Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

У каждого рассказа свой герой, наш - позитивная Таня, сотрудник одной крупной ИТ-компании. Татьяна молода, но опытна, хороший специалист, любит командировки, кофе и профессионалов в своей сфере.

Однажды она получила письмо с предложением стать экспертом на школьном мероприятии. С этого письма начинается наш рассказ. И путешествие Тани в мир образования.

P.S. Если вы не хотите читать всю историю, а хотите сразу изучить ТОП-10 промахов, которые допускают организаторы - смело скролльте вниз.

(все персонажи вымышлены, а совпадения случайны)
(все персонажи вымышлены, а совпадения случайны)

Предварительные сказки

На предложение Таня откликнулась с радостью. Еще бы! Перелет и проживание оплатят, познакомят с новыми людьми, дадут возможность рассказать о программе, разработанной компанией, может быть, даже закупку после обучения проведут. Генеральный будет доволен, школа подтвердит статус цифрового оплота региона, а ученики освоят новые технологии - сплошной win-win.

Первый общий созвон вышел сумбурным: на колл собралось сразу двадцать человек. Таня не успела понять кто есть кто, но зато узнала директора - приятная, кажется, женщина. Директор говорила о том, как важно, чтобы каждый ребенок мог ориентироваться в цифровом мире.

Партнерство не обсуждали. Таню представили и перешли к общим вопросам: как руководить волонтерами, где застелить ковролин... Таня честно присутствовала на встрече весь час, но к финалу украдкой разгребала рабочую почту.

Таких созвонов до начала мероприятия прошло еще четыре. Присутствовать просили обязательно. Время на рассказ о том, чему Таня может научить детей, предоставили один раз, ограничили пятью минутами.

Зато на третьем созвоне сказали, что в расписании уже выделили время для ее занятий и попросили вписать темы, предупредив, что оговоренный ранее вариант обучения не подходит и надо его скорректировать.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

Без внятного ТЗ

Расписание Таню удивило: столько занятий одной проводить сложно. Да и количество дней выросло с трех до пяти. Созвонилась с замом школы. Он объяснил, что детей будет не 30, как предполагали, а 60 (что уж поделать, ажиотаж - на ее занятия записался чуть ли не весь город).

Сказал, что оборудования в школе мало, найти рабочие компьютеры сложно. Просил войти в положение. Да и с программой поработать каждый ребенок должен, чтобы на выходе получить готовый продукт (намекнул, что это в таниных, в общем-то, интересах, реклама все же для компании).

Таня поговорила с генеральным. Он нахмурился, но командировку продлил, даже пообещал, что часть рабочих вопросов с нее снимут, оставят только горящие.

Таня потратила пару часов на планирование, разделила темы по возрастам, подогнала к расписанию, придумала какой продукт сделает каждый ребенок за время занятий. Отправила. Рабочий день закончился, пришлось доделывать рабочие вопросы дома.

Вылет утром в выходной: чемодан с оборудованием, сумка с вещами. Несколько часов перелета, пара рабочих вопросов в автономном режиме и, наконец-то, посадка! Таня разблокировала телефон и получила новое сообщение от организаторов.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

Ее действительно ждали: общее собрание коллектива, инструктаж по технике безопасности (одним ухом аудио от генерального, что-то без нее пошло не так), обсуждение изменений. Пока она была в небе, на земле придумали новую концепцию мероприятия: единая тема об истории региона. Таня должна подогнать свои темы занятий к этой теме (это ведь не сложно для профессионала, верно?).


Таня проголодалась, но есть было некогда. Ее попросили побыстрее установить программы на компьютеры, потому что в выходной школу закрывают рано. Показали аудиторию, где будут проходить занятия. Виновато и вежливо поохали, что системного администратора по выходным не найти. Пожелали хорошего вечера, предупредили, что в здании остались только уборщицы (сами понимаете, выходной) и оставили ее одну.

Цифре нужно электричество

Парты стояли не так, как нужно: при такой расстановке часть детей не будет видеть доску. Таня позвонила заму, спросила разрешение, передвинула парты (поставила пару синяков) и даже притащила одну из соседнего класса.

