№4/100. 100 советов от кризисного семейного психолога. Как правильно распределять бытовые обязанности?

Большинство молодых семей редко обсуждают до вступления в брак одновременно простую и сложную тему про распределение семейных обязанностей.
Но, как показывает практика, именно эта тема становится позже одним из основных источником конфликтов и ссор, которые приводят семью к разводу.
В каждой паре распределение обязанностей уникально.
Поэтому молодым супругам следует ориентироваться не столько на своих родителей, сколько на свои личные субъективные предпочтения, желания и возможности.
Молодожены часто не знают, с какими задачами, проблемами и обязанностями им предстоит столкнуться уже в первый год совместной жизни.
Поэтому предлагаю вам ниже базовый список, на который можно ориентироваться.
Будем считать, что молодоженам повезло и они сразу будут жить отдельно от родителей. (чтобы не было соблазна спихнуть всё на маму и папу)

№4/100. 100 советов от кризисного семейного психолога. Как правильно распределять бытовые обязанности?

Классификация основных бытовых обязанностей в семье

1. Уборка
Санузел и ванная комната
Кухня (посуда, плита, раковина, поверхности, холодильник, кухонная бытовая техника)
Пол (подметание, пылесос и влажная уборка)
ПыльОкнаКровати/диваны
Результаты деятельности детей и других членов семьи
Игрушки
Участок у дома (трава, листья, фрукты/овощи, пыль/грязь, снег)
Подсобные помещения, сарай/гараж и пр.
Машина и другая техника

2. Порядок в доме
Система и принципы хранения одежды и обуви
Система хранения бытовых вещей (пылесос, инструменты, утюг, гладильная доска, очистители/увлажнители, парогенератор, аудио/видео техника и т.д.).

3. Приготовление еды
Самостоятельное приготовление еды из продуктов (кто, что и когда готовит?)
Еда из консервантов (только разогреть)
Заказ готовой еды
Кто и как выбирает меню для регулярного питания семьи?

4. Стирка и глажка
Ручная стирка и глажка
Стирка в стиральной машинке
Кто развешивает, снимает и убирает постиранные/поглаженные вещи?
Химчистка

5. Мусор (кто и как часто выкидывает?)
Бытовой
Строительный
Сломанные или устаревшие/изношенные вещи

6. Воспитание/обучение детей
Развивающие активные и интеллектуальные игры
Обучение культуре поведения
Обучение мужским/женским бытовым навыкам
Уроки в школе, подготовка к экзаменам
Спортивные и прочие активности
Регулярное общение на значимые для ребенка темы
Тактильный контакт и невербальное (без слов) общение
Совместный досуг

7. Уход за родителями, родственниками (своими и партнёра)
Врачи и лекарства
Помощь в закупке продуктов и приготовлении еды
Помощь по бытовым вопросам
Медицинский и гигиенический уход

8. Ремонт и строительство
Ремонт/строительство помещений квартиры/дома/дачи
Ремонт/замена сломанной техники и вещей
Ремонт одежды и обуви
Ремонт систем жизнеобеспечения дома/квартиры

9. Деньги
Кто сколько зарабатывает?
Кто и на что тратит?
Кто ведет учет и контролирует баланс?
Кто и каким образом распределяет?
Кто создает и управляет активами?
Кто платит по регулярным коммунальным счетам?

10. Покупки
Кто какие регулярные покупки планирует и делает?
Как принимается решение о покупке дорогих вещей?

11. Планирование отдыха и досуга
Кто планирует отпуск/путешествия?
Кто планирует и организует регулярный досуг?

12. Домашние животные
Уборка
Корм
Гигиена
Врачи
Прогулки

13. Безопасность
Физическая/психологическая безопасность членов семьи
Регулярная проверка здоровья, плановое и ситуативное лечение
Безопасность дома/квартиры
Безопасность транспортных средств
Финансовая безопасность семьи

14. Транспорт
Организация перемещения членов семьи (работа, учеба, соревнования, путешествия и т.п.)
Доставка товаров/вещей
Сервисное обслуживание техники

15. Обслуживание дома/квартиры
Газ
Электричество
Канализация и водоснабжение
Отопление, вентиляция и кондиционирование
Интернет и ТВ
Системы безопасности и умного дома

16. Забота об участке/огороде
Ландшафтный дизайн
Сезонное регулярное поддержание чистоты и порядка (трава, листья, снег)
Посадка деревьев, цветов, овощей/фруктов/ягод, уход и сбор

Конечно же, это не полный список обязанностей, но научившись договариваться по этим пунктам, вы легко сможете найти решения и по остальным.

