От баранки — к «Баранке»: как создавался образовательный курс автошколы нового поколения

Привет! Меня зовут Дима — я преподаватель теории ПДД и создатель образовательного курса цифровой автошколы «Баранка». Хочу рассказать, как одна навязчивая идея внезапно превратилась в основу для модной цифровой автошколы.

Если кратко, то 15 лет назад я начал работать инструктором по вождению — меня это занятие полностью поглотило и не отпускает до сих пор. Через несколько лет работы я начал преподавать вечерами теорию в автошколе и собирать учебные тренажёры по вождению. Наконец, стал инструктором категории «А» — учил людей грамотно и безопасно управлять мотоциклом. Так у меня накопился немаленький опыт преподавания теории.

Создатель курса и преподаватель Баранки Дима Сапцов
Создатель курса и преподаватель Баранки Дима Сапцов

Почему я решил создать свой курс

Когда я вёл занятия по теории, они проходили преимущественно в вечернее время. Ко мне приходили на занятия уставшие после работы или учёбы люди. Мне приходилось максимально их развлекать, чтобы они не уснули прямо на уроке. А, как вы понимаете, правила дорожного движения — не самая захватывающая вещь на свете. Я старался объяснять всё понятным, доступным языком, а не теми юридическими терминами, которые используются в ПДД.

В какой-то момент сложилось понимание, что такой подход хорошо работает, людям нравится. И, самое главное, в такой форме материал лучше запоминается, а людям комфортно учиться. На этих уроках у меня в голове постепенно сложился определённый метод подачи материала и структура подачи ПДД.

Ну и самому мне, честно говоря, нравится идея доносить сложные вещи простым человеческим языком — есть в этом определённый вызов. В 2013 году я прокатился по новому экзаменационному маршруту для своих учеников с GoPro, примотанной к салонному зеркалу, и без задней мысли выложил это видео на YouTube. Видео стало пользоваться спросом, а ко мне начали записываться на вождение всё новые и новые люди.

Я ещё раз убедился, что простая подача работает, и завёл свой YouTube-канал — он в итоге развился до 70 000 подписчиков. Было весело.

В итоге я стал получать много обратной связи от подписчиков — каждую неделю прилетали интересные случаи, связанные с ПДД и экзаменами в ГИБДД. Так я узнал много нового о многообразии трактований правил в судах, противоречивости некоторых требований и красоте формулировок.

Например, на практике часто невозможно нормально определить границы пересечений проезжих частей, хотя понятие «пересечение проезжих частей» фундаментальное и на него опираются многие правила.

Забавно, что границы пересечений определить не могут, а за нарушение некоторых из этих требований могут лишить прав.

И это только один из десятков казусов. Ещё интересно было узнавать истории, как учатся и сдают экзамены в других регионах. Я же не думал раньше, что за МКАДом есть дороги! Шутка конечно. Их там нет.

Как случилась Баранка

С ребятами из Баранки я познакомился летом 2021 года. Они мне позвонили и предложили встретиться, чтобы обсудить какой-то проект. Вышли на меня через YouTube-канал, который к тому времени я совсем забросил и не обновлял почти пять лет.

В ходе разговора выяснилось, что перед ними стоит задача запустить автошколу с эффективным и современным подходом к обучению. А именно видеокурс с понятными и простыми уроками — моя подача материала их заинтересовала.

Встречались мы в их «офисе» в Москва-Сити — тогда это была одна небольшая комнатка, а в самой Баранке работало человек пять.

Первоначально меня немного удивила прямолинейность и некоторая наивность подхода ребят к делу. Они были совсем новичками на консервативном рынке автошкол, и у них были светлые идеи сделать обучение в автошколе удобным, эффективным и технологичным. То же самое касалось и работы с инструкторами.

Хорошие были идеи, правильные, но не было понимания, что автошкольная отрасль очень сильно зарегулирована. Над автошколами ведут свой суровый надзор одновременно Минобразование, Минпросвещение, ГИБДД и не только. Есть много законов, актов и регламентов, которым автошколы должны следовать и отчитываться. В общем, бюрократия в среде автошкол зашкаливает.

Я высказал некоторый скепсис по поводу стартапа. Но ребята меня заверили, что трудности их не пугают, и у них есть чёткий план. От меня требуется лишь разработать учебный курс, а остальное они сделают самостоятельно.

Я решил, что ничего не потеряю в случае провала кроме большого количества времени.

Поэтому доверился ребятам, и мы начали совместно работать. Так я присоединился к команде Баранки. Сейчас, два с половиной года спустя, Баранка уже работает в 13 городах России.

Люди учатся у нас в автошколе, занимаются в нашем приложении, оставляют хорошие отзывы, так что мой скепсис был напрасным.

Как создавался теоретический курс Баранки

Главными требованиями к курсу были простота, ёмкость и современность. Также он должен был быть ярким и запоминающимся, чтобы теорию было легко упаковать в формат видеороликов.

