Коррекционно-развивающая программа «Формирование регуляторной функции» для мл школьника

Коррекционно-развивающая программа  «Формирование регуляторной функции» для мл школьника

В настоящее время психологами отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовность детей к началу школьного обучения. Причём, как правило, общая оценка интеллектуального развития может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время эти дети при более детальном изучении обнаруживают специфику как речевого, так и когнитивного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом, в частности, произвольной регуляции деятельности.

Таким образом, в настоящее время основной проблемой у детей младшего школьного возраста является недостаточная сформированность отдельных психических функций, изменяющая ход нормального развития. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребёнка, страдает раннее моторное развитие ребёнка, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся во времени и пространстве развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребёнку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к трудностям в освоении ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции), гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом.

На консультацию обратилась мама с девочкой, 7 лет с жалобами на школьные трудности. Учитель девочки отмечает, что ребенок отвлекается на уроках, невнимательна, по этой причине не успевает по общеобразовательной программе. В ходе диагностики выявлена недостаточная сформированность произвольной регуляции психической деятельности, импульсивность, функции планирования, контроля и оценки своей деятельности не сформированы.

По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие регуляторной функции ребенка.

Научная обоснованность

Отечественные психологи включают произвольность в число параметров, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Л.И. Божович считала, что одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (т.е. достаточно высокое развитие произвольности).

Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: операционально-техническую и регуляционную. Операционально-техническая сторона учебной деятельности предполагает сформированность школьно-значимых психических функций, а регуляционная – сформированность произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.

Цель программы: формирование произвольной регуляции младшего школьника.

Задачи программы:

· развить у обучающейся способность управлять своими движениями и естественной двигательной активностью;

· развить у ребенка произвольность познавательных психических процессов;

· содействовать формированию важнейших учебных действий;

· способствовать принятию и усвоению школьных правил;

· содействовать развитию у ребенка способности к самоконтролю действий и результатов деятельности;

· способствовать развитию рефлексивных возможностей ребенка.

Форма работы: индивидуальная, занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.

Длительность программы: программа рассчитана на 11 занятий.

Ребенок сможет:

· сдерживать свою импульсивную двигательную и вербальную активность;

· внимательно слушать и без затруднений выполнять определенные действия в соответствии с речевой инструкцией взрослого;

· сосредоточиваться на выполняемой задаче, преодолевать трудности в ее решении;

· соблюдать установленные правила и осуществлять контроль за соблюдением правил партнерами по деятельности (игровой, учебной, продуктивной);

· действовать по образцу, правилу, заданию, выполнять самопроверку и самооценку результата.

Оценка эффективности занятий:

· В процессе каждого занятия используются приемы самоконтроля;

· В качестве диагностической методики рекомендуется использование тест «Корректурная проба» Б. Бурдона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности);

· ЦТО;

· Беседа с родителями.

Структура занятия.

- приветствие;

- подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения;

- игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи;

- дыхательное упражнение;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции;

- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде;

- релаксация.

Тематическое планирование

Содержание

1.Знакомство

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности.

1. Приветствие-знакомство;

2. Упражнение «Растяжка»;

3. Дыхательное упражнение «Бабочки»;

4. Упражнения на мелкую моторику;

5. Игра «Замри-отомри»;

6. Игра «Прыжки на месте»;

7. Игра «Пошумелки»;

8. Игра «Марионетки».

2.Роботы и улитки

Развитие самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности, снятие мышечных зажимов, развитие межполушарного взаимодействия, коррекция импульсивности.

1. Упражнение «Роботы и улитки»;

2. Упражнение дыхательное;

3. Массаж ушных раковин;

4. Упражнение «Слон рисует восьмёрки;

5. Упражнение «Чайничек»;

6. Упражнение «Считалочки - бормоталочки»;

7. Релаксация «Отдых на море».

3.Летает-не летает

Развитие всех свойств внимания, развитие зрительной памяти, воображения, развитие самоконтроля и произвольности движений, коррекция импульсивности, расслабление мышц рук, ног, туловища.

1. «Незнайкины небылицы»;

2. «Цветик - семицветик»;

3. «Невнимательный садовник» ;

4. «Паровозик с клоунами» ;

5. «Летает - не летает».

4.Шалтай-болтай

Развитие моторно-двигательного внимания, обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, развитие навыка работы по образцу.

1. «Корректурная проба»;

2. «Кто летает?»;

3. «Съедобное-несъедобное»;

4. «Шалтай-болтай»;

5. «Ухо-нос».

5.Кукушка

Развитие внимания, развитие моторики, умения действовать по правилам. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве.

1. «Ищи безостановочно»;

2. Игра с мячом;

3. Упражнение «Хлопки по коленям»;

4. Упражнение «Солнышко - заборчик- камушки»;

5. Игра «Пчёлы»;

6. Игра «Кукушка»;

7. «Бывает - не бывает».

6.Какого цвета?

Развивать восприятие. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве. Развитие графических навыков и мелкой моторики пальцев рук.

1. «Дорисуй узоры»;

2. «Незаконченные рисунки»;

3. «Найди предмет одной формы»;

4. Игра «Какого цвета?»;

5. «Найди отличия».

7.Найди пару

Развитие внимания, развитие ориентировки в пространстве (работа по определению правой и левой стороны). Развитие мелкой моторики рук.

1. «Актеры и режиссеры»;

2. Игра «Геометрическое лото»;

3. Игра «Перепутанные дорожки»;

4. Игра «Что лишнее»;

5. Игра «Волшебный квадрат»;

6. Игра «Найди пару».

8.Исключение лишнего

Развитие зрительного внимания, самоконтроля и произвольности действий; развитие мышления.

1. «Я знаю десять названий»;

2. «Исключение лишнего»;

3. «Найди два одинаковых предмета»;

4. «Найди отличия»;

5. «Выкладывание узора».

9.Зеркало

Развитие внимания, увеличение объема и устойчивости внимания; улучшение распределения и быстроты переключения. Развитие сенсорных и графических навыков, мелкой моторики пальцев рук.

1. «Чем отличается?»;

2. «Найди и зачеркни»;

3. «Что изменилось?»;

4. «Зеркало»;

5. «Мишка»;

6. «Исправь ошибки».

10.Хлопки

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие устойчивости и переключения внимания, способности действовать по правилу, развитие воображения и тонкой моторики

1. «Цветик - семицветик»;

2. Кто летает?;

3. «Невнимательный садовник»;

4. Хлопки;

5. Игра «Расскажи мне о себе».

11.Итоговое занятие

Развитие тактильного восприятия, внимания и памяти, развития навыка самоконтроля, произвольности деятельности, развитие мелкой моторики.

1. Найди отличия;

2. Выкладывание узора ;

3. Игра «Повтори движение;

4. Ухо-нос;

5. Запрещенное движение;

6. Упражнение «Шалтайболтай».

Психолог Алексеева Анастасия 📲WhatsApp +79602089337

Литература

1. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.

3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

4. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2006.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера»,1996.

6. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников - М.: ТЦ Сфера. 2002.

7. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В, - М.: УЦ "Перспектива”, 2002.

8. Порошина Е.А. Психокоррекционная технология формирования произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой психического развития. – Автореф. дис. канд. психол. наук / Екатеринбург, 2011.

9. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 1997.

10. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2003.

11. Семенова О.А. Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания.

12. Староверова М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим работать. М., 2006.

Начать дискуссию