Сколково: зачем бизнес-школа предпринимателю

Личные впечатления выпускника.

Перед Новым годом я закончила «Практикум», программу для предпринимателей бизнес-школы Сколково, она была девятнадцатой по счету.

Учеба шла пять месяцев, со дня выпуска прошло уже два месяца, но я до сих пор под впечатлением. Сейчас идет набор в очередной, 21-й «Практикум», и я пишу эту статью для тех предпринимателей, которые ищут пути развития и размышляют, стоит ли им тратить деньги на эту программу, поможет ли она им.

Зачем я пошла в Сколково?

Я сооснователь PR-агентства TrendFox. Моему бизнесу уже 5 лет, но до сих пор за спиной у меня был только диплом журфака МГУ. Я пришла в бизнес, как и многие предприниматели в нашей стране: нашла первых клиентов, сформировала классную команду и неплохо освоила ремесло — продвигать бизнес клиентов в СМИ, среди блогеров и в социальных сетях.

Пока бизнес был крошечным, мы с коллегами обслуживали всего несколько постоянных клиентов и росли постепенно. Казалось, знаний и опыта мне вполне хватает. Но чем больше появлялось заказов, сотрудников и задач, тем сильнее возникала потребность в знаниях, которых у меня не было.

Я шла в бизнес-школу за «волшебной таблеткой», которая позволила бы мне отказаться от микроменеджмента, структурировать задачи, создать автоматизированную воронку продаж и, главное, чуть меньше работать. Но оказалось, мой курс был совсем про другое.

Сколково: зачем бизнес-школа предпринимателю

Чему учат на «Практикуме»?

Курс разделен на 5 модулей: рынок, клиент, продукт, бизнес-модель и ресурсы. Каждый из них длится 5 дней, все это время ученики живут на территории Сколково в 4-звездочном отеле. Питание, бесчисленные перекусы, блокноты, книги, рюкзаки и даже именные кружки входят в стоимость обучения. Сервис на самом высоком уровне.

Утро начинается в 8 часов со спортивных занятий — йога с элементами цигун. Тренер Михаил Дмитриев объясняет ученикам-предпринимателям, зачем нужно держать себя в форме, как тренировки помогут им переключаться, расслабляться и сохранять энергию даже в самой стрессовой обстановке. Эти тренировки — часть личностного практикума, который ведет опытный предприниматель и коучер Геннадий Станкевич.

С 10 часов начинаются собственно занятия. Лекции с практической работой — два дня из пяти, в остальные три — деловые игры, работа в группах, отработка отдельных навыков. Мы проектировали самые разные бизнесы: рынок цветов, автомобильный рынок или даже целый город. Каждый участник игры по очереди становился предпринимателем, банкиром, чиновником, налоговиком. Так, по замыслу организаторов, мы учились моделировать бизнес-ситуации и понимать, как много факторов на них влияет, чтобы потом успешно действовать самим в реальной жизни.

В один из двух лекционно-практических дней мы отрабатывали различные навыки, например публичных выступлений, в другой — готовили проекты, групповой и личный. Каждый вечер завершался встречей с интересным человеком — успешным предпринимателем или ученым, так что возвращались в свои номера мы ближе к полуночи.

Большинство спикеров были очень сильными экспертами в своих сферах, пригласить которых на консультацию в свою компанию многие из нас просто не смогли бы: слишком дорого.

Виталий Мильке, например, на простых примерах очень интересно рассказал, что такое искусственный интеллект, где он внедряется и какие у него перспективы. Представьте себе аппарат УЗИ размером с обычную ручку, который вы можете приложить к животу и тут же получить на смартфон диагноз, основанный на сравнении сотен тысяч здоровых органов с вашим. В эти технологии безусловно стоит инвестировать! Я даже подумала, что надо поручить ИИ наполнять постами наш Telegram-канал по образованию «Педсоветы»: рубрики там распланированы, источники информации понятны. Хотя сегодня уже и так читаешь заметку в СМИ и думаешь: точно не человек писал...

После каждого модуля был двухнедельный перерыв, во время которого нужно сделать домашнюю работу, доработать групповой или личный проект, встретиться с модераторами, прочитать несколько книг.

Сколково: зачем бизнес-школа предпринимателю

В чем смысл обучения?

Я увидела в программе «Практикум» три главные смысловые линии. Первая — проектирование будущего. До прихода в Сколково мой горизонт планирования, как и у многих моих однокурсников, не превышал одного года. Я примерно понимала, что нужно сделать за этот год, сколько клиентов мы привлечем, сколько сотрудников наймем и какие новые направления в бизнесе успеем запустить. После Сколково мой горизонт планирования увеличился до 5 лет, у большинства однокурсников — до 5–7 лет, у некоторых — до 15.

