Франчайзинг в образовании: как сетям выжить в кризис

Доля франчайзинговых сетей на рынке дополнительного образования весьма заметна. По состоянию на начало года, в России было представлено не менее 150 образовательных франшиз и более 4 тысяч предприятий в этой отрасли, открытых по франшизе. Направления деятельности – самые разнообразные: от курсов иностранных языков, центров раннего развития и детских садов до секций робототехники, футбола, балета, подготовки к экзаменам и многих других дисциплин.

Пока сложно предсказать, сколько франчайзинговых сетей выживут в кризис. Но никто не сидит сложа руки – все пытаются выжить и приспособиться к новым реалиям. 27 апреля на онлайн круглом столе «Остаться в живых: поддержка франчайзи со стороны головной компании в условиях кризиса» в рамках Московского Международного Салона Образования основатели нескольких франчайзинговых сетей расскажут, как осуществляют поддержку своих франчайзи в «обычной жизни» и какие экстренные меры поддержки предпринимают сейчас, чтобы помочь партнерам остаться на плаву.

Антикризисные меры

Например, мы в SmartFox, помимо создания онлайн программы занятий, обучения педагогов новому формату работы и антикризисной юридической поддержки франчайзи, смогли позволить себе полностью отменить роялти (ежемесячные платежи, которые франчайзи платят головной компании) на период карантина – это стало возможным потому, что головная компания уже давно работает полностью удаленно, и расходы оптимизированы.

В других сетях своя специфика антикризисных мер. Например, не все занятия так просто адаптируются под онлайн формат (именно поэтому нам в SmartFox пришлось создавать по сути новый продукт). Спикер круглого стола Наталия Пичугова, основатель Международной сети центров раннего развития Точка Роста и Директор по развитию Учебных центров LEGO Education Afterschool Programs, считает, что «единичному небольшому образовательному центру не под силу в кризисный период организовать быструю и слаженную работу команды методистов, потому что мало у кого в штате в принципе есть методисты. Зато у головной компании есть достаточно ресурсов для того, чтобы оперативно адаптировать программу под новый формат для всей сети.»

Своя специфика у робототехники: для этих уроков ученикам мало подключиться из дома по Zoom – необходимо специфическое дорогостоящее оборудование. Из-за этого многие секции робототехники прекратили свою работу на время карантина. Но «Лиге Роботов» удалось перевести 60% детей на дистанционное обучение и организовать доставку и ротацию оборудования на дом. Основатель сети Николай Пак расскажет на круглом столе 27 апреля, как они отладили этот процесс.

Адаптация продукта под новый формат, обучение и методическая поддержка педагогов, системы информирования и контроля сотрудников в разных сетях также отличаются.

Спикер круглого стола Александр Семенцов, основатель компании junior-projects.com (проекты Юниор, Русский балет, ЭИ Дети, ЮниорКод, Лига Блогеров, GET English), рассказывает, какой ключевой инструмент позволяет головной компании обеспечивать и контролировать одинаковое качество работы во всех филиалах и в том числе применять новые антикризисные меры:

«Мы используем систему education-erp.com. География у нас достаточно большая (22 страны и 246 городов), физически везде присутствовать невозможно. Мы сразу предвидели эту проблему и основные инвестиции направляли в развитие онлайн-платформы. Сейчас мы видим все показатели школы и без обратной связи от франчайзи (которая часто не объективна) можем понять слабые стороны конкретного филиала.»

Чтобы говорить о мерах поддержки, полезно понять, как в целом работает франчайзинг в образовании.

Специфика франчайзинга в образовании

В чем специфика франчайзингового бизнеса в сфере образования? Она есть? Или франшизы в ресторанном/развлекательном/музыкальном/образовательном бизнесе работают по одинаковому принципу?

Общие принципы франчайзинговой модели едины в разных отраслях, но конечно же, есть специфика. Как правило, в пакет франшизы в любой отрасли входит три ключевых блока: право на использование бренда, продукт и поддержка. В поддержке есть разные подкатегории: разработка бизнес-плана, обучение открытию и ведению данного бизнеса, документация, маркетинг, юридическое сопровождение, обучение и контроль сотрудников франчайзи, организация поставок необходимых товаров и т.п.

Продукт в образовательной франшизе – это образовательная программа в виде подробных конспектов уроков и всех необходимых материалов к ним. Обязательна методическая поддержка: обучение всех педагогов франчайзи работе с данной программой, аттестация педагогов при необходимости, сопровождение по всем возникающим методическим вопросам, обновления программы. В некоторых франшизах франчайзи обязаны покупать у головной компании или ее партнеров оборудование и/или дидактические материалы для работы с программой.

Образовательный франчайзинг в России и за рубежом

Ряд российских франчайзинговых сетей успешно работает и на международной арене. Отличается ли франчайзинговый бизнес в России и за границей, рассказывает еще один участник круглого стола Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор Международной школы программирования и математики «Алгоритмика»:

«На нашем опыте мы пока не нашли больших отличий. Есть более-менее одинаковые профайлы людей, которые хотят стать предпринимателем, одинаковые ошибки, которые они делают, и одинаковые модели того, как они подходят к бизнесу. Единственное отличие, которое видится – это то, что бизнесмены в развитых странах могут позволить себе больший срок окупаемости бизнеса. В России все ждут, что за 3-4 месяца все инвестиции будут окуплены. Что касается российской франшизы, которая выходит за рубеж, интересно отношение к бренду российского образования. Латинская Америка и Индия очень много знают про бренд российского образования и очень часто пишут в рекламе “Powered by Russia”, “Made in Russia”. Для нас это большая гордость, что российское образование в значимых кусках мира является весомым критерием и аргументом в принятии решения, куда отдать своего ребенка. Это классно!»

Николай Пак, основатель сети секций Лига Роботов, уточняет по тому же вопросу:

«Чем страна, в которой открывается филиал по франшизе, ближе к России географически и исторически, тем больше сходств и меньше различий. Бизнес-модель Лиги Роботов запускается с тем же успехом, как и при открытии новых городов в нашей стране. Но, конечно, у каждой страны есть свои особенности, которые нашим франчайзи необходимо учитывать в ведении бизнеса. Это касается и стран СНГ, где в некоторых городах возникают запросы на ведение занятий на государственном или английском языке, также возникают местные уникальные юридические и культурные вопросы. А для более далеких от России стран уже необходима адаптация под местный менталитет всего: от схем ведения бизнеса до методики занятий.»

Что нас ждет?

Мы не знаем, сколько образовательных организаций выживет в этот сложный период, сколько из выживших вернутся в офлайн, и сколько франчайзеров решат в итоге отказаться от продажи франшизы и перестроят бизнес-модель в сторону развития онлайн B2C направления, раз уж все равно пришлось переработать программы под онлайн. Сейчас мы можем только ориентироваться на опыт друг друга и делать все возможное для выживания. Коллективным разумом и ресурсами держаться эффективнее – в этом франчайзи немного проще, чем остальным. Выживания нам всем.

Дарья Тимощук – основатель сети английских детских центров SmartFox

4 комментария

Мне кажется, только такой бизнес и сможет выжить сейчас, который и о клиентах заботится, и о франчайзи, и о партнёрах по рынку не забывает. Пусть у вас всё получится!

Ответить

Спасибо за статью, очень интересный материал. Да, в условиях пандемии многим компаниям придется перестраиваться под новый формат. Интересно будет за этим понаблюдать

Ответить

Спасибо за статью, Дарья!

Ответить

Согласен с мнением автора, ситуация далеко не самая оптимистичная. Но выводы сделаны обьективные. За это плюсую.

Ответить