Ноутбуки разных пород и мастей она нашла в шкафу, а провода к ним в какой-то большой коробке у двери. Оказалось, что не ко всем ноутбукам есть зарядки, а еще выяснилось, что розеток в помещении почти нет. Пришлось снова звонить заму, спрашивать про удлинители. Он сухо удивился, мол - специалист, а привезла не все, что может пригодиться для занятий - но сказал, чтобы поискала удлинители по классам. Через час аудитория была готова, хоть и выглядела, как страшный сон электрика.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

Оптимизм Тани быстро улетучивался, есть хотелось нестерпимо, а впереди ждала подготовка второй аудитории (“в одной вас оставить не можем, извините, у нас тут после обеда другие занятия будут”). Впрочем, Таня уже была лично знакома с каждым шкафом в учительской - удлинители нашлись. Однако выяснилось, что установить программы на компьютеры она не может, потому что нет доступа к вайфаю, а без него нельзя активировать лицензионные ключи.

На третий звонок зам отреагировал раздраженно, но пообещал узнать логин и пароль. Пока Таня ждала, вошла уборщица, попросила освободить помещение: пора закрывать школу. Таня взяла чемодан и пошла заселяться в гостиницу, чтобы успеть подогнать темы занятий под новую концепцию. Пароль и логин от школьного вайфая зам прислал в час ночи.

Коней на переправе

Утром все прошло неплохо. В школе она была уже в семь, к началу занятий как раз успела установить программы (системного администратора так и не нашла, сказали, он помогает другим учителям).

В класс пришли первые дети, дальше день как в тумане. Помнит только, что присесть не успела ни разу за пять часов занятий и даже в обед, потому что в перерывах переходила из аудитории в аудиторию и настраивала барахлящие компьютеры.

Дети в большинстве своем были очень милы, правда, некоторые не слушали, вставали, выходили из класса, разговаривали друг с другом, играли в телефоны, и на замечания, увы, не реагировали.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

Обещанных помощников-вожатых поблизости не наблюдалось, помощи ждать было неоткуда. Для того, чтобы остальные дети успели создать свои проекты, Таня приняла волевое решение: быть лояльной ко всем, но помогать только достигающим. Пошло полегче. К концу первых занятий многие уже разобрались в программе. Те, кто буянил, немного успокоились, видя, что их не заставляют работать, и даже немного поработали с программой.

Таня была горда собой: она справилась с таким количеством задач одна! Уставшая и голодная, к концу дня она хотела просто в отель и спать, однако, ее уже ждали на рефлексии организаторы мероприятия.

Критикуя, предлагай

Слов благодарности, как быстро поняла Таня, на школьной рефлексии говорить друг другу было не принято, а вот не очень конструктивную критику - пожалуйста. Ей придавали вид добрых советов, но приятнее от этого не было. Ей влетело за то, что парты расставила не по санпинам, а удлинители не соответствуют технике безопасности.

Таня осторожно рассказала, что в группах есть трудные дети и попросила вожатых помогать на занятии. На что получила ответ в духе “ну ты же эксперт, мы уверены, ты сможешь каждого увлечь”.

Впрочем, расстроило ее другое: концепцию мероприятия снова изменили. Выяснилось, что приедет министр, а значит, индивидуальные детские проекты теперь не нужны, нужно что-то впечатляющее, чтоб все ахнули. На робкое возражение Тани, что дети с таким скорее всего не справятся, не отреагировали, однако намекнули, что стоит быть благодарнее, ведь ее сделали главной во всем мероприятии: у нее по пять часов занятий, а к остальным педагогам дети приходят всего на час.

Соло одного актера

Следующие дни прошли как под копирку: натянутые улыбки в коридорах, уважительные отказы в помощи, комментарии на рефлексии. Все возникающие вопросы Таня решала самостоятельно как могла. С занятиями и проблемами в сумме выходил полноценный восьмичасовой рабочий день. По ночам делала основную работу, ее тоже никто не отменял.

Порадовали только дети: многие достигли очень хороших результатов в освоении программы и разработали классные проекты. Защиту проектов назначили на последний день и разделили на две части - утром дети честно презентуют то, что сделали за смену, а после обеда перед министром выступают звездные ученики и показывают огромный поражающий воображение проект.

В ночь перед финалом Таня не спала вообще - поражающий министров проект дети, конечно, сделать не могли, так что пришлось ей возиться до утра, собирать материалы и готовить все к показу.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

На защиту проектов никто из сотрудников школы не пришел. Таня сама внимательно слушала ребят, выражала благодарность, хвалила и даже награждала (купила накануне вечером небольшие призы за свой счет). Попросила ребят сфотографировать защиту на телефон - нужен был хоть какой-то отчет для гендиректора и материалы для отдела маркетинга (школьный фотограф на ее занятия, увы, ни разу так и не заглянул).

