Сколько тратят будущие предприниматели на всевозможные обучения, мастермайнды? Почему программы бизнес-школ не работают?

Мы провели независимое исследование русскоязычных образовательных продуктов для начинающих предпринимателей в РФ и СНГ и обнаружили, что выйти из найма и начать свое дело можно буквально за месяц, без дополнительного образования, потратив сумму, равную средней зарплате начинающего специалиста.

Сколько тратят будущие предприниматели на всевозможные обучения, мастермайнды? Почему программы бизнес-школ не работают?

Очевидно, что основатели успешных бизнесов, как «широко известных в узких кругах» так и федеральных брендов, не родились выдающимися предпринимателями, - у всех были разные пути выхода из найма или становления из мелкого в крупного предпринимателя. Одни учились на своих ошибках, вторые – на чужих, третьи - годами коллекционируют дипломы MBA, билеты на Тони Робинсов, бизнес-курсы, мастермайнды.

В общении и работе с фрилансерами, настоящими и будущими предпринимателями мы довольно часто слышим рассказы про опыт обучений, тренингов, курсов, которые, как будто созданы и, или проходят ради процесса, а не результата. В итоге зачастую, студенты – начинающие предприниматели, ломают зубы о твердые граниты непонятных наук, копят дипломы и сертификаты, а когда начинают бизнес, не знают, куда эти «корочки» приложить, чтобы не болело. Они получили терабайты информации, но не научились тестировать, искать и находить решения.

Мы с командой «Бизнес не зря!» решили провести исследование русскоязычных образовательных продуктов для начинающих предпринимателей в РФ и СНГ – клиентского опыта пользователей, преимущественно онлайн или гибридного формата программ. Мы провели 19 глубинных интервью с предпринимателями (до 4 лет в бизнесе) и теми, кто планирует выйти из найма, количественное исследование соответствующей аудитории, анализ информации из открытых источников. Сегодня мы хотим озвучить результаты нашего ресерча и будем благодарны если поделитесь с нами своим опытом, поскольку тема остается актуальной и в чем-то довольно болезненной, и мы не намерены ставить точку в исследованиях и выводах.

Предлагают без спроса

На первом десятке интервью мы выяснили, что большинство «школ» во главу угла ставят обучение предпринимательскому мышлению, «прокачке» уверенности в себе, продают (часто свое) окружение «сильных и богатых» и избыточно демонстрируют чужие кейсы (успешный успех), который не всегда можно быстро и практично адаптировать под малый, а то и вовсе еще не сформированный предпринимательский опыт. А, вот, КАК ПРЕДПРИНИМАТЬ конкретные действия, видеть возможности, строить и тестировать гипотезы, быстро находить деньги под ногами, адаптироваться в разных кризисных ситуациях, то есть – находить решения - не рассказывают.

При этом, по словам самих респондентов, предпринимателям, экспертам на пути входа и развития частной практики важно создание личных, реальных прецедентов на основании опыта других людей! Не просто теория и огромное количество информации, а глубинная практика и бадди-кружки.

Сначала потусоваться или сразу к психологу?

Мы взяли за основу клиентский опыт последних 4х лет. Больше половины респондентов начинали с курсов, максимально основанных на развитии или расширении своих профессиональных навыков. То есть, и те, кто бросал офис ради монетизации своего хобби и те, кто выходил из найма в частную практику по той же специальности, начинали свое дело с «повышения профессиональной квалификации», а не, скажем, с изучения того, как настроить клиентский поток, элементарные бизнес-процессы, прописать краткосрочные и долгосрочные цели и спланировать их достижение. Впрочем, подавляющее большинство тех, кто покупал групповые курсы «как открыть свой бизнес» (а не стать еще более продвинутым дата-саентистом или стоматологом) тоже отмечают, что считать деньги, не мечтать, а стратегировать цели и качественно воркшопить над конкретными бизнес-идеями – это то, чему в процессе обучения уделялось недостаточно времени. Только два человека ссылались на курсы, неоправданно заточенные на экономику предприятия, делопроизводство и прочую бюрократию.

2\3 интервьюируемых отметили, что начинать надо было с работы с психологом, поскольку у большинства обострен синдром самозванца и есть масса психологических блоков, связанных с деньгами. Вероятно, большинство «школ» и наставников потому и делают упор в своих программах для будущих предпринимателей на решении этих вопросов и «опыление» через сильное окружение. Но, судя по всему, на практике, если это и дает эффект, то не достаточно терапевтичный и не стойкий. Опять же, это больше про внутреннее состояние, а не практику «делать бизнес».