Большинство из этих пунктов требуют постоянных усилий, контроля, выполнения через “не хочу”.Часто хочется просто переложить их на партнера или делегировать кому-то ещё.

В реальной же жизни всё равно придётся брать ответственность за часть пунктов, договариваться и находить компромисс по самым неприятным, а главное регулярно их делать.


Как можно изначально распределить бытовые обязанности?

1. По родительским сценариям (у кого как было принято делать в семье, так и делаем)
Плюсы:
Как правило дети уже встроены в родительские системы и умеют выполнять те пункты, которые имеют отношение к ним по половому признаку. (девочки помогают маме готовить и убирать дом, мальчики чинят с папой сломанные вещи и выполняют тяжелую работу)
Минусы:
семьи у родителей молодоженов могут иметь кардинально противоположные системы распределения обязанностей, что может привести к возникновению конфликтов при распределении задач. (например, если в доме жены папа готовил, а мама управляла ремонтом квартиры)

2. Интуитивно по желанию, как получится (делаю всё, что могу/хочу)
Плюсы: исключаются конфликты при первичном распределении задач.
Минусы:
некоторые задачи остаются постоянно невыполненными, что может приводить к конфликтам при выяснении, а кому же их надо делать.

3. По возможностям и навыкам (у кого что лучше получается)
Плюсы: исключаются конфликты при распределении задач, высокое качество выполнения задач.
Минусы:
один из супругов может оказаться “неумехой” в большинстве семейных задач, что сделает распределение задач несправедливым и гарантированно приведет к конфликтам.

4. По очереди (в этом месяце делаю я, в следующем ты)
Плюсы: исключаются конфликты при выполнении обязанностей, все под контролем.
Минусы:
не все задачи можно делать по очереди, сложно и неудобно вести учет абсолютно по всем обязанностям.

5. По справедливости (равномерно распределяем по весу/сложности и суммарным временным затратам)
Плюсы: исключаются конфликты при выполнении обязанностей, все под контролем.
Минусы:
сложно определить вес и временные затраты абсолютно всех обязанностей.


Как распределять обязанности, чтобы жить в счастье и гармонии?
7 “секретных” правил

1. Подробно обсудите и договоритесь по каждому из пунктов семейных обязанностей в самом начале, а лучше даже до начала совместной жизни.
Продолжайте регулярно обсуждать и договариваться в браке по всем новым и “сбойным” задачам.

2. Делегируйте по-возможности всё самое неприятное и сложное для вас другим людям/компаниям (клининг, няня, повар, репетиторы, электрики, доставка и т.п.)

3. Не фиксируйте обязанности жестко за одним из супругов (в жизни бывают нестандартные/критические ситуации, когда один из партнеров вынужден брать на себя ответственность за некоторые задачи партнера или вообще за все задачи семьи)

4. Делайте больше, чем от вас ждет ваш партнер (выполняйте временами не свои привычные обязанности)

5. Ориентируйтесь на количество свободного времени, которое остается у каждого ежедневно (оно должно быть сопоставимым, иначе кто-то будет обижаться и копить негативные эмоции, которые могут привести к ссорам и даже к разводу)

6. Если договориться по каким-то пунктам обязанностей не получается, воспользуйтесь помощью семейного психолога.

7. Разрешайте друг другу иногда на время “забить” на выполнение каких-то обязанностей, заменив их совместным приятным досугом или какими-то другими позитивными впечатлениями.

Если у вас есть какие-то свои правила или идеи, смело пишите их в комментариях к статье.

✍️ Подписывайтесь, чтобы узнать остальные 100 советов от кризисного семейного психолога на тему отношений между мужчиной и женщиной!

Записывайтесь и приходите на консультацию, если у вас не получается самостоятельно справиться с проблемами в отношениях. (нажмите на ссылку ниже)

реклама
разместить
Начать дискуссию