Сознание человека и его развитие

Аннотация. Показано что такое сознание человека, как происходит и от чего зависит развитие сознания человека, почему развитие сознания человека имеет большое значение для человека и общества, как развить сознание человека, варианты развития сознания человека, как определить уровень развития сознания человека, практические рекомендации человеку и обществу.

Содержание

Сознание – обязательный элемент развития человека

Мышление и интеллект – основа для развития сознания человека

Что включает в себя сознание

Духовное развитие человека

Зачем человеку вера в Бога

Менталитет человека

Психика и характер человека являются частью сознания человека

Как происходит развитие сознания человека

От чего зависит уровень развития сознания человека

Зачем человеку развивать свое сознание

Что способствует развитию сознания человека

Развитие сознания человека является важным для общества

Воспитание и образование членов общества

Воспитание и наказание членов общества

Стимулирование развития сознания членов общества

Варианты развития сознания человека

Как определить уровень развития сознания человека

Практические рекомендации

Заключение

Сознание – обязательный элемент развития человека

Развитие человека происходит в результате использования человеком своего мозга, которое предусматривает получение, обработку и использование информации.

Человек рождается с уже сформировавшимся мозгом определенного уровня развития.

При рождении человек сразу не обладает способностью получать, обрабатывать и использовать информацию, соответствующую уровню развития его мозга. Этому человеку надо еще научиться в процессе своей жизнедеятельности. В процессе своего воспитания, образования, накопления знаний и опыта человек развивает свои способности получать, обрабатывать (то есть запоминать, сохранять, обобщать, оценивать, анализировать, систематизировать, понимать, перерабатывать) и использовать информацию.

Таким образом, развитие человека происходит посредством развития его способностей получать, обрабатывать и использовать информацию.

Развитие способностей человека получать, обрабатывать и использовать информацию происходит посредством развития его мышления, интеллекта и сознания в их взаимосвязи.

Мышление и интеллект – основа для развития сознания человека

Мышление человека – это ограниченная уровнем развития мозга человека способность человека получать, запоминать, накапливать, обобщать, оценивать, анализировать, систематизировать и понимать получаемую информацию.

Интеллект человека – это ограниченная уровнем развития мышления человека способность человека перерабатывать получаемую в результате мышления информацию и создавать на ее основе производную информацию.

Сознание человека – это ограниченное уровнем развития мышления и интеллекта человека личностное отношение человека к внешнему миру, которое возникает в результате осознания человеком себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира.

Из определения термина "сознание человека" следует, что мышление и интеллект человека являются основой для развития сознания человека. Без мышления и интеллекта не может быть сознания.

Понимание того, что такое мышление, интеллект и сознание человека, позволило установить последовательность появления и развития у человека мышления, интеллекта и сознания: вначале появляется мышление, затем, по мере развития мышления, появляется интеллект, а потом уже, по мере развития мышления и интеллекта, появляется и развивается сознание человека.

Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем более высокого уровня развития сознания человек может потенциально достигнуть в процессе своей жизнедеятельности (потенциал развития сознания человека). Потенциал развития сознания человека ограничен уровнем развития мышления и интеллекта человека.

Для простоты понимания представим, что уровень развития мышления и интеллекта человека является сосудом определенной емкости (чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем большую емкость имеет сосуд), а уровень реализации человеком потенциала развития своего сознания – это насколько полно человеку удалось заполнить этот сосуд своим сознанием в процессе своей жизнедеятельности (чем более полно человек заполнил указанный сосуд своим сознанием, тем выше уровень реализации им потенциала развития своего сознания). Чем большей емкости указанный сосуд и чем более полно человек заполнил этот сосуд своим сознанием, тем выше уровень развития сознания человека.

Таким образом, чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека и уровень реализации потенциала развития сознания человека, тем выше уровень развития сознания человека.

Поскольку:

· в основе развития мышления, интеллекта и сознания человека – уровень развития мозга человека,

· развитие мозга человека является очень медленным историческим процессом,

следовательно, развитие мышления, интеллекта и сознания человека является также очень медленным историческим процессом.

Более подробная информация о роли мозга, мышления и интеллекта в развитии человека – см. мою статью «Развитие человека».

Что включает в себя сознание

Сознание человека включает в себя духовное развитие и менталитет человека.

Духовное развитие человека - это процесс познания человеком природы мироздания и смысла жизни.

Духовное развитие человека является составной частью сознания человека, поскольку процесс познания и осознания человеком природы мироздания и смысла жизни происходит через личностное отношение человека к внешнему миру.

Менталитет человека – это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, характеризующие человека.

Менталитет является составной частью сознания человека, поскольку взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали человека формируются в результате личностного отношения человека к внешнему миру.

Поскольку духовное развитие и менталитет человека являются составной частью сознания человека, следовательно, чем выше уровень развития сознания человека, тем выше уровень его духовного развития и менталитета.

Чем выше уровень духовного развития и менталитета человека, тем выше уровень его справедливости (представления человека о правильном и неправильном согласно закону или морали) и морали (представления человека о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений).

Духовное развитие человека

Духовное развитие человека (процесс познания человеком природы мироздания и смысла жизни) происходит посредством приобретения человеком научных знаний (знания, основанные на доказательствах) и веры в Бога (вера в существование Высшего разума, сотворившего и управляющего всем сущим, которая основана на знаниях, не нуждающихся в доказательствах) в их взаимосвязи.

Научные знания

Уровень научных знаний современного человечества о природе мироздания является очень низким. Об этом свидетельствуют, например, неподтвержденные доказательствами утверждения современной науки о том, что космос является пустотой, а объекты неживой и живой природы самоорганизовались. Опровержения указанных утверждений изложены в моей статье «Как устроена Вселенная».

Уровень научных знаний современного человечества о смысле жизни человека вообще является нулевым, поскольку современная наука не дает обоснованного ответа на вопрос: в чем же смысл жизни человека. См. мою статью «О смысле жизни».

Таким образом, посредством только научных знаний человек не может познать природу мироздания и смысл жизни и тем самым реализовать свое духовное развитие.

Вера в Бога

Вера в Бога (Высшего разума, сотворившего и управляющего всем сущим) возникла в результате неспособности человека объяснить природу мироздания и смысл жизни посредством научных знаний.

На протяжении тысячелетий вера в Бога компенсирует низкий уровень научных знаний человека о природе мироздания и нулевой уровень научных знаний о смысле жизни человека.

Высший разум посредством религии (ми­ро­по­ни­ма­ние, ос­но­ван­ное на вере в Бога) помогает человеку понять природу мироздания и смысл жизни. О существовании Высшего разума см. мою статью «Высший разум и душа: как появились и что из себя представляют».

Несмотря на это, абсолютное большинство человечества по-прежнему не в состоянии понять природу мироздания и смысл своей жизни, что свидетельствует о низком уровне духовного развития абсолютного большинства современного человечества и, соответственно, о низком уровне развития мышления, интеллекта и сознания абсолютного большинства современного человечества.

Зачем человеку вера в Бога

Поскольку:

· человеку как существу, обладающему мышлением, интеллектом и сознанием, необходимо доказательное объяснение происходящего в окружающем его мире и своего смысла жизни,

· без духовного развития человек не сможет понять и, соответственно, реализовать смысл свой жизни,

· духовное развитие человека происходит посредством приобретения человеком научных знаний о природе мироздания и веры в Бога,

· уровень научных знаний человека о природе мироздания является очень низким,

· уровень научных знаний человека о смысле жизни человека является нулевым,

· вера в Бога компенсирует низкий уровень научных знаний человека о природе мироздания и нулевой уровень научных знаний о смысле жизни человека,

· вера в Бога способствует развитию мышления, интеллекта и сознания человека,

следовательно, без веры в Бога человек не может понять и реализовать смысл своей жизни. В подтверждение см. мою статью «О смысле жизни».

Атеист – это человек без веры в Бога, который не понимает смысл своей жизни и потому не сможет реализовать смысл своей жизни, то есть проживет свою жизнь зря.

По мере развития человечества и повышения уровня научных знаний человека о природе мироздания и смысле жизни религия (ми­ро­по­ни­ма­ние, ос­но­ван­ное на вере в Бога) постепенно трансформируется в науку о природе мироздания и смысле жизни человека.

Менталитет человека

Основой менталитета человека (взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, характеризующие человека) является совокупность материальных и духовных ценностей человека.

К материальным ценностям человека относятся удовлетворение биологических потребностей (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие), достижение материального благополучия, богатства и власти. Эти ценности являются естественными, поскольку человек живет в материальном мире.

К духовным ценностям человека относится совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических, культурных убеждений человека, представляющих для него значимость.

Для большинства человечества материальные ценности имеют абсолютное доминирование над духовными ценностями не только в силу низкого уровня развития мышления, интеллекта и сознания указанного большинства человечества, но и потому что указанное большинство человечества испытывает проблемы с удовлетворением своих биологических потребностей и пытается обрести материальное благополучие. Мысли об удовлетворении биологических потребностей для большинства человечества доминируют над всеми остальными мыслями.

Для меньшинства человечества, которое не испытывает проблем с удовлетворением своих биологических потребностей и материально благополучно, материальные ценности все равно имеют абсолютный приоритет над духовными ценностями, поскольку в силу своего низкого уровня развития мышления, интеллекта, сознания и, следовательно, непонимания смысла своей жизни жажда наживы, достижение богатства и власти возведены указанным меньшинством человечества в ранг своего смысла существования. В силу этого, мысли о богатстве и власти имеют абсолютный приоритет над всеми остальными мыслями указанного меньшинства человечества.

Таким образом, низкий уровень развития мышления, интеллекта и сознания абсолютного большинства человечества является причиной абсолютного доминирования материальных ценностей над духовными ценностями, что свидетельствует о том, что менталитет абсолютного большинства человечества является эгоистическим и материально ориентированным, а уровень развития менталитета является низким.

С одной стороны, эгоистический материально ориентированный менталитет стимулирует человека развивать свое мышление, интеллект и сознание с целью решения проблемных ситуаций (новая проблема, новая задача, новые обстоятельства), связанных с удовлетворением биологических потребностей человека, достижения им материального благополучия, богатства и власти, что способствует развитию человека.

С другой стороны, эгоистический материально ориентированный менталитет человека в совокупности с низким уровнем развития мышления, интеллекта и сознания человека является основной причиной несправедливости, аморальности, зла, насилия, коррупции.

Психика и характер человека являются частью сознания человека

Поскольку:

· сознание человека – это ограниченное уровнем развития мышления и интеллекта человека личностное отношение человека к внешнему миру, которое возникает в результате осознания человеком себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира,

· осознание человеком себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира, происходит в результате приобретения знаний о внешнем мире, понимания информации о внешнем мире, чувственного восприятия и субъективного оценочного отношения человека к внешнему миру, которые в их совокупности и взаимосвязи составляют психику человека,

· психика человека предопределяет характер человека, то есть особенности отношения человека к самому себе и особенности поведения человека в отношении внешнего мира,

следовательно, психика и характер человека являются частью сознания человека.

Как происходит развитие сознания человека

Прошли многие века и даже тысячелетия с момента появления мировых религий, которые дали большинству человечества представления о справедливости и морали. Тем не менее, по прошествии стольких лет, современная человеческая цивилизация все еще очень далека от справедливости и морали, которые были заложены мировыми религиями. Поскольку справедливость и мораль являются составными частями сознания, следовательно:

· от понимания информации до осознания этой информации проходит очень много времени,

· развитие сознания человека является очень медленным историческим процессом.