Что покупают и за кем идут

За чем или за кем начинающие и будущие предприниматели, эксперты идут на подобного рода обучающие программы? Основные инсайты из интервью:

- получить право (индульгенцию) заявить о себе, но именно через алгоритмы, а не благословения, - для кого-то задания писать посты ежедневно или сделать сайт уже реальный шаг;

- преодолеть ступор, получить управляемый пендель;

- профессиональная калибровка: “обстучаться об других” и понять, что мои экспертные знания и опыт конкурентны, - могу идти в частную практику, а также сделать SWOT-анализ своих слабых и сильных сторон;

- упаковать себя: настроить позиционирование, определиться с продуктовой линейкой и способами доступного и эффективного продвижения;

- идут за наставником и сильным окружением: как опора в начинании и реальное взаимодействие, а не рассказы про успешный успех – «создание личных прецедентов за счет опыта других»;

- практиками, которые адаптируются под индивидуальные запросы, применимы в реальности здесь и сейчас.

Так вышло, что из интервьюируемых лишь пара человек отметили, что купились на соблазнительный оффер и, на первый взгляд, рабочую программу, в основе обещании которых были «быстрая монетизация своих текущих знаний и свобода». Количественные же исследования максимально подтверждают тот факт, что многие шли на курсы для начинающих предпринимателей и экспертов именно, веря в реальность данного обещания, либо, засвидетельствовав «быстрый успешный успех знакомого, который мало что из себя представлял, как эксперт, но после аналогичного курса, многократно вырос в доходе и получил больше свободного времени». Сетевой маркетинг в действии))

Клубы в клубе

Из положительного опыта респонденты отмечают практику в мини-группах, поскольку это работает как бизнес-тренажеры, а, если повезет, то даст практическое общение с более опытным в каких-то вопросах коллегой, полезный нетворкинг. Кстати, нетворкинг, как подтверждают наши качественные и количественные опросы, одна из главных возможностей, за которой идут на «курсы предпринимателей», в том числе и опытные бизнесмены: за новой информацией, расширением деловых и не только связей (речь про экспертов вне профессиональной сферы), новыми сотрудниками, партнерами. Но на другой чаше весов отрицательный опыт некачественного нетворкинга, когда организаторы серьезно ошибаются (или вовсе не стараются) с отбором студентов и соотношение участников курса по опыту, амбициям и целям оказывается абсолютно провальным.

Из негативного уже по факту оценки результатов обучения половина отметили, что курсы больше были похожи на околопредпринимательские тусовки с иллюзией бурной деятельности, в том числе и в силу многочисленных бонусных тренингов. Но по факту, как и что делать в своем конкретно бизнесе, как освоить и, тем более, применить терабайты знаний на практике, мало кто смог, если не было соответствующих возможностей во время учебы и соучастия кураторов.

Факторы выбора Школы или тренера

Я уже упоминала о продающем влиянии историй «быстрого взлета и успеха посредственного знакомого», после обучения на курсе какого-либо бизнес-акселератора. Это работает в отношении разных людей и уровень IQ тут далеко не всегда причем, - доказанная сила рекомендаций.

Предпочтительный формат, сроки и стоимость в образовательных программах: обозначенной аудитории наиболее комфортно проходить стартовое обучение в среднем 1,5-3 месяца, для большинства, но не для всех предпочтительнее онлайн-формат, много практики с обязательной обратной связью от экспертов по качеству и точности выполненных заданий.

Приемлемой и одновременно внушающей доверие стоимостью одного месяца обучения на курсе называют от 35 000 рублей в месяц. Именно обучение, которое позволит выйти из найма в эксперты и стартовать, то есть предпринять конкретные шаги, «попробовать, потоптаться, пусть и в луже, зато промокнуть и понять, как в дальнейшем этого избежать».

Основные страхи и возражения на пути к покупке вытекают из озвученного выше клиентского опыта: опасение получить рандомные знания рандомных экспертов, непонятные или отсутствие алгоритмов для моих действий сейчас и далее, слабые участники, много самостоятельной теории и мало практики, сомнение в том, что программы, длительностью менее месяца не дадут результата. И, да, все понимаю и принимают, что ограниченный доступ к материалам любого курса – мотиватор.

