 12 лет не выпускают одних гулять на улицу, они общаются со сверстниками лишь на переменках, и на продленке, под присмотром педагогов. Родители мало играют с детьми в настольные игры, почти не разговаривают, не обсуждают книги и фильмы, не устраивают совместные чтения. Каждый занят чем-то своим. В распоряжении ребёнка — компьютер либо смартфон с ютубом и соцсетями.

1. Как низкий интеллект школьника влияет на процесс учёбы?

Когда ребёнок приходит в школу, он сталкивается с множеством стрессовых ситуаций. Вы только представьте: он должен спокойно сидеть за партой, слушать учителя, воспринимать и запоминать массу информации, знакомиться с новыми людьми. И всё это — в условиях, где он совершенно один. Нет никого, на кого он мог бы положиться. А ему всего лишь 7 лет.

В этой стрессовой ситуации как раз и проявляется EQ. Как будет вести себя ребёнок: спокойно выражать мысли и аргументированно доказывать свою правоту, испуганно молчать или яростно спорить с учителем по любому поводу?

Дети с низким EQ ведут себя по-разному, но их объединяет то, что они не могут справиться с эмоциями и не в состоянии контролировать собственное поведение. При этом одни ребята замыкаются, боясь уточнять и переспрашивать, а другие, напротив, перебивают учителя, выкрикивают ответы и не дают сосредоточиться ни себе, ни окружающим.

Также дети с низким EQ бывают неэмпатичны, капризны и агрессивны, они могут стремиться к нездоровой конкуренции. Из-за того, что им трудно находить общий язык с одноклассниками, они не умеют договариваться и не чувствуют себя частью команды.

2. Как низкий интеллект школьника влияет на результат учёбы?

Эмоциональный интеллект может влиять на успеваемость и развитие системного мышления, и вот почему.

Во-первых, у ребёнка с низким EQ зачастую отсутствует искренняя тяга к знаниям. Его цель — заполучить хорошую оценку, чтобы заслужить любовь и признание родителей. Которые не принимают его таким, какой он есть, но признают ограничения (не все гении математики, и это нормально) или просто не уделяют достаточно внимания. Любить маленького человека и гордиться им важно всегда, а не только в моменты, когда он демонстрирует успехи. Не получая родительской любви, теряют мотивацию к познанию и без удовольствия от познания мира, что сказывается на качестве обучения. В конце концов всё может свестись к одному-единственному желанию — поскорее закончить школу.

Во-вторых, проблемы с самоконтролем приводят к тому, что ребёнок не усваивает материал или усваивает его поверхностно, а трудности в общении — к пробелам в знаниях, когда он стесняется переспрашивать учителя и обращаться за помощью к одноклассникам. И главное: неумение справляться с эмоциями и выстраивать отношения с окружающими рождает дополнительный стресс, при котором усвоение материала даётся с ещё большим трудом! Так возникает замкнутый круг.

Поэтому мы в Школе талантливых детей занимаемся развитием EQ с самого первого дня. С момента, когда ребёнок переступает наш порог. Мы ежедневно проводим занятия, которые помогают снизить стресс и развивают EQ. Поэтому у нас нет проблем с успеваемостью — дети максимально спокойны и расслаблены и знают, что могут обратиться за помощью к любому из нас.

3. Как низкий интеллект школьника влияет на отношения школьника с ровесниками, младшими детьми и взрослыми?

Отношение — основа основ, то, на чём зиждется наш мир, а эмоциональный интеллект — основа здоровых отношений. Не обладая развитым EQ, невозможно завести настоящую дружбу и сохранить братско-сестринскую привязанность на долгие годы. А ещё с низким EQ тяжело адаптироваться к новым ситуациям, таким как обучение на дому (как это было при пандемии), переход в новую школу или класс.

Не стоит забывать и о пубертатном периоде, когда происходит гормональная перестройка и в то же время на первый план выходят отношения со сверстниками. Многие подростки отдаляются от родителей и конфликтуют с братьями и сестрами. Взрослые теряют авторитет.

