Страх и возмущение в Data Science: как мы помогаем будущим аналитикам успешно завершать обучение

Вы бывали на Скале смятения? А в Пустыне отчаяния? Так мы в karpov.courses называем периоды эмоциональной кривой студентов во время учёбы. В статье — наши методы поддержания нужного уровня мотивации у взрослых учеников.

Всем привет! Меня зовут Ксюша, я руководитель команды сопровождения студентов и карьерного центра из karpov.courses.

О чём расскажу сегодня:

Ксения Барковская
руководитель команды сопровождения студентов и карьерного центра

Три составляющих мотивации взрослых

Самый лучший помощник для взрослого в обучении — внутренняя мотивация. Она не только помогает сделать первые шаги, но и даёт ресурс на всём пути и ведёт к результату. Внутренняя мотивация наших студентов состоит из:

  1. Осознание ценности своих действий. Студенты подходят к новой профессии или новому навыку уже в более зрелом возрасте и хотят понимать, на что тратят время.
  2. Ощущение успеха. Например, человек осваивает новую профессию и понимает, что у него получается.
  3. Поддерживающая среда. В такой атмосфере студент чувствует, что он не один.

Всё это влияет на человека, и если какой-то аспект начинает проседать, то и мотивация постепенно снижается. Поэтому в процессе онлайн-обучения нужно работать с каждым составляющим, например, с помощью команды сопровождения.

Как мы сопровождаем студентов

Из-за негативного опыта обучения в прошлом некоторые студенты начинают чувствовать дискомфорт, когда нужно обучаться новому. К тому же самостоятельно подпитывать внутреннюю мотивацию не всегда просто. Поэтому мы стараемся создать безопасную поддерживающую среду, подсвечивать ценность того, что происходит на курсе, давать обратную связь, делать видимыми успехи и поддерживать в трудные минуты.

Но основная наша цель в том, чтобы сделать ребят самостоятельными, готовыми к реальной работе с коллегами и стейкхолдерами. Вот как это устроено.

Начинаем общение до начала курса

После записи на курс студенту важно понять, что будет дальше. Для прозрачности процесса у нас есть welcome-письма. В них мы рассказываем:

  • какая последовательность действий нужна для результата;
  • что будет происходить до старта курса;
  • по каким ссылкам надо перейти, какие формы заполнить и зачем.

Ещё письма подтверждают человеку, что «ну вот, началось!»

Другая цель welcome-писем — подбодрить перед стартом. Всё-таки обучение у нас серьёзное и достаточно длительное. Поэтому в письмах мы старались избежать формальности и добавить немного человечности.

Полноценное сопровождение начинается только с начала обучения, но кто-то должен помогать студентам и до старта. Для этого в прошлом году мы создали клиентский сервис. Они могут решить любую проблему и показать, где найти нужный ответ на вопрос. Можно написать нашим ребятам в Telegram, на почту или связаться с помощью кнопки на сайте. С первого дня обучения к сопровождению подключается целая команда.

Подсказываем во время обучения — но в меру

Первые дни обучения — стрессовый период. Чтобы вход в обучение был более комфортным, на больших программах-профессиях мы ввели четырёхдневный онбординг. Он начинается в четверг и захватывает выходные, чтобы посмотреть LMS, изучить материалы и подготовиться к началу курса.

Также в самом начале мы проводим вводные встречи на многих курсах, где ещё раз рассказываем про процесс, отвечаем на все вопросы. Важная часть встречи — разговор про кривую эмоционального состояния. Это даёт студентам понимание, что с ними будет происходить эмоционально. Мы делимся лайфхаками, что может помочь на каждом этапе кривой и как проходить её с наименьшим стрессом.

кривая эмоционального состояния на период обучения

Когда студент начал развиваться, у него наступает «медовый месяц». Это приятные ощущения от начала чего-то нового, поэтому студенты стремятся охватить как можно больше материалов. Мы объясняем, что на старте не надо себя перегружать, это чревато перенасыщением. Со стороны учебной программы тоже стараемся давать постепенную нагрузку.

Ещё на старте у студента появляются новые люди, с которыми он общается.

Куратор помогает с организацией и создаёт поддерживающую среду, которая лежит в основе внутренней мотивации. Общаться с ним можно в Discord, в каналах и в личных сообщениях.

Не каждый готов сам начать говорить о своей проблеме. Куратор не только поддерживает тех, кто к нему обращается, но и следит за теми, кто молчит. Для этого наша платформа собирает аналитику по каждому студенту. Мы видим, кто и как часто заходит, как учится, сколько баллов набирает. Если у студента проблемы с успеваемостью и он давно не появлялся, то куратор аккуратно приходит к нему поболтать. Цель разговора — понять проблему и есть ли она вообще.

Эксперт помогает с задачами на курсах. Ими становятся практики, которые работают в сфере аналитики. Многие из них наши выпускники, поэтому проходили через подобные сложности, могут поделиться своим опытом и поддержать эмоционально.

Ревьюер проверяет некоторые работы студентов вместо автоматической проверки. В обратной связи подсвечивает то, что сделано хорошо, и подсказывает, как можно поработать над ошибками.

С живыми проверками пытаемся держать баланс, чтобы обратная связь была объёмной, не травмирующей и не давала прямого ответа, а наводила на самостоятельное решение. При всём этом нужно подготовить студентов к тому, что они встретят в бизнесе после обучения.

Обратная связь — это не бесконечная похвала и не прямые указания, что надо исправить, а подсказка, которая даёт нужный вектор поиска ответа

Живая поддержка из нескольких ролей формирует комьюнити и помогает создать поддерживающую среду.

Ещё мы внедряем искусственный интеллект. Для этого у нас есть два классных бота на основе ChatGPT — Ева и Ада. Ева хорошо владеет Python, может ответить на технические вопросы и с ней классно поболтать — она есть на всех курсах. Ада даёт более точечные подсказки и пока есть только на одном курсе, но мы планируем внедрить её и во все остальные.

Как общаемся

Студенты смотрят лекции, читают конспекты и выполняют задания внутри нашей LMS. Например, в рамках онбородинга есть целое видео, как правильно и комфортно задавать вопросы во время обучения.

Общение с куратором и экспертом базируется на принципе равенства. Это работает так: у студента нет ощущения назидательности и того, что он где-то ниже преподавателей → он не испытывает стыда за ошибки и страха перед новыми заданиями. Чтобы этого придерживаться, есть менеджеры, которые следят за tone of voice общения.

Ещё мы стараемся развивать общение внутри потока, чтобы после обучения оставались не только навыки и знания, но и полезные контакты в IT-сфере. Для этого мы просим всех познакомиться, рассказать о себе, проводим совместные живые и онлайн-активности.

Нерегулярные активности для подбадривания

На некоторых курсах группы собираются на встречах с выпускниками. Например, на курсе Hard ML раз в месяц приходит бывший руководитель отдела Data Science and Engineering в X5 Retail Group Валера Бабушкин и отвечает на любые вопросы студентов. Такое соприкосновение со специалистами даёт понимание, что недостижимого результата нет.

Один-два раза в неделю студенты проходят эмодзи-опросник. Внутри него простые вопросы про эмоциональное состояние, ответы выбираются с помощью эмодзи. Опросник помогает среагировать на упадническое настроение, например, если студент стесняется сам обратиться за помощью.

фрагмент эмодзи-опросника

Помогаем найти работу

Поиск работы — стресс, поэтому стараемся сделать его максимально комфортным и быстрым. У нас есть карьерный центр, который помогает с трудоустройством. А реализуется это вот так:

  • Собрали карьерный курс на основе исследований и запросов студентов.
  • Собираем комьюнити, где есть те, кто уже нашёл работу и те, кто только в начале поиска. Например, у нас есть карьерный чат, где ребята обмениваются опытом, в нём больше 300 человек.
  • Проводим закрытые мероприятия для тех, кто хочет сменить работу, повысить уровень навыков или изменить что-то в своей карьере.

После обучения всё только начинается

Наш подход — сочетать заботу вместе с развитием. Держать такой баланс сложно, но зато он помогает ученикам решать проблемы, проходить курсы до конца и успешно трудоустраиваться.

После окончания обучения взаимодействие с учеником не заканчивается. Например, некоторые хотят повысить квалификацию или поделиться опытом после обучения.

Мы благодарны всему нашему комьюнити за то, что люди возвращаются к нам с обратной связью и историями — это лучший показатель того, какое обучение у нас получилось.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Егор Тишков

думаю, самая крутая фича в таких курсах - это нетворкинг)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Фурсова

Круто, что у вас есть такое отзывчивое комьюнити:)

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Рыбина

🔥

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Росляков

Скала смятения — это метафора на целую жизнь

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Рыбина

А подъём благоговения 🤌

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Росляков

Тоже хорошо! Но если выбирать для названия фильма, то первое будет более успешным, мне кажется) Такая нуарная драма 👌

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Барковская

А самое крутое в этих метафорах — что они дают очень конкретный образ того, что происходит со студентом. И ему больше не страшно так поэтично говорить о своих трудностях с командой поддержки.

Ответить
Развернуть ветку
Коллективный разум

для фильма не будет, есть вечная классика, которую смятение не перебьёт

Ответить
Развернуть ветку
Tamburin

Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
ModernSamurai

Часто после подобных курсов продолжал общаться с "однокурсниками"
Даже встречались с некоторыми обсудить успехи)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Барковская

Нетворкинг в онлайн-обучении — моя любимая тема для обсуждения :)
На самом деле связи, приобретенные именно на учебе, не раз помогал мне двигаться в карьере и искать сотрудников в свою команду.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Лужанская

на третьей картинке вспомнилась цитата:
"Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо разжечь"

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Буряков

Платон херни не скажет...

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Лужанская

💯

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Ауф.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Буряков
Ответить
Развернуть ветку
Kate Leonenko

все очень грамотно, главное, чтобы учеба не превращалась в стресс)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Барковская

Стресс, мне кажется, будет с нами в учебе почти всегда. Особенно если учеба — первый шаг перехода в новую сферу. Но даже в стрессе можно чувствовать себя безопасно, если рядом есть поддержка. И вот это, думаю, важное и главное для современного EdTech — быть безопасным местом для получения и оттачивания новых знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Leonenko

согласна) но минимизировать стресс все же нужно, думаю. Как раз в стрессе может падать и мотивация

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Гусев

Обратная связь — это не бесконечная похвала и не прямые указания, что надо исправить, а подсказка, которая даёт нужный вектор поиска ответа 👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Барковская

Полностью с вами согласна! Хотя нужно учесть, что иногда во время обучения мы можем упираться в какую-то сложность и не видеть выхода, а все попытки других дать направление, а не прямой ответ, скорее будут вызывать у нас разражение. В этот момент со стороны экспертов и помогающих ролей супер важно вовремя увидеть состояние студента и перейти от менторской поддержки к более прямым ответам :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Болотов

Картинка крутая, долго залип на ней, задумался..

Ответить
Развернуть ветку
Рита Москеева

👍

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда