Как эффективно учиться: YouTube + Obsidian + Timestamp notes
Я уже давно живу со вторым цифровым мозгом и постоянно пользуюсь этим монстром в повседневной жизни и работе. Эта статья предназначена для тех читателей, которые уже знакомы с методологией Zettelkasten и приложением Obsidian, потому что дальше речь пойдёт о них. Ещё я расскажу о том, что просмотр умных роликов на YouTube приносит больше вреда, чем пользы, если вы не делаете заметки.
В какой-то момент пришло понимание, что я смотрю слишком много всего вроде как интересного на YouTube, вот только в голове от этого ничего не остаётся. Просто живу в продуктивном таком и полезном Тиктоке, но не учусь и не накапливаю полезные знания.
Если вы прокрастинируете целый день работу, но смотрите красивые ролики по саморазвитию, хорошо ли это? Безусловно, там есть все нужные слова и вроде как, просмотр должен помочь вам в работе. Но этого никогда не случится т.к. вместо того, что бы поставить задачу или зафиксировать идею для бэклога, вы просто начнёте смотреть следующее видео. А идея, так и не став материальной или оцифрованной мгновенно забудется. К вечеру такой прокрастинатор не сможет вспомнить ни одной идеи, которыми он вспыхивал во время просмотра ролика, катаясь на волнах быстрого дофомина.
Сталкиваться с идеями и забывать их приятно так как. это часть эволюционной программы человека. Видимо, во времена ледникового периода не было переизбытка информации, поэтому любые полезные данные о внешнем мире имели дофоминовое подкрепление. Поэтому узнавать новое приятно, особенно уже в понятных областях. В наше время информации вокруг столько, что весьма соблазнительно удивиться новому факту, получить от этого удовольствие, а затем просто выбросить его из головы, никак не обработав и не усвоив. Ведь обработка — это наименее приятная часть работы с информацией. А к новому кусочку знания ты уже привык и не получаешь от него былого удовольствия. Поэтому информацию нужно либо обрабатывать, либо смириться с получаемыми поверхностными знаниями.
Для решения этой системной проблемы, я использую определённый фреймворк, которым спешу с вами поделиться. Наиболее очевидный для меня способ сохранения знаний — делать заметки в Obsidian. Это палочка-выручалочка для людей с плохой памятью и способностями к структурному мышлению.
Шаг 1: Сбор обучающего контента
Можно делать разными способами, например сохранять нужные обучающие видео в отдельный плейлист на YouTube или Избранное в Telegram. Лично я отправляю ссылки на видео-ролики сразу в Obsidian через Telegram бота и прекрасного бесплатного плагина Telegram Sync. Ролик попадает в папку-inbox, которую я регулярно разбираю.
Важно не смотреть ролики сразу, а делать это только в отведённое для обучение время. Это не касается развлекательного контента, в который мы все так любим позалипать, только образовательного.
В ходе первичного разбора часть видео-роликов отбраковываются, а к остальным применяется шаблон и файлы с видео-роликами получают тэги "квест" и "законспектировать", а также ссылки на базовые карточки "00 Видео-ролик", "00 Обучение", "00 YouTube". Благодаря этим параметрам, они будут в дальнейшем включены в бэклог моей программы по самообразованию.
Шаг 2: Просмотр видео-ролика, создание тайм-кодов и заметок
Пропустим процесс приоритизации и представим, что как-то смогли выбрать самое интересное обучающее видео, которое точно стоит законспектировать.
Когда я читаю книги, то в любой момент могу переключиться и создать заметку. С просмотром видео это не работает так как его нужно останавливать, переключаться между приложениями и действий становится слишком много. В итоге процесс начинает раздражать ещё до того, как видео будет полностью просмотрено, а важные идеи записаны. Удивительно было за собой заметить, что простые микро-действия по остановке видео и переключению между приложениями способны выдернуть из потока, в который погружаешься во время работы с интересной информацией.
Здесь на помощь приходит плагин Timestamp notes, который позволяет просматривать видео прямо в одной из вкладок интерфейса Obsidian. и проставлять таймкоды с комментариями.
Разделённый на 2 части экран в одном приложении — это супер удобно, особенно, если у вас большой ноутбук или монитор.
Управление осуществляется настраиваемыми сочетаниями клавиш, например мне достаточно нажать Shift+Пробел и под ссылкой появится зелёная кликабельная кнопка таймкода. Видео остановится и я смогу спокойно написать комментарий.
Как правило, просматривая видео-ролики, я записываю только какие-то новые для себя идеи и информацию, которую хочется сохранить. Также, я всегда задаю себе вопрос из методологии P.A.R.A. : Какую сферу жизни или проект может продвинуть обладание данной информацией? Это позволяет избавиться от части совершенно неприменимых повторно данных. В применении тайм-кодов, я придерживаюсь похожей практики. Мне точно не пригодится полное и точное оглавление по всем топикам ролика. Я маркирую только те эпизоды, в которых есть для меня что-то новое и полезное, к дополнительному изучению чего я планирую обязательно вернуться в дальнейшем.
Если какой-то кусок видео стало сильно тяжело уже разбирать на идеи, то всегда есть путь лентяя. Рядом с комментарием можно поставить чекбокс с задачей, к выполнению которой вы вернётесь когда-нибудь, в лучшие времена. А не забыть о ваших прекрасных намерениях поможет плагин «Checklist», который бережно соберёт все подобные недоделанные дела в тексте маркдаун файлов вашей базы и покажет их в боковой панели в формате списка.
Одновременно с разметкой видео-ролика с помощью тайм-кодов, я обычно записываю возникающие в голове идеи. Их я записываю либо создавая отдельные файлы со ссылкой на просматриваемый ролик, либо непосредственно в сам файл с описанием ролика и разметкой с помощью тайм-кодов.
С помощью плагина Timestamp notes можно просматривать видео не только с YouTube, но и их других источников. Например таким образом можно конспектировать какой-нибудь онлайн-курс, а потом возвращаться к нужному месту одним кликом по таймкоду, оставаясь в приложении и без необходимости открывать браузер.
Выводы
Описанный выше подход отлично у меня работает, база знаний постоянно растёт и приносит всё больше практической пользы. Я всё чаще обнаруживаю, что на нужную мне тему информация уже собрана и упорядочена.
Буду рад, если кто-то из дочитавших до конца статьи воспользуется моими советами и внедрит в свою жизнь этот способ удобный способ обучения. А потом за нами придёт AI и докажет, что любые персональные базы знаний смехотворны и более не актуальны.