Было очень непривычно работать с такими крупными формами — в век соцсетей писать 250-300 страниц осознанного текста сложновато.

Вдвойне тяжело было сесть, настроиться, начать писать, писать, писать, писать. В какой-то момент я понял, что мне тяжело писать сидя с ноутбуком, потому что постоянно кто-то или что-то отвлекало. И я начал писать черновик учебника на телефоне, просто гуляя по городу. Иногда специально садился в электричку и ехал куда-нибудь подальше выпить кофейку. Сидел в электричке и писал учебник. Пил кофе, снова садился в электричку и ехал обратно домой, чтобы отредактировать написанное.

Основной задачей было написать максимально простое и понятное повествование человеческим языком, не потерять заложенные смыслы. При этом речь идёт о правилах дорожного движения, которые написаны сухим юридическим языком. Например, мне нужно было перевести на человеческий вот такой блок: «Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей».

И из таких вот определений и описаний состоит весь документ.

Но до бесконечности упрощать тоже нельзя, ведь потеряется большое количество важной информации.

В общем, та ещё задачка была. Искать причинно-следственные связи там, где их нет, и структурировать информацию согласно здравой логике, а не алфавитному указателю. При этом стараться особо не душнить и сохранять разумные объёмы. Спустя три месяца работы учебник был почти готов — можно было начинать работать над его видеоверсией.

Как снимались видеоуроки Баранки

Для работы над видеокурсом Баранка нашла отличных ребят, просто гуру продакшена — OZIO. Режиссёром и сценаристом выступил Дима Чернак, огромное ему уважение и благодарность. Он брал мои тексты и адаптировал их к видеоформату.

Как выглядит урок теории в Баранке
Как выглядит урок теории в Баранке

Но уже на этом этапе стали возникать сложности. У меня были определённые наработки, как донести тему до слушателя. Они строились на том, что у тебя есть живые люди, которым ты даёшь наводящие темы, отвечаешь на вопросы, разбавляешь всё это историями и юмором. Но когда ты делаешь видеоурок, то такой подход перестаёт работать.

И большинство моих фишек, которые были успешны с живой аудиторией, совершенно не работали в формате видеокурса.

Дима всё это переделывал, убирал лишнее, я же следил, чтобы лишним не оказалось что-то важное. Я ревностно не хотел убирать большое количество повторений в материале, которые, как я считал, были важны. А он настаивал на том, что не нужно два-три раза повторять одно и то же. Что важнее рациональное использование времени, а видеоуроки можно пересматривать.

Это была постоянная борьба за материал, иногда до хрипоты, но в результате получился просто отличный сценарий видеокурса.

Дальше были съёмки. Для меня это было очень непривычно. Я в принципе никогда не был на съёмочных площадках, а тут у нас была собрана полноценная студия со съёмочной командой из 8 человек под предводительством Леши Жукова. Всего отпахали 15 смен по 12-14 часов.

Ожидаемо на съёмках выяснилось, что я ни разу не актёр. Я зажимаюсь на камеру, не могу нормально сформулировать свою мысль, а половина слов, которые я произношу, являются предлогами, наречиями и словами-паразитами. Со всем этим пришлось бороться команде — съёмки шли тяжело. Под конец съёмочного дня я уже плохо соображал, что я говорю и что мне говорят.

Но мы справились. Благодаря профессионализму ребят, которые всё время поддерживали меня и чудом сдерживались, чтобы не убить. Я бы точно убил! В общем, было очень интересно, весело и тяжело. Отличный опыт с отличными людьми.

И что в итоге

Итоговый результат, как мне кажется, показал, что всё было не зря. Вдобавок к основному видеокурсу мы отсняли разборы экзаменационных вопросов и собрали весь учебный курс в удобное приложение. Добавили тесты с актуальными экзаменационными вопросами ГИБДД и текстовую версию. Получился полноценный курс из 29 уроков по правилам и безопасности дорожного движения.

Скрины из приложения Баранки
Скрины из приложения Баранки

Сейчас по нему занимаются сотни людей ежедневно. Мы постоянно получаем положительные отзывы от пользователей о нашем видеокурсе. Что приятно, хвалят именно доступность подачи, понятный язык и отсутствие скуки.

Со своей стороны я продолжаю дальше развивать этот курс, актуализировать информацию в нём и добавлять новое. Уверен, когда-нибудь мы дойдём до курса 2.0, где учтём весь богатый накопленный опыт и сделаем его ещё интереснее и полезнее для учеников. Ждём вас в Баранке!

2222
13 комментариев

Знал бы про сервис пол года назад - отправил бы супругу сюда учиться

5
Ответить

Спасибо за такую оценку!

Ответить

Учусь сейчас в Баранке. Интересно было узнать что стоит за лучшими уроками ПДД на русском языке. Диме респект 🤝

5
Ответить

Рады, что вам понравилось)

Ответить

🤝🤝

3
Ответить

Достойно!

3
Ответить