Руководитель проектной работы Алексей Комаров часто приводил нам в пример президента Сингапура Ли Куан Ю — его горизонт планирования составлял 80 лет. Чтобы научить нас заглядывать так же далеко вперед, нам рассказывали, к чему приведет рост технологий через 20–40 лет. Как, например, сократится время перелетов между странами и какое влияние это окажет на развитие основных экономических центров мира.

​Профессор Алексей Комаров
​Профессор Алексей Комаров

Меня интересовало, что будет с информацией: как люди будут потреблять ее в условиях огромной конкуренции информационных потоков и, соответственно, каким будет мой бизнес через 20–30 лет. Ведь нужно понимать, во что инвестировать сегодня. У многих моих сокурсников были такие же вопросы про их бизнес, и Алексей Комаров, словно ходячая энциклопедия, оперируя данными различных компаний по всему миру, проводя исторические параллели, делал очень точные прогнозы развития наших компаний и давал интересные советы. Мне они с первого же дня обучения начали приносить пользу в бизнесе.

Весь учебный курс — лекции, деловые игры, групповая работа — направлен на то, чтобы научить вас видеть не только свой бизнес и своих клиентов, но также конкурентов и вообще все многочисленные факторы, которые могут повлиять на его развитие. Пользоваться отраслевой и не только аналитикой, прогнозами и статистикой.

Мы, например, PR-агентство. Наш клиент — малый и средний бизнес, который заказывает у нас публикации в СМИ. А что сегодня происходит с рынком СМИ? Он резко сокращается, в перспективе 15 лет Telegram-каналы и блогеры по охвату и уровню доверия превзойдут многие нынешние издания, даже электронные, не говоря о бумажных. И кому тогда будут интересны прежние площадки?

В Сколково вас учат понимать, что происходит с отраслью на глобальном уровне, как могут повлиять на ваш рынок новые технологии, тот же искусственный интеллект. В какой-то момент почти вся наша группа уже «похоронила» было свой текущий бизнес. Но именно в этот момент, объяснили нам, и начинается история про то, как именно вы и ваш бизнес должны измениться, чтобы через 5 лет у входа в ваш офис не висела табличка с названием другой фирмы. Этот путь изменений, включая конкретный план преобразований, и станет тем проектом, который вы будете защищать на пятом модуле и воплощать в жизнь после окончания «Практикума».

Вторая смысловая линия — личная трансформация. В самом начале обучения меня поразила фраза Станкевича: «Масштаб бизнеса ограничен только масштабом личности предпринимателя». То есть не уровнем развития экономики, наличием конкурентов или чем-то еще, а только вашим собственным уровнем развития. И каждую неделю наши преподаватели возвращались к главной теме: трансформация бизнеса невозможна без трансформации личности основателя компании. Невозможно построить успешную компанию, во главе которой стоит несчастный, загнанный, одинокий человек с узким кругозором. Поэтому нам по многу раз разные спикеры рассказывали, как важно быть счастливым, уделять время семье, своему физическому здоровью, планировать не только рост бизнеса, но и свой собственный. В конце пятого модуля мы, по аналогии с бизнес-проектом, выносили на суд кураторов еще и личный проект развития. Его подготовка и откровенный внутренний разговор с самим собой для многих из нас оказались не менее трудны, чем разговор о проблемах своего бизнеса.

Сколково: зачем бизнес-школа предпринимателю

Третья линия — трансформация бизнеса здесь и сейчас. Профессор бизнес-практики, советник по стратегическому развитию Александр Тильдиков очень доступным языком рассказывал про рынок, клиентов и ценность продуктов, он стал главным любимчиком курса, на его лекции никто не опаздывал даже на минуту. Каждому из нас они помогали понять, на каких клиентах и услугах ему стоит сфокусироваться, какие атрибуты успешного бизнеса у него отсутствуют и как ему оптимизировать бизнес-модель.

Пригласить Тильдикова для персональной консультации могли себе позволить лишь владельцы очень крупного бизнеса. Поэтому каждое его замечание было для нас на вес золота. Мой список того, что предстояло изменить в бизнесе, занял несколько страниц.

Например, карта сегментации бизнеса, о которой рассказал Тильдиков, помогла мне выделить клиентов с лучшим соотношением маржинальности и оборота, пересмотреть долю тех или иных компаний в своем портфеле и сосредоточиться на ключевых. Мы повысили цены на разовые публикации, увеличили рекламный бюджет на самую выгодную для нас услугу из тех, что мы предлагаем клиентам, — абонентское обслуживание.

Мне также удалось оценить и улучшить все точки соприкосновения с клиентом. На сайте появились подробные видеоотзывы клиентов о нашей работе: они очень важны тем, кто приходит на сайт впервые и не понимает, что такое PR и как он работает. Мы изменили и тексты на сайте, сосредоточившись не на рассказе о наших услугах, а на задачах и выгодах клиента, развеивании его страхов. Да, и теперь каждый наш клиент ежемесячно получает не просто отчет о проделанной работе, а красивую презентацию с множеством данных и выводов. Ведь самое важное — последнее оставленное о себе впечатление. Как почти бесплатное мороженое на выходе из IKEA.