Поскольку в течение одной человеческой жизни:

· развитие сознания происходит посредством реализации потенциала развития сознания человека, который ограничен уровнем развития мышления и интеллекта человека (обоснование см. выше),

· развитие мышления и интеллекта человека происходит посредством реализации потенциала развития его мышления и интеллекта (подробнее см. мою статью «Развитие человека»),

следовательно, в течение одной человеческой жизни развитие сознания человека происходит посредством реализации человеком потенциала развития своего мышления, интеллекта и сознания.

Чем выше уровень реализации человеком потенциала развития своего мышления, интеллекта и сознания, тем более высокого уровня развития сознания человек достигает в процессе своей жизнедеятельности.

От чего зависит уровень развития сознания человека

На уровень развития сознания человека влияют многочисленные факторы в их взаимосвязи, в том числе:

· уровень развития мозга человека,

· уровень реализации человеком потенциала развития своего мышления, интеллекта и сознания,

· возраст человека (один и тот же человек в детстве и будучи взрослым обладает разным уровнем развития сознания),

· уровень воспитания, образования, полученных знаний и опыта,

· старательность, настойчивость и устремленность человека в развитии своего мышления, интеллекта и сознания,

· характер человека,

· жизненные обстоятельства человека,

· общество, в котором живет человек.

Зачем человеку развивать свое сознание

Человек развивается в результате развития своего мышления, интеллекта и сознания. В зависимости от различных факторов и обстоятельств развитие человека может быть правильным и неправильным.

Правильным развитием человека является только такое развитие, при котором развиваются все три составляющие развития человека: мышление, интеллект и сознание (подробнее см. мою статью «Развитие человека»).

Поскольку:

· духовное развитие и развитие менталитета является частями развития сознания человека,

· развитие сознания является обязательным элементом правильного развития человека,

· правильное развитие человека способствует пониманию и реализации человеком своего смысла жизни,

следовательно, без развития своего сознания человек не сможет понять и реализовать смысл свой жизни. Иначе говоря, жизнь проживет зря.

Только при правильном развитии человек может понять и реализовать смысл своей жизни – подробнее см. мою статью «О смысле жизни».

Что способствует развитию сознания человека

Развитию сознания (как, впрочем, и мышления и интеллекта) человека способствуют совокупность следующих факторов в их взаимосвязи:

· благоприятные материальные условия в обществе, в котором живет человек (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие),

· благоприятные нематериальные условия в обществе, в котором живет человек (свобода мысли и слова, доступ к информации и образованию, возможность свободно жить и развиваться, соблюдение в обществе прав и свобод),

· развитие в обществе, в котором живет человек, образования, науки, культуры,

· благоприятные условия в обществе, в котором живет человек, для повышения уровня развития мышления, интеллекта и особенно сознания человека,

· стимулирование обществом развития сознания членов общества,

· общественное порицание (мера воспитательно-предупредительного воздействия) несправедливых и аморальных поступков человека, порожденных низким уровнем развития его сознания,

· неотвратимость наказания за совершение человеком правонарушений и преступлений (противоправных поступков),

· соответствие наказания человека за совершенные им противоправные поступки степени их тяжести и уровню развития его сознания.

Развитие сознания человека является важным для общества

Поскольку уровень справедливости и морали человека зависит от уровня развития его сознания (обоснование см. выше), следовательно, чем выше уровень развития сознания членов общества, тем выше уровень справедливости и морали в обществе,

Известно, что чем выше уровень справедливости и морали в обществе, тем выше уровень исторического (то есть общественного, экономического, политического и культурного) развития общества и тем более развитым является общество.

Следовательно, уровень исторического развития общества зависит от уровня развития сознания членов общества. Чем выше уровень развития сознания членов общества, тем выше уровень исторического развития общества.

Воспитание и образование членов общества

Несмотря на важность для общества развития сознания членов общества, элиты человеческих обществ либо очень сильно недооценивают, либо вообще не понимают необходимость развития сознания членов общества, что проявляется на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности людей, включая воспитание, образование, кадровая политика, творчество.

Практически во всех человеческих обществах процесс воспитания и образования членов общества не предусматривает целенаправленное развитие сознания членов обществ. Наоборот, в абсолютном большинстве человеческих обществ получили распространение произведения (например, кино, песни, компьютерные игры и другие виды творческой деятельности людей), которые не только не способствуют развитию сознания, но и наоборот снижают уровень развития сознания членов общества.

Отдельно следует упомянуть о политике глобалистских элит западных обществ и подчинившихся глобалистам элит других обществ, которые посредством навязывания человечеству различных повесток (например, ЛГБТ, BLM, безбожие, культивирование низменных желаний человека, подавление духовных ценностей, узаконивание наркотиков, возведение материальных ценностей в смысл жизни человека и другие) и манипуляций общественным сознанием умышленно стремятся понизить уровень развития сознания человечества. Результатом такой политики глобалистов и их сателлитов является снижение уровня развития сознания членов указанных обществ, которое проявляется, например, в снижении числа верующих в Бога, в снижении уровня воспитания, образования, культуры, справедливости и морали в указанных обществах.

Воспитание и наказание членов общества

Развитию сознания человека способствуют не только благоприятные материальные и нематериальные условия в обществе, в котором живет человек (обоснование см. выше), но и:

· общественное порицание (мера воспитательно-предупредительного воздействия) несправедливых и аморальных поступков человека, порожденных низким уровнем развития его сознания,

· неотвратимость наказания за совершение человеком правонарушений и преступлений (противоправные поступки),

· соответствие наказания человека за совершенные им противоправные поступки степени их тяжести и уровню развития его сознания.

Иными словами, для развития сознания человека требуется совмещение различных способов стимулирования развития сознания человека (известный метод «кнута и пряника»).

Чем ниже уровень развития сознания человека, тем:

· сложнее такому человеку осознать недопустимость совершения несправедливых, аморальных и противоправных поступков,

· такой член общества легче идет на совершение несправедливых, аморальных и противоправных поступков.

Поэтому чем ниже уровень развития сознания человека, тем более жесткой должна быть система воспитания и наказания такого человека в случае совершения им несправедливого или аморального, или противоправного поступка.

Поскольку эгоистический материально ориентированный менталитет в совокупности с низким уровнем развития духовного развития абсолютного большинства человечества является основной причиной несправедливости, аморальности, зла, насилия, коррупции, следовательно, только жесткое наказание человека за противоправные поступки, совершенные на почве эгоистических материально ориентированных интересов, может стимулировать развитие сознания человека.

Чем большее количество членов общества зависят от члена общества в силу его положения в обществе (например, политик, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник и тому подобное), тем жестче должны быть меры воспитания и наказания указанного члена общества за совершение им несправедливого или аморального, или противоправного поступка.

Стимулирование развития сознания членов общества

Несмотря на то, что развитие сознания человека является очень медленным историческим процессом, тем не менее, кроме воспитания, образования и наказания членов общества, в силах человеческого общества стимулировать членов общества к развитию своего сознания, что может обеспечить более динамичное развитие сознания членов общества.

Такими мерами стимулирования могли бы быть, например:

· периодическое тестирование членов общества на уровень развития их сознания (далее - рейтинг развития сознания) и присвоение членам общества рейтинга развития сознания;

· использование рейтинга развития сознания во время обучения членов общества в учебных заведениях, при поступлении членов общества на работу, при их продвижении по карьерной лестнице;

· обладание членом общества какими-либо материальными и/или нематериальными правами и льготами, которые соответствуют его рейтингу развития сознания (чем выше рейтинг развития сознания члена общества, тем большими правами и льготами обладает член общества);

· утверждение обществом списка проступков, которые учитываются при определении рейтинга развития сознания различных категорий членов общества;

· совершение членом общества проступка, который учитывается при определении рейтинга развития сознания, влечет за собой понижение его рейтинга и, соответственно, лишение его материальных и/или нематериальных прав частично или полностью (в зависимости от серьезности совершенного проступка);

· применение расширенного и сокращенного списка проступков, которые учитываются при определении рейтинга развития сознания, для различных категорий членов общества (например, для членов общества, от которых в силу их положения в обществе зависят судьбы людей, применяется расширенный список проступков, для школьников и студентов используется сокращенный список проступков);

· общественное порицание члена общества за совершение им проступка, который включен в список при определении рейтинга развития сознания;

· чем ниже рейтинг развития сознания члена общества, тем жестче наказание члена общества за совершение им противоправного поступка (подробнее см. выше в главе «Воспитание и наказание»);

· член общества, совершивший хоть раз противоправный поступок, автоматически включается в список членов общества, которые обязаны проходить периодическое тестирование на рейтинг развития сознания;

· доступ членов общества к информации о рейтингах развития сознания некоторых категорий членов общества (например, политик, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник и тому подобное).

Приведенный перечень мер стимулирования является неполным и может быть дополнен.

Варианты развития сознания человека

В зависимости от совокупности вышеуказанных факторов и обстоятельств возможны различные комбинации в уровнях развития сознания человека.

Пример 1. Высоким уровнем сознания (по сравнению с другими людьми) обладает справедливый, высокоморальный верующий в Бога человек, для которого духовные ценности имеют большую значимость по сравнению с материальными ценностями.

Пример 2. Как правило, человек, обладающий более высоким по сравнению с другими людьми уровнем развития мышления и интеллекта, обладает более высоким уровнем развития сознания. И наоборот.

Пример 3. Человек, обладающий более высоким по сравнению с другим человеком уровнем развития мышления и интеллекта, но который в процессе своей жизнедеятельности не реализовал потенциал развития своего сознания, может обладать более низким уровнем развития сознания по сравнению с другим человеком, который в значительной мере реализовал потенциал развития своего сознания.

Пример 4. Два человека с одинаковым уровнем развития мышления и интеллекта могут обладать разными уровнями сознания, если в процессе своей жизнедеятельности первый человек в значительной степени реализовал потенциал развития своего сознания, а второй человек не реализовал потенциал развития своего сознания. В этом случае уровень сознания и, соответственно, справедливости и морали у первого человека будет выше, чем у второго человека.

Пример 5. Человек, обладающий более высоким по сравнению с большинством других людей уровнем развития мышления и интеллекта и одновременно с этим более низким по сравнению с большинством других людей уровнем развития сознания, является потенциально опасным для общества человеком. Например, умный преступник или умный чиновник – коррупционер.

Пример 6. Человек, обладающий более низким по сравнению с другим человеком уровнем развития сознания, обладает более низким уровнем справедливости и морали.

Вышеуказанные примеры наглядно показывают, что развитие сознания человека является обязательным элементом правильного развития человека, которое позволит человеку понять и реализовать смысл своей жизни.

Как определить уровень сознания человека

Как правило, человек, обладающий более высоким по сравнению с другими людьми уровнем развития мышления и интеллекта, обладает также более высоким уровнем развития сознания. Следовательно, в первую очередь необходимо узнать об уровне воспитания и образования человека, а также проверить уровень развития его мышления и интеллекта, например, посредством проверки уровня его IQ (уровень умственного развития человека).

Поскольку в силу различных факторов и обстоятельств (см. выше главу «От чего зависит уровень развития сознания») в процессе своей жизнедеятельности разные люди реализуют потенциал развития своего сознания в различной степени, следовательно, во вторую очередь необходимо проверить уровень