Не языком единым или ...What makes a perfect teacher?

Какими же качествами должен обладать учитель иностранного языка?

Очевидными для многих будут два критерия: уровень этого самого языка и знание методики. Последняя для многих даже имеет куда более важное значение. Не могу не согласиться с важностью этих аспектов. Но если повысить уровень языка и освоить методические приемы под силу любому преподу, то с самыми важными качествами, о которых сейчас пойдет речь, все не так просто.

В одном из методических пособий, которые мне во время учебы пришлось «переваривать» в большом количестве, (поэтому ни автор, ни название источника я вспомнить уже не в состоянии), прозвучало мнение, с которым мое учительское «Я» очень резонирует.

Итак, во-первых, преподаватель должен обладать харизмой!

Уточню, что здесь мы понимаем не особенные внешние данные, а совокупность эмоционально-психических способностей, благодаря которым человека оценивают как одарённого особыми качествами. Учитывая количество часов, необходимых, чтобы выйти хотя бы на средний уровень языка, ученику предстоит встречаться с учителем на протяжении нескольких лет, а работать в долгую с внутренне притягательным человеком гораздо приятнее. В идеале оба должны быть на одной волне, чтобы случился тот самый perfect match.

Следующая в списке, и здесь никаких неожиданностей, эмпатия.

Эмпатия способствует созданию более глубокой и качественной связи с другими людьми, что особенно важно в таком длительном процессе, как изучение языка. Способность чувствовать и считывать эмоции другого человека позволяет создать безопасную и комфортную для ученика среду, возможность получать необходимую в обучении поддержку. Эмпатия дает возможность преподавателю встать на позицию обучаемого, понять его внутреннее состояние, его особенности, что способствует более успешному обучению. А в обучении взрослых студентов это не менее важно, чем в работе с детьми!

Наконец, учитель должен обладать высоким уровнем саморефлексии!

По моему скромному мнению, это самое главное качество в нашей работе! Тема настолько важная, что я планирую посвятить этому отдельный пост. Простыми словами это учение на собственных ошибках, способность анализировать свою работу, свои педагогические ошибки самостоятельно без внешнего наблюдения. Иногда даже у очень опытных и во всех смыслах крутых преподавателей на уроке может пойти что-то не так. Есть вариант обвинить во всем ученика, но в 99% случаев винить нужно некорректное планирование или неэффективные инструкции. Поэтому так важно понимать, что именно послужило причиной неудачи, делать выводы, фиксить и двигаться дальше по бесконечному кругу под названием «учу-анализирую-учу».

P.S. Ну и самый-самый последний пунктик от меня лично. Учитель должен обладать чувством юмора. Конечно, мы не ожидаем на уроке шоу в духе Вечернего Урганта, но посмеяться над чем-то вместе -why not?

Подводя итог, хотелось бы выделить, что я ни в коем случае не отрицаю важность знания языка и владения методикой!

Всем прочитавшим до конца желаю легкого обучения у самых крутых эмпатичных и харизматичных учителей, которые всегда знают, что делать (ну или хотя бы пытаются такими стать).

1
Начать дискуссию