Влияние физических упражнений на умственные способности студентов

Балданова Лариса Баировна, студентка первого курса Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Демидова Евгения Сергеевна, преподаватель Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Аннотация

В статье рассмотрено влияние физической активности на умственные способности студентов. Раскрыто положительные стороны влияние физкультурной паузы на учебную деятельность студентов.

Ключевые слова: физическая активность, умственные способности,

студент, обучение.

Введение

В наше время в условиях всеобщей глобализации и развития информационных технологий интеллектуальная работа становится одним из ключевых процессов, осуществляемых в различных сферах, включая образование. Однако широкое распространение цифровых технологий привело к существенному уменьшению физической активности среди членов современного общества, особенно студентов, которые являются активными пользователями этих технологий. В результате наблюдается значительное падение их умственных способностей, что отражается в сложностях обучения студентов. Поэтому возникает необходимость изучения влияния физической активности на когнитивные функции студентов.

Как известно, учебная деятельность представляет собой вид интеллектуального труда. Студенты часто проводят время за работой без достаточной физической активности, что может привести к утомлению, снижению продуктивности и плохому самочувствию. Поэтому интеллектуальная деятельность студентов, связанная со стрессами и напряжением, требует хорошего физического состояния организма. Преподаватель физического воспитания должен учитывать ряд аспектов, касающихся здоровья студента и его успеха в учебе, особенно связанных с повышением когнитивной работоспособности и её изменениями[7, c. 57].

Перед учреждениями высшего образования стоит задача подготовки квалифицированных специалистов, готовых профессионально и лично развиваться в быстро меняющейся среде трудовых отношений, способных быстро ориентироваться в особенностях своей специализации и эффективно приспосабливаться к ней[6, c. 460].

Литература

Эта проблема относительно молода, но исследование взаимосвязи физической активности и интеллектуальной деятельности началось ещё в XIX веке. Например, русский биолог П. Ф.Лесгафт подчёркивал необходимость гармонии между умственным и физическим трудом. Благодаря физиологическому анализу активного отдыха, проведённому русским учёным И. М.Сеченовым, были сформулированы основные принципы организации отдыха во время умственной работы, связанные с активной физической деятельностью[3, c. 205].

Также важно не забывать о психологических аспектах, таких как приспособление студентов к новой обстановке. Взаимодействие с однокурсниками должно быть комфортным и не вызывать душевного дискомфорта, поскольку для достижения максимальной продуктивности важно чувствовать себя уютно в окружении, где проводится большая часть времени. Участие в групповых спортивных мероприятиях поможет установить связи с новыми людьми и повысить настроение. Сюда можно отнести различные виды спорта, танцы, боевые искусства и другие физические занятия. Кроме того, спортивные игры могут помочь студентам расслабиться после напряжённых занятий, поднять настроение, развить выносливость и физическую силу. Поэтому, для студентов очень важно включать физическую активность в свою повседневную жизнь, чтобы балансировать умственную нагрузку. Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями помогут им поддерживать здоровье и концентрацию, а также снижать стресс и улучшать настроение. Это также способствует улучшению кровообращения и обмена веществ, что в свою очередь положительно влияет на умственную работоспособность[2, с. 122].

Это действительно очень важная информация, и я согласен с тем, что физическая активность играет ключевую роль в здоровье и умственной работоспособности студентов. Упражнения, спорт и физкультурные паузы могут значительно улучшить общее состояние студентов, помогая им справляться со стрессом, поддерживать высокий уровень энергии и улучшать умственные способности[1, c. 76].

Использование физической культуры и спортивной подготовки в учебном процессе не только способствует формированию физического здоровья, но также помогает развивать важные личностные качества, такие как уверенность, целеустремлённость и стрессоустойчивость. Это важно не только для общего благополучия студентов, но и для их успеха в учёбе и будущей карьере[5, c. 169].

Поэтому, интеграция физической активности в учебный процесс и поощрение студентов заниматься спортом и упражнениями может принести значительные пользу как им самим, так и образовательной системе в целом. Физкультурная пауза после четырёх часов интенсивной интеллектуальной деятельности помогает студентам сбросить напряжение, улучшить кровообращение и восстановить энергию. Это также способствует улучшению концентрации и повышению производительности в учёбе.

Проведение физкультурной паузы на свежем воздухе ещё более положительно влияет на работоспособность студентов, так как они получают дополнительный прилив кислорода и возможность отдохнуть от закрытого помещения[4, c. 137].

Таким образом, включение регулярных физкультурных пауз в учебный день студентов может быть полезным для их общего благополучия и успеваемости.

Заключение

Актуальность занятий физической культурой действительно возрастает в современном мире по нескольким причинам:

Усложнение общественной жизни: Современное общество характеризуется быстрым темпом жизни, информационным перегрузом и постоянным стрессом, что требует от организма высокой адаптивности и устойчивости.

Техногенные и экологические риски: Загрязнение окружающей среды, включая воздух, воду и почву, а также повышенное излучение от электронных устройств, негативно сказываются на здоровье.

Политические и военные риски: Глобальные конфликты и политическая нестабильность могут вызывать стресс и беспокойство, ухудшая психоэмоциональное состояние людей.

Физическая активность помогает снизить уровень стресса, улучшить физическое и психическое здоровье, а также повысить устойчивость организма к различным негативным факторам. Упражнения способствуют улучшению кровообращения, метаболизма и общего тонуса организма, что необходимо для эффективного функционирования в условиях повышенных нагрузок.

В контексте образовательного процесса умеренная физическая активность и правильно подобранный комплекс упражнений могут улучшить умственную работоспособность студентов, повысить их концентрацию внимания, память и способность к обучению. Это, в свою очередь, положительно влияет на успеваемость и общую эффективность учебного процесса.

Важно подчеркнуть, что внедрение физической активности в учебный процесс должно быть грамотно спланировано. Это может включать в себя регулярные физкультурные паузы, организацию спортивных секций и клубов, а также проведение специальных занятий по физической подготовке. Такой подход поможет создать здоровую образовательную среду и способствовать развитию полноценной личности.

1. Алдошина Е. А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций // Наука-2020, 2020. – С. 76-80.

2. Горобий А. Ю., Третьяков А. А. Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности // берегиня.777.СОВА, 2012. – С. 122.

3. Ермакова Е. Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – С. 203-207.

4. Сбитнева О. А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – С. 137-139.

5. Челнокова Е. А., Слюзнева К. В., Агаев Н. Ф. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – С. 168-174.

6. Эрдонов О. Л. Значение спортивно-ориентированной направленности в подготовке студентов технического вуза // “Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств” Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2015. – С. 460-463.

7. Эрдонов, О. Л. Оздоровительная физическая культура в системе образовательного процесса по физическому воспитанию студентов / О. Л.Эрдонов. — Ташкент: “Фан ва технология”, 2012. — 96 с.

Начать дискуссию