Меняем правила игры: отбор в вуз с фокусом на личность

Сегодня вузы выбирают студентов по результатам ЕГЭ, но высокие баллы — не всегда секрет карьерного успеха, поэтому очень важно учитывать и личные качества будущих студентов. При этом, профориентацией выпускников большинство вузов не любят заниматься. Но чтобы реально понять, какие у абитуриента профессиональные перспективы, одного ЕГЭ недостаточно.

На примере опыта Института iSpring покажем, как работать с абитуриентами, учитывая больше, чем просто их результаты на экзаменах.

Знания — это не всё. В успеваемости и будущем успехе важны личные качества: мотивация, увлечённость, коммуникабельность и креативность. И эти вещи ЕГЭ не измерит. Например, для студентов ИТ-вуза важны те же качества, что и для работы в компании: умение работать в команде, справляться с неопределённостью и адаптироваться к изменениям. Понимая важность личных качеств, мы создали свою программу профориентации, чтобы определить потенциал и склонности абитуриентов ещё до поступления.

Меняем правила игры: отбор в вуз с фокусом на личность

Например, они проходят тесты на определение ведущего типа интеллекта и психотипа, пишут развёрнутое эссе о своих ценностях и получают консультации от экспертов ИТ-индустрии по выбору специальности. В программу профориентации Института входят практикумы по ИТ-профессиям и живое общение со студентами и преподавателями. А ещё абитуриенты вместе со студентами ходят в походы и организуют креативные мероприятия. Так ребята лучше понимают выбранное направление, работу в команде и культуру вуза.

А приёмная комиссия оценивает, как хорошо они впишутся в наш коллектив и смогут ли успешно учиться.

Самый важный выбор

Для выпускников 11 класса обычно главный вопрос: ‭«Сколько баллов по ЕГЭ я получу и куда с ними могу поступить?». Чаще всего вуз выбирают по баллам и престижу. Но мы считаем, что это неправильный подход.

Важно изучить программу вуза, узнать преподавателей и понять, кто именно там учится. Ведь выбор профессии и места её получения влияет на очень многое. Этот выбор не только про карьеру и деньги, но и про отношения на всю жизнь. Сокурсники могут стать коллегами и друзьями, а компания, где вы проходили стажировку – творческим домом на многие годы.

Интересный момент: часто люди, получившие высшее образование, остаются недовольны выбором университета, учёбой и полученными знаниями. Всё это говорит о том, что к выбору вуза нужно подходить очень внимательно. Абитуриенту стоит спросить себя: «Какую жизнь я хочу через 5, 10 лет?». Нужно составить картину своего будущего, а вуз — это первый шаг к этой жизни.

Дополнительные испытания, профконсультации и коучинг как раз помогают понять свои профессиональные перспективы. А для вуза это возможность найти студентов, которые готовы вложить усилия в обучение и получить удовольствие от учёбы.

Меняем правила игры: отбор в вуз с фокусом на личность

Почему мы выбрали такой путь?

Принимать абитуриентов в вуз только по ЕГЭ — всё равно что брать на работу молодого специалиста вслепую, глядя лишь на запись в дипломе. Кто этот человек? Чего он на самом деле хочет? Насколько он мотивирован и готов развиваться в этом направлении?

Часто высокие баллы ЕГЭ — это результат того, насколько хорошо выпускник ‭«набил руку», зазубрил материал и сколько времени провёл с репетиторами, решая тесты. Конечно, высокие баллы ЕГЭ показывают трудолюбие и целеустремлённость. Но бывает, что школьник может быть невероятно талантливым и гореть своим делом, но учиться в не самой лучшей школе или не иметь возможности заниматься с репетиторами. Поэтому, как итог, получает средние баллы на ЕГЭ.

При этом практика показывает, что хорошим программистом может стать тот, кто набрал 70 баллов по профильной математике, а обладатель 100 баллов может не освоить профессию. Всё очень индивидуально, и ЕГЭ не даёт равные шансы показать свой потенциал и интеллект. А дополнительные вступительные испытания и многоуровневая система оценки личных качеств помогают собрать команду мотивированных студентов, готовых развиваться в своём направлении.

Фокус — на команды

Главный ресурс бизнеса, стартапов и ИТ-компаний — это команды, которые вместе добиваются крутых результатов и ставят амбициозные цели. Чтобы команда была сильной, продуктивной и мотивированной, нужны люди с определёнными личными качествами.

Мы используем те же критерии при отборе студентов. Мы не требуем готовой квалификации, но обращаем внимание на человеческие качества и потенциал.

Традиционная практика приёма по ЕГЭ не помогает сформировать дружные и целеустремлённые команды, а также не оценивает потенциал каждого абитуриента. А наша практика приёма нацелена именно на это – мы выбираем мотивированных студентов и создаём круг единомышленников, где люди разделяют общие ценности, готовы работать в команде и добиваться высот в ИТ.

Меняем правила игры: отбор в вуз с фокусом на личность

Что мы ищем в наших студентах? Ум, смелость, трудолюбие, доброту и умение смотреть на вещи с оптимизмом. В Институте мы оцениваем кандидатов по их личностным качествам: насколько они подготовлены, мотивированы, самостоятельны, открыты и честны. Для нас важна их воспитанность, активность, трудолюбие и дисциплина. Мы ищем людей, готовых к новым вызовам, к дружбе и поддержке других. Очень важны сила воли и умение выдерживать трудности.

Создаём команду мечты

В Институте iSpring дополнительная вступительная программа для абитуриентов состоит из пяти этапов профориентации.

Сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете. После заполнения анкеты откроется доступ к тестированию Remark, основанному на технологиях MMPI. Оно проверит, готов ли абитуриент к нагрузкам и работе в команде, а также то, насколько он быстро усваивает знания.

На втором и третьем этапах — эссе и видео-визитка — абитуриент расскажет о себе, своих ценностях, целях и ожиданиях от учёбы, покажет кругозор и умение рассуждать. Четвёртый и пятый этапы проходят и очно, и онлайн. На профконсультации и коуч-встрече мы лично знакомимся с абитуриентом и принимаем окончательное решение – подходит ли он нам, а мы – ему. Если всё ок, абитуриент получает рекомендательное письмо и может подать заявку на грант.

Этапы открываются последовательно. Например, если абитуриент получил низкий балл по эссе, то следующие этапы ему будут недоступны, он не сможет продолжить поступление. Если все этапы пройдены успешно, абитуриент получает рекомендательное письмо, предоставляет информацию о баллах ЕГЭ и попадает в списки на зачисление.

Мы убеждены, что персонализированный подход, учитывающий личные качества и потенциал абитуриентов, помогает им развиваться всесторонне, быть мотивированными и готовыми к будущим вызовам. Следуя такому методу, можно уже со студенческой скамьи создавать сильные профессиональные команды и давать равные шансы каждому.

Да, внедрение такой системы требует усилий, но приносит долгосрочные выгоды, превращая вузы в стартовые площадки для успешной и осмысленной карьеры.

Меняем правила игры: отбор в вуз с фокусом на личность
1111
18 комментариев

"Абитуриенту стоит спросить себя: «Какую жизнь я хочу через 5, 10 лет?». Нужно составить картину своего будущего, а вуз — это первый шаг к этой жизни." - в 16-17 лет крайне сложно составить себе картину своего будущего, большинство выпускников школ не знают толком, чем они хотят заниматься, тем более в сегодняшних условиях жесточайшей неопределенности.

1

Добрый вечер Павел!
Приведу результаты исследования «Качество абитуриентов»:
1. Из 20 учиться могут 3.
2. Прогрессирующий инфантилизм.
3. Массовизация высшего образования. На профессии поступают, только потому, что сдали ЕГЭ, а не из-за получения профессии.

1

Есть ли какой то минимум по баллам, который удивил несоответствием реальному потенциалу человека? Из практики я имею в виду. "По ЕГЭ все скромно, а по факту блестящий абитуриент" .

Добрый вечер Григорий!
Бывали случаи, что ребята, которых тренировали крутые репетиторы на прохождение ЕГЭ мало разбираются в самом предмете. Видим, что студент с невысоким баллом, знает предмет лучше и глубже разбирается, чем тот, кто набрал очень высокий балл.
Мы верим в то, что ребята в небольших городах очень талантливые, но не у всех в школах преподавание на должном уровне. К примеру мы столкнулись с таким фактом, что есть старшеклассники у которых в 10-11 классе не было физики.

1

мне кажется, тема с проф.ориентацией вчерашнего школьника оч даже неплохая) даже вот и не знаю, честно говоря, многие ли вузы что-то подобное сейчас предлагают. У меня просто ребенок еще дошкольник, а сама я 120 лет назад училась) но в германии в той же —- подобных программ много и не только для будущих абитуриентов. Знаю многих, кому они хорошо с выбором профессии помогли.

Добрый вечер Елена! Кого могли бы порекомендовать для изучения опыта? С благодарностью изучу успешный опыт других.

1

Хорошая история, учитывая, что недавние выпускники имеют смутные представления о том, кем хотели бы быть в горизонте 5-10 лет