- Как эксперты в бренд-стратегиях и бизнес-трекинге, мы не могли не отметить, что для 2\3, даже связанных с маркетингом респондентов, начать свой бизнес – это почти равно научиться вести соцсети для самопрезентации и привлечения клиентов (то есть, не как один из инструментов, а стартовый и основной), - об альтернативных «земных» способах продвижения и продаж все будто забыли;

- Многие застревают в найме, копя “финансовую подушку безопасности”, подавляющее большинство копит знания через дипломы, как мнимое развитие и опять же «право» на выход в частную практику, 50% опрошенных не решаются или не умеют начинать частную практику параллельно с основной работой (это не всегда связано с запретами от руководства, чаще психологические барьеры).

Примеры трат на обучение для начинающих предпринимателей

Данные от респондентов, которые обучались еще в процессе подготовки выхода из найма или сразу после увольнения, с момента становления фрилансером. Финальная сумма указана не со 100%й точностью.

1. 300 000 р. за 9 месяцев: 120 000 р. - большой курс по развитию профессиональных скилов, несколько небольших по финансовой грамотности, ораторскому мастерству, контент-планированию и несколько книг про бизнес, маркетинг и личные истории успеха.

2. 240 000 р. за 7,5 месяцев: бизнес-психолог - 62 000 р за 12 сессий; около 10 мелких курсов, марафонов и вебинаров по бизнес-трекингу, маркетингу, копирайтингу за 4500-5000, месячное участие в деловом онлайн комьюнити - 7000 р. Два 3 оффлайн события (нетворкинг) общей стоимостью - 25 000 р., 33 000 – 2,5 месячный онлайн курс женского лидерства на тарифе самостоятельного изучения материалов.

3. 600-700 000 р. (без учета перелета и проживаний на офлайн события - не более 60 000 р.): 300 000 р – 3,5-месячный групповой онлайн-тренинг бизнес-коуча, примерно 100 000 р. за 1-месячную программу по развитию предпринимателей; 50 000 за курс по диджитал-маркетингу (повышение квалификации), «который прогулял, - было некогда», примерно 40 000 р. – профессиональная литература, около 30 000 р. – вебинары по хард- и софт скилс, 80 000 р. - офф-лайн мастер-группа для дополнительного бизнес-образования.

4. 190 000 р. за пол года: 100 000 р. за 2-месячный групповой курс по повышению профессионального образования, 40 000 р - несколько платных вебинаров, марафонов и бизнес- литературы, 50 000 р – работа с психоаналитиком.

Также мы подготовили небольшую сводную таблицу по актуальным предложениям онлайн образования для будущих и начинающих предпринимателей на российском рынке. Опубликуем ее в ближайшие пару дней в телеграм-канале проекта для счастливых предпринимателей «Бизнес не зря!» https://t.me/BizNeZrya

Больше кейсов и лайфхаков для предпринимателей мы рассказываем в программе "Бизнес не зря!" - комбо на экспертизе бренд-маркетинга и бизнес-трекинга.

3.3K3.3K показов
431431 открытие
8 комментариев

Это как закон Парето, главное найти эти верные 20%

Ответить

и каждый раз страшно, сколько ресурсов, и временных, и денежных, тратят люди и не двигаются с места.

Ответить

"Старт бизнеса = умение вести соцсети" — это очень точное наблюдение(
В маленьком креативном пузыре (и у себя самой) вижу то же самое. Я вести сети ненавижу, поэтому меня преследует мысль "начну проект, когда будет, на что нанять сммщика". И вместе с тем идея делегировать смм СВОЕГО проекта постороннему юному сммщику также вызывает оторопь))

Ответить

Не обязательно юному!))
А "начну проект, когда..." распространённая вредная привычка, надо её разлюбить. Мир бесконечно показывает, что откладывать что-либо так себе история...

Ответить

Всё равно многовато будет.. но и без обучения тоже как-то не очень.

Ответить

Но, обучение обучению - рознь. Верно же! Если многовато, но в парковку и в кассу - окей. Но, похоже, так бывает редко...

Ответить

И где же найти этот волшебный пинок, чтобы начать двигаться без бизнес - курсов?

Ответить