Изменения порождают у школьников с низким EQ тревогу и страх, что проявляется агрессией, ступором или паникой (реакции «бей», «замри» и «беги»). Одни ребята могут конфликтовать с одноклассниками и учителями, задирать слабых, отнимать у них вещи, разрисовывать стены, инициировать буллинг. Другие замыкаются в себе и своём одиночестве — в таком состоянием они могут стать объектом травли. Третьи прогуливают школу или «сбегают» в виртуальный мир, где заводят интернет-знакомства.

В Сети общаются смайлами и междометиями, и дети утрачивают навык распознавания живых эмоций. В дальнейшем им будет сложнее читать намерения по лицу собеседника, чем нам, которые в их возрасте общались с глазу на глаз. Также дети с неразвитым EQ не умеют договариваться и признавать свои ошибки, ставить себя на место другого и находить компромиссы. У них может быть нарушена эмпатия, т. е. способность к сочувствию и сопереживанию.

4. Как низкий эмоциональный интеллект влияет на будущее?

Взрослый с низким EQ испытывает трудности с самоконтролем, самосознанием, мотивацией, эмпатией и общением. Все это сказывается на его отношениях с собой, миром и другими людьми.

Отношения с собой

Высокий EQ облегчает понимание своих интересов, способностей и желаний. «Сам не знаю, чего хочу», «мне всё равно» — типичная позиция человека с низким EQ. Несчастливые браки, нелюбимые работы, зависимости (пищевые, алкогольные, игровые) — всё это следствие недоразвития EQ. У некоторых он развивается в дальнейшем, и возникают такие ситуации, когда в 30-40 лет человек разворачивается на 180 градусов, открывая перед собой перспективы, о которых он не подозревал, и достигает на новом поприще успеха. Некоторые ничего не меняют и не открывают, но, наконец, успокаиваются и начинают чувствовать себя счастливыми и самодостаточными. Они знают, чего хотят, и их всё устраивает. А некоторые не достигают этого состояния никогда. Поэтому мы в Школе талантливых детей уделяем особое внимание EQ. Чем раньше человек начнёт осознавать себя и свои эмоции, тем счастливее сложится его жизнь.

Отношения с другими

Отношения с окружающими при низком EQ могут складываться напряжённо или не складываться совсем. Одни взрослые легко подпадают под чужое влияние и становятся жертвами манипуляций, другие то и дело конфликтуют — как на работе, так и дома. Иногда они страшатся общения и подвергают себя добровольной самоизоляции, проводя в одиночестве большую часть времени. Вариантов может быть масса, но все их объединяет одно: дискомфорт в социальных ситуациях, который человек либо испытывает сам, либо причиняет окружающим.

Отношения с миром

Важно замечать и здраво оценивать возможности, которые открываются перед нами. На работе, в бизнесе, в личных делах. Люди с неразвитым EQ могут отказываться от перспективных проектов. Им сложно начинать новое, они боятся конкуренции и возможных провалов. В некоторых случаях, напротив, действуют необдуманно и рискованно, вкладываясь в убыточные предприятия и набивая шишки. Им сложнее обрастать связями, производить положительное впечатление при приёме на работу, они пасуют перед трудностями и теряются в ситуациях, когда нужно отстаивать свои интересы — или же наоборот, отстаивают их так рьяно, что конфликтуют со всеми подряд. В конце концов они могут утратить внутреннюю мотивацию и вкус к жизни.

Добавлю, что недостаточное развитие EQ — беда современного общества. Люди всё чаще конфликтуют и забывают, что значит настоящая дружба и крепкая семья. Понятия чести и достоинства воспринимаются как нечто устаревшее и потому не имеющее никакого значения. Мир забыл, что такое эмпатия, и все раздоры происходят из-за того, что люди разучились договариваться и находить компромиссы. И моя задача, как педагога, научить этому детей, чтобы они жили в лучшем мире и были по-настоящему счастливы.

1 комментарий

Это можно как-то исправить?

Ответить