Профессор Александр Тильдиков
Профессор Александр Тильдиков

Что такое «ресурсный день»?

Некоторые из моих однокурсников признавались, что пришли в школу за связями, клиентами или партнерами. Скажу честно, у меня такой задачи не было, да и рекламировать свой бизнес среди тех, кто тоже пришел учиться, я считала неправильным. Но уже в первые месяцы обучения некоторые однокурсники стали моими клиентами и остаются ими до сих пор. Кстати, модераторы курса включают в «Практикум» много занятий, направленных на знакомство обучающихся. И этого не так уж просто добиться: большинство моих однокурсников - мужчины из регионов, в основном за 40, с годовым оборотом бизнеса больше миллиарда рублей, и говорили они о себе и своем бизнесе неохотно. Только к четвертому модулю спало напряжение и недоверие — и тогда Сколково организовало «ресурсный день».

С утра нас попросили составить список, какими вещами каждый из нас готов поделиться и какие нужны ему самому. Делиться можно было чем угодно — от контактов губернатора или селебрити до домика в Испании и даже приглашения на совместную охоту. Сначала многие однокурсники впадали в ступор и с трудом составляли список из одного-двух пунктов. Но потом, после личных выступлений, эти списки выросли до 10–15 пунктов. До поздней ночи мы стояли с блокнотами у огромной стены с «ресурсной картой» и записывали, кому можно позвонить, если будут проблемы с налоговой, у кого есть лофт в Казани, а у кого — телефон классного кардиолога. Так нам дали возможность понять, какими нематериальными активами на самом деле обладает или должен обладать каждый предприниматель. И осознать, что скучные номера мобильных телефонов в записной книжке могут оказаться важнее миллиарда на счете.

Сколково: зачем бизнес-школа предпринимателю

Что после Сколково?

И еще несколько слов про связи. Во время презентации итогового проекта нам предложили написать, кого из чиновников или представителей бизнеса мы бы хотели пригласить на его защиту. Сколково обещало помочь с нужными звонками. Я этой возможностью, увы, не воспользовалась. Зато мне очень пригодилась другая опция. На протяжении нескольких дней мы презентовали свои проекты бывшим выпускникам Сколково. Кому именно, можно было выбрать из списка. В итоге, некоторые из этих бывших выпускников стали моими бизнес-партнерами и клиентами.

После окончания школы нас также включили в многочисленные группы выпускников, в них более 1,5 тысяч предпринимателей со всей страны делятся советами, экспертизой, контактами и рекомендациями. Раз в несколько месяцев Сколково проводит встречи выпускников и образовательные выезды как в Москве, так и в других городах.

Обучение завершилось не только презентацией проекта и вдохновляющей речью, но и грандиозной вечеринкой с караоке, нетворкингом и танцами до утра. Уже на следующий день многие ребята отправились вместе кататься на лыжах и даже отмечать Новый год. «Практикум» помог найти новых друзей уже взрослым и успешным людям, разделенным тысячами километров.

А для меня обучение в Сколково этим не закончилось. Теперь я планирую основной командой нашего агентства пройти программу «Сколково штаб». Очень важно, чтобы идеи и планы, которые у меня появились благодаря Сколково, смогли понять и разделить мои коллеги. К сожалению, в России все эти программы для предпринимателей платные и стоят очень дорого. Во многих европейских странах, как нам рассказывали в Сколково, за образование предпринимателей платит государство, которое заинтересовано в росте экономики и создании новых рабочих мест.

55
11 комментариев

Когда гуманитарий попал на бизнес-тренинг и ему рассказали о прикладных инструментах... :D

1
Ответить

а по-моему отлично написано. Человек поделился своими впечатлениями, а не замыленными кейсами из жизни скучного программирования.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Оля, мы модераторы😉 Кураторы в другом заведении 😂😂
Спасибо, что поделилась впечатлением

1
Ответить

Сейчас поправлю

Ответить

Добавлю от себя так как тоже прошел 16й Практикум)
Готовтесь к лютым штормам)
Так же на Практикум нужно идти с конкретным запросом, это больше про смыслы а не про теорию, это больше про внутренние пересборки.
Причем меня штормит все еще, за эти 2 года после практикума, перемен много, больше вопросов чем ответов.
Будьте аккуратны с этой программой!

1
Ответить

А кто-нибудь может осветить вопрос финансов? Есть ли какие-то возможности пройти обучение бесплатно или со значительной скидкой? Неужели руководитель PR агентства потратил на себя 2.3 млн, пускай даже в ценах того года… Это же не Газпром.

Ответить