Коррекционно-развивающая программа «Формирование регуляторной функции» для мл школьника
В настоящее время психологами отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовность детей к началу школьного обучения. Причём, как правило, общая оценка интеллектуального развития может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время эти дети при более детальном изучении обнаруживают специфику как речевого, так и когнитивного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом, в частности, произвольной регуляции деятельности.
Таким образом, в настоящее время основной проблемой у детей младшего школьного возраста является недостаточная сформированность отдельных психических функций, изменяющая ход нормального развития. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребёнка, страдает раннее моторное развитие ребёнка, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся во времени и пространстве развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребёнку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к трудностям в освоении ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции), гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом.
На консультацию обратилась мама с девочкой, 7 лет с жалобами на школьные трудности. Учитель девочки отмечает, что ребенок отвлекается на уроках, невнимательна, по этой причине не успевает по общеобразовательной программе. В ходе диагностики выявлена недостаточная сформированность произвольной регуляции психической деятельности, импульсивность, функции планирования, контроля и оценки своей деятельности не сформированы.
По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие регуляторной функции ребенка.
Научная обоснованность
Отечественные психологи включают произвольность в число параметров, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Л.И. Божович считала, что одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (т.е. достаточно высокое развитие произвольности).
Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: операционально-техническую и регуляционную. Операционально-техническая сторона учебной деятельности предполагает сформированность школьно-значимых психических функций, а регуляционная – сформированность произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.
Цель программы: формирование произвольной регуляции младшего школьника.
Задачи программы:
· развить у обучающейся способность управлять своими движениями и естественной двигательной активностью;
· развить у ребенка произвольность познавательных психических процессов;
· содействовать формированию важнейших учебных действий;
· способствовать принятию и усвоению школьных правил;
· содействовать развитию у ребенка способности к самоконтролю действий и результатов деятельности;
· способствовать развитию рефлексивных возможностей ребенка.
Форма работы: индивидуальная, занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.
Длительность программы: программа рассчитана на 11 занятий.
Ребенок сможет:
· сдерживать свою импульсивную двигательную и вербальную активность;
· внимательно слушать и без затруднений выполнять определенные действия в соответствии с речевой инструкцией взрослого;
· сосредоточиваться на выполняемой задаче, преодолевать трудности в ее решении;
· соблюдать установленные правила и осуществлять контроль за соблюдением правил партнерами по деятельности (игровой, учебной, продуктивной);
· действовать по образцу, правилу, заданию, выполнять самопроверку и самооценку результата.
Оценка эффективности занятий:
· В процессе каждого занятия используются приемы самоконтроля;
· В качестве диагностической методики рекомендуется использование тест «Корректурная проба» Б. Бурдона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности);
· ЦТО;
· Беседа с родителями.
Структура занятия.
- приветствие;
- подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения;
- игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи;
- дыхательное упражнение;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции;
- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде;
- релаксация.
Тематическое планирование
Содержание
1.Знакомство
Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности.
1. Приветствие-знакомство;
2. Упражнение «Растяжка»;
3. Дыхательное упражнение «Бабочки»;
4. Упражнения на мелкую моторику;
5. Игра «Замри-отомри»;
6. Игра «Прыжки на месте»;
7. Игра «Пошумелки»;
8. Игра «Марионетки».
2.Роботы и улитки
Развитие самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности, снятие мышечных зажимов, развитие межполушарного взаимодействия, коррекция импульсивности.
1. Упражнение «Роботы и улитки»;
2. Упражнение дыхательное;
3. Массаж ушных раковин;
4. Упражнение «Слон рисует восьмёрки;
5. Упражнение «Чайничек»;
6. Упражнение «Считалочки - бормоталочки»;
7. Релаксация «Отдых на море».
3.Летает-не летает
Развитие всех свойств внимания, развитие зрительной памяти, воображения, развитие самоконтроля и произвольности движений, коррекция импульсивности, расслабление мышц рук, ног, туловища.
1. «Незнайкины небылицы»;
2. «Цветик - семицветик»;
3. «Невнимательный садовник» ;
4. «Паровозик с клоунами» ;
5. «Летает - не летает».
4.Шалтай-болтай
Развитие моторно-двигательного внимания, обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, развитие навыка работы по образцу.
1. «Корректурная проба»;
2. «Кто летает?»;
3. «Съедобное-несъедобное»;
4. «Шалтай-болтай»;
5. «Ухо-нос».
5.Кукушка
Развитие внимания, развитие моторики, умения действовать по правилам. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве.
1. «Ищи безостановочно»;
2. Игра с мячом;
3. Упражнение «Хлопки по коленям»;
4. Упражнение «Солнышко - заборчик- камушки»;
5. Игра «Пчёлы»;
6. Игра «Кукушка»;
7. «Бывает - не бывает».
6.Какого цвета?
Развивать восприятие. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве. Развитие графических навыков и мелкой моторики пальцев рук.
1. «Дорисуй узоры»;
2. «Незаконченные рисунки»;
3. «Найди предмет одной формы»;
4. Игра «Какого цвета?»;
5. «Найди отличия».
7.Найди пару
Развитие внимания, развитие ориентировки в пространстве (работа по определению правой и левой стороны). Развитие мелкой моторики рук.
1. «Актеры и режиссеры»;
2. Игра «Геометрическое лото»;
3. Игра «Перепутанные дорожки»;
4. Игра «Что лишнее»;
5. Игра «Волшебный квадрат»;
6. Игра «Найди пару».
8.Исключение лишнего
Развитие зрительного внимания, самоконтроля и произвольности действий; развитие мышления.
1. «Я знаю десять названий»;
2. «Исключение лишнего»;
3. «Найди два одинаковых предмета»;
4. «Найди отличия»;
5. «Выкладывание узора».
9.Зеркало
Развитие внимания, увеличение объема и устойчивости внимания; улучшение распределения и быстроты переключения. Развитие сенсорных и графических навыков, мелкой моторики пальцев рук.
1. «Чем отличается?»;
2. «Найди и зачеркни»;
3. «Что изменилось?»;
4. «Зеркало»;
5. «Мишка»;
6. «Исправь ошибки».
10.Хлопки
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие устойчивости и переключения внимания, способности действовать по правилу, развитие воображения и тонкой моторики
1. «Цветик - семицветик»;
2. Кто летает?;
3. «Невнимательный садовник»;
4. Хлопки;
5. Игра «Расскажи мне о себе».
11.Итоговое занятие
Развитие тактильного восприятия, внимания и памяти, развития навыка самоконтроля, произвольности деятельности, развитие мелкой моторики.
1. Найди отличия;
2. Выкладывание узора ;
3. Игра «Повтори движение;
4. Ухо-нос;
5. Запрещенное движение;
6. Упражнение «Шалтайболтай».
Психолог Алексеева Анастасия 📲WhatsApp +79602089337
Литература
1. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
4. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2006.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера»,1996.
6. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников - М.: ТЦ Сфера. 2002.
7. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В, - М.: УЦ "Перспектива”, 2002.
8. Порошина Е.А. Психокоррекционная технология формирования произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой психического развития. – Автореф. дис. канд. психол. наук / Екатеринбург, 2011.
9. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 1997.
10. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2003.
11. Семенова О.А. Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания.
12. Староверова М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим работать. М., 2006.