Еще один прием, позволяющий лучше понимать и запоминать тексты во время чтения
Как читать продуктивнее и усваивать больше информации? Меня зовут Александра Левина, я когнитивный тренер и преподаватель скорочтения и с данным вопросом сталкиваюсь достаточно часто. Об основных лайфхаках я уже писала в этой статье. Сегодня хочу поделиться своим любимым приемом по работе с прочитанным, который подойдет и детям, и взрослым. Он простой, но эффективный - обязательно берите на вооружение.
Представьте, что перед вами текст, который вы внимательно (вроде) прочитали. Как можно проверить качество понимания? Чаще всего в голову приходит очевидное решение - конечно, ответить на вопросы по тексту! А что если я скажу вам, что есть простой способ переработать прочитанное гораздо интереснее и более результативно? Он заключается в том, чтобы не отвечать на вопросы, а, наоборот, составлять их. Почему это работает?
- Составление вопросов активизирует мыслительные процессы и повышает наше внимание к содержанию текста.
- Вопросы помогают организовать информацию и выделить основные идеи. Такой подход позволяет систематизировать знания и лучше понять взаимосвязи между различными частями текста.
- Составление вопросов заставляет активно участвовать в процессе восприятия информации. Мы становимся более заинтересованными и вовлеченными, начинаем взаимодействовать с текстом, а не просто читать его.
Задавать вопросы гораздо полезнее, чем искать ответы
Но есть один секрет - вопросы должны быть разнообразными!
Давайте возьмем для примера текстовый отрывок из книги Миральды Коломбо “Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет”.
Возможно, улыбка не спасет мир, зато она точно сделает его веселее. Так думал Скотт Фалман, когда отправил улыбающуюся рожицу:-) в электронном сообщении. Скотт всегда был умнейшим человеком и любил пошутить. Он учился в Массачусетском технологическом институте, где самые выдающиеся умы проводят исследования, представляют будущее и изобретают вещи, которые меняют наш мир. Позже он изучал информатику в Университете Карнеги – Меллона.
Еще в студенческие времена Фалман стал заядлым фанатом мистера Спока, персонажа сериала «Звездный путь». Он не пропускал ни одной серии! Возможно, поэтому ученый стал экспертом по искусственному интеллекту. Он верил, что машины могут делать то же, что и люди. Нужно лишь обучить их. Работая над разными научно-фантастическими проектами, во время обеденного перерыва 19 сентября 1982 года Скотт решил немного отдохнуть и… пошутить. В те времена электронная почта только появилась, и Фалман общался с коллегами при помощи электронной доски объявлений, где любой участник мог оставить свое сообщение.
Скотт написал коллегам-ученым: когда у нас хорошее настроение и хочется пошутить, почему бы не добавить в сообщение улыбающуюся рожицу? И наоборот: когда мы говорим о чем-то серьезном, можно вставить более серьезную рожицу. Как? Просто развернув последнюю скобку.
Итак, для того чтобы эффективно переработать текст, попробуйте составить к нему по 5 вопросов из каждой группы:
- Начинаем с “закрытых” вопросов к тексту, ответ на которые “Да” или “Нет”.
Скотт Фалман учился в Массачусетском технологическом институте? Фалман был фанатом мистера Спока?
- Открытые вопросы, начинающиеся с разных вопросительных слов (кто, что, где, когда, какой и тд).
Как зовут создателя смайлика? Когда он придумал улыбающуюся рожицу в электронном сообщении? Персонажем какого сериала был мистер Спок? В какой области Фалман стал экспертом? Как он решил пошутить?
- Вопросы, начинающиеся со слов “почему” или “зачем”.
С какой целью можно разворачивать последнюю скобку в рожице? Зачем Скотт добавил улыбающуюся рожицу к своему сообщению?
- Альтернативные вопросы, содержащие слово “или”.
Скотт работал над научно-фантастическими проектами или был журналистом? В Университете Карнеги – Меллона Скотт изучал физику или информатику?
- Расширенные вопросы по теме текста, ответов на которые в нем нет.
Как отреагировали коллеги Скотта на его предложение использовать рожицы? Какими качествами обладал Скотт Фалман, судя по тексту? Какое влияние оказал “Звездный путь” на творчество и интересы Скотта? Что мог бы изобрести Скотт, если бы учился и работал в наши дни? Как сложилась карьера Фалмана? Как смайлик стал желтым?
Если хочется более полно и глубоко разобраться в информации, то после составления первых вопросов можно уделить внимание и более сложным пунктам (и уже ответам на них):
- Ассоциативные вопросы.
На что похожа история появление смайлика, какие ассоциации возникают? Какую иллюстрацию можно добавить к этому тексту?
- Обобщение.
Какой вывод можно сделать? Где мне может пригодиться информация из этого текста? Как я могу ее использовать? С кем я могу ею поделиться?
- Личное отношение.
Понравилась ли мне идея Скотта?
Использование вопросов – это мощный инструмент для проверки и оценки уровня понимания текстов. Кроме того, он помогает развить навыки чтения и анализа, а также способствует развитию критического мышления и умению делать выводы. Задавайте вопросы - это полезно!
На способности задавать вопросы зиждется весь прогресс человечества.
Благодарю за прочтение!