Зато после обеда на “фальшивой защите” собрались все. Действо шло как в плохой комедии: звездные дети выдавали танин проект за свой, директор снова говорила о том, как важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в цифровом мире, остальные скучали. Министр, впрочем, пребывал в хорошем настроении и улыбался. Он лично похвалил ребят, а директору пожал руку.

Торжественное мероприятие закончилось.

Школа мгновенно опустела. Пока Таня собирала технику, паковала ее в чемоданы и наводила порядок за собой в аудиториях, все ушли. Ее никто не провожал. Перед взлетом самолета она получила последнее сообщение от директора школы.

Путешествие Тани в образование или в какую школу эксперты больше не поедут

На этом наш рассказ о Тане заканчивается, как и ее путешествие в мир образования. Что получила компания от участия в этом мероприятии? Да ничего, кроме расходов на потраченное рабочее время сотрудника, пары фотографий для поста в соцсетях и надежды на то, что детям пригодятся полученные крохи знания. Никакого партнерства не последовало. И даже благодарственного письма или упоминания компании на сайте.


Конечно, в работе Тани и ее генерального было дальше и много других мероприятий, но несколько лет подряд они оба при случае рекомендовали знакомым обходить эту школу стороной.


История, которую вы прочитали, основана на реальных событиях, на наших синяках и шишках, собранных за несколько лет работы. Сегодня мы делимся местами, где эти шишки можно набить, чтобы вы могли их избежать. И вот наш ТОП-10 промахов, которые допускают организаторы, приглашая внешних экспертов:

1. Долго и муторно. Планируйте с экспертами мероприятие заранее, однако, не собирайте сразу всех на одно огромное совещание. Решайте вопросы по очереди, короткими созвонами и только с теми, кого они касаются. Заставлять специалистов тратить время впустую - дурной тон.

2. Без внятного ТЗ. Если эксперт получит недостаточное количество вводных, а вместо четких требований будет слышать поток разнообразных идей, то спланирует участие в вашем мероприятии наугад. Договаривайтесь четко, после разговора фиксируйте договоренности в общем документе.

3. А своим – ничего. Распределяйте равную нагрузку между всеми экспертами: и вашими, и приглашенными. Не делайте ставку на одних, разгружая за их счет других.

4. Сову на глобус. Помните - залог успешного мероприятия зависит от умения выделить одну главную задачу. Определитесь, чего вы на самом деле хотите добиться: обучить детей, впечатлить министра или получить рекламу. Поставьте цель, озвучьте ее и бейте по ней всеми имеющимися инструментами.

5. Ну допустим, мы умолчали… Помните, эксперты взрослые люди. Они все понимают. Старайтесь говорить с ними откровенно. Ваши секреты, подтексты и замалчивания всегда ведут к недопониманию и конфликтам.

6. У нас тут все Эйнштейны. Не переоценивайте возможности детей. Руководители любят похвастать умными: победителями олимпиад, конкурсов или участниками лидерских активов. Ориентируйтесь при планировании на “середнячков” - тех, кто не всегда успевает и медленно думает.

7. “Цифра” без розеток. Уточните у экспертов какое оборудование необходимо и сколько розеток понадобится. Узнайте, как именно будут проходить занятия. Если оказалось, что ваше помещение не подходит, подумайте: есть ли возможность заменить площадку; где и как можно найти или докупить необходимое оборудование.

8. Король вайфая. У любого оборудования должен быть свой хозяин. Прикрепите к приглашенным экспертам своего технического специалиста, пусть он всегда будет на связи.

9. С больной головы на здоровую. Не требуйте от экспертов обязательства увлечь сложных детей и привить им дисциплину. Эксперты - сторонние люди, найти ключик к особенным детям за пару часов практически невозможно.

10. Коней на переправе. Придерживайтесь достигнутых договоренностей до последнего. После старта мероприятия изменения возможны только при крайней необходимости. Если замены планов не избежать, постарайтесь со и своей стороны быть гибкими.

Помните: приглашенные эксперты как инопланетяне - не знакомы с вашей цивилизацией и не принадлежат ей. Объясняйте им все на пальцах, помогайте решать возникающие проблемы, обязательно благодарите всех участников мероприятия и хвалите их за победы.

А если будет нужен совет - спросите нас, мы будем рады поделиться накопленным опытом. И да пребудет с вами сила!

44
Начать дискуссию