Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

Когда я слышу подобные вопросы, первым делом хочется закопаться в детали типа: «смотря какой искусственный интеллект», «смотря какого учителя», «смотря с какими учениками» и «смотря что значит “заменить”». Короче говоря, любыми путями уйти от конкретного ответа на прямой вопрос :). Но сегодня я решила проявить мужество и поделиться-таки своими мыслями по поводу роли ИИ в образовании.

Начну, правда, с дисклеймеров.

Дисклеймер №1. В этой статье я буду говорить о потенциальных возможностях современного искусственного интеллекта, а не о конкретном продукте. Если у вас был опыт более-менее плотного взаимодействия с условным ChatGPT, вы наверняка видели, что ИИ может быть непроходимо тупым, а может неожиданно удивлять своим благоразумием и вселять веру в безграничные возможности технологий. В статье идёт речь об ИИ, который «удивляет своим благоразумием», но требует предварительной настройки и обучения под конкретный набор задач.

Дисклеймер №2. Технологии сейчас развиваются с такой скоростью, что даже самые отчаянные IT-гики периодически начинают напрягаться ). Вполне возможно, через месяц / полгода / год наше представление о потенциальных возможностях ИИ сильно изменится, а все ценные мысли из этой статьи превратятся в тыкву. Если такое произойдёт, дайте мне знать, и я или удалю публикацию, или заменю вступление на что-то типа: «Смотрите, какими мы были глупыми и наивными».

Ну а теперь, собственно, к делу.

Вы наверняка в курсе, что современные языковые модели

  • очень неплохо научились понимать человеческий язык,
  • могут поддержать беседу практически на любую тему,
  • обучались на больших массивах текстов, включая энциклопедии, научную и художественную литературу, подборки новостей и аналитики, и помнят всё, что там написано.

Ещё вы точно знаете, что для решения большинства частных задач современным компьютерам не требуется много денег, энергии и времени.

И в результате в рамках учебного процесса компьютер с ИИ точно будет хорош, потому что:

1. Он доступен 24/7 и готов начать работать с вами по первому запросу

Вам не надо подстраиваться под расписание ИИ–тьютора и ждать своей очереди, чтобы задать ему вопрос. Не нужно заставлять себя заниматься, когда нет сил, времени и мотивации, но занятие назначено и отменить или перенести его нельзя. Вы можете учиться в любой момент, как только вас посетят вдохновение, мотивация и жареный петух :).

2. Он постоянно и очень быстро учится

ИИ-педагогу не нужно копить деньги на покупку нового курса. Не нужно ждать, когда начальство отправит его на повышение квалификации. Не нужно выкраивать время на обучение в перерывах между учениками, отчётами и семейной жизнью. ИИ извлекает опыт из всего, даже из собственных ошибок или вашей обратной связи, и делает это быстрее, легче и эффективнее абсолютного большинства педагогов–людей. Согласитесь, приятно учиться у специалиста, чьи знания не устарели ещё 5 (а то и 25) лет назад )?

3. ИИ не устаёт и не снижает качество работы даже после долгого рабочего дня

Из этого вытекает много приятных бонусов ).

  • ИИ не пропустит ошибку ученика из-за усталости или невнимательности,
  • не откажется от сотой попытки объяснить материал, в котором ученик продолжает буксовать,
  • не начнёт раздражаться (ни внешне, ни внутренне) и осуждать ученика за недостаточную старательность, внимательность, мотивацию и т.п.

Короче говоря, ИИ–тьютор — это идеальный исполнитель, который заточен на то, чтобы делать свою работу (в том числе интеллектуальную) и не грузить окружающих своей тонкой душевной организацией. В некоторых случаях это ох как удобно :).

Пока всё выглядит настолько привлекательно, что даже закрадывается мысль, а стоит ли продолжать? Действительно, неужели у учителей–людей есть какие–то конкурентные преимущества на фоне всего этого великолепия?

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

На самом деле, если копнуть поглубже, то несомненные преимущества у людей есть, и их немало. В топе моего списка вот эти пункты:

1. Учитель — это «значимый взрослый»

Это человек, который вдохновляет, задаёт ролевую модель поведения, и своим примером показывает, что любая цель достижима. В детском образовании наличие таких людей — это обязательное условие для полноценного и всестороннего развития ученика.

Взрослые могут обойтись без ролевой модели, особенно на каких-то коротких навыковых курсах или мастер-классах. Но возможность взаимодействовать с экспертом, который глубоко понимает профессиональную сферу, любит свою работу и чего-то в ней добился, делает обучение более осмысленным, наполненным, а в итоге — результативным.

2. Учитель заинтересован в ученике и в его успехах

Да, это так. Несмотря на связанный с обучением негативный опыт, который в той или иной степени наверняка переживали многие из нас, большинство учителей — хорошие люди, которые искренне хотят принести пользу своим студентам ). Для эмпатичных студентов это важно — чувствовать искреннюю заинтересованность и поддержку, а не просто читать на экране дежурные фразы типа «у тебя всё получится».

3. Учитель может быть иррациональным

У хорошего (даже неопытного) учителя есть интуиция, которая подсказывает иногда отвлечься от штудирования учебника и расслабиться, но в результате восстановить силы и двигаться дальше.

Хороший учитель следит не только за академическими успехами ученика, но и за его мотивацией. Это не значит, что можно переложить ответственность за свою тягу к знаниям на преподавателя, но точно значит, что внимательный педагог заметит снижение мотивации и как минимум предложит это обсудить.

4. Чтобы учиться взаимодействовать с людьми, нужны другие люди

Люди бывают сложными, неудобными и непредсказуемыми, но чтобы добиться успеха в жизни, с людьми нужно уметь взаимодействовать. Желательно делать это без неоправданных затрат энергии, а в идеале — с удовольствием и взаимной выгодой для всех участников. И как вы наверняка уже догадались, научиться всему этому можно только взаимодействуя с реальными людьми, проявляя (и параллельно тренируя) эмпатию, наблюдательность, терпение, и кучу других полезных качеств.

Сила ИИ в том, что он умеет быть «удобным». И это круто, когда мы работаем над новым навыком, часто ошибаемся, расстраиваемся и нуждаемся в поддержке. В такой момент ИИ поможет и не будет напоминать, что у него вообще-то тоже есть чувства, потребности и личная жизнь. Он, кстати, и в другие моменты ничего подобного не скажет. Но в реальной жизни мы живём в окружении людей, у которых всё это есть :). И с такими людьми нужно уметь находить общий язык. А чтобы уметь, нужно учиться, в том числе на практике.

5. Учитель помогает ставить амбициозные цели, мечтать и верить в себя

ИИ отлично справляется с анализом данных, выявлением возможных препятствий и прогнозированием. Но настоящее целеполагание — это занятие, которое пока недоступно бездушным машинам. Уверенно и смело думать о будущем умеют только люди, и только у людей можно не просто научиться формулировать цели по SMART, но и заразиться свободой и бесстрашием, поверить в то, что мечты достижимы, включить режим «вижу цель, не вижу препятствий» и начать движение вперёд.

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

Получается, и у электронных, и у человеческих учителей есть свои достоинства и недостатки. Так что мой ответ на вопрос «Может ли искусственный интеллект заменить учителя?» зависит от того, какую роль играет учитель, которого вы хотите попробовать заменить.

Если учитель — это человек, который отвечает за передачу информации и отработку навыков, то ответ — однозначно да. ИИ легко заменит такого специалиста и многие участники процесса как с той, так и с другой стороны вздохнут с облегчением. Это не отменяет и не умаляет ценность по-настоящему крутых лекторов и ораторов, но это точно делает их профессию гораздо менее массовой.

Если учитель — это человек, который помогает взрослеть и формироваться как личность или как профессионал в определённой сфере, то ответ — однозначно нет. Для формирования полноценного человека нужен другой полноценный человек. Если таких людей в окружении студента будет несколько, получится совсем круто.

Если учитель — это человек, который в целом отвечает за знания, но от которого ждут также поддержки, мотивации и небольшой дозы волшебных пенделей, то ответ — не знаю. Подобные ситуации лично для меня пока находятся в серой зоне и я понимаю, что как люди, так и специальное ПО могут быть успешны и неуспешны в решении подобных задач.

А вы как, готовы учиться у роботов? Или пока подождёте ;)?

11
3 комментария

1. Нет пока еще в мире никакого (по крайней мере известного широкой публике) ИИ. То, что генеративные нейросети перестали напоминать ранний генератор текста на цепях Маркова, не значит, что они превратились в ИИ
2. Тем не менее, они хороши. Не уверен, что в роли учителя, но вот в роли "быстрого ассистента" прям хороши. Именно тем, что наконец-то научились работать с естественным вводом, а не принимать специально оформленную инструкцию. И объемом контента, который в них засунули
3. Чтобы использовать нейросеть в роли учителя, нужно поставить над ней более компетентного в предмете человека. Чтобы тот корректировал программу и мог вовремя тормознуть "полет фантазии", когда нейросеть начинает "галлюцинировать" (как это называют обыватели)

1

Алексей, спасибо за комментарий!
1. Согласна. В данном случае термин "ИИ" использован условно, как это делают большинство авторов в большинстве публикаций, рассчитанных на широкую аудиторию.
2. По моему опыту, пока в решении большинства интеллектуальных задач нейросети "непроходимо тупы", или банальны и предсказуемы до отвращения ;). Но прогресс есть, и он точно будет ускоряться.
3. А вот тут не соглашусь ). Компетентность в предмете для нейросети - это вообще не проблема, и в этом вопросе тот же ChatGPT даст фору большинству компетентных преподавателей. Об остальном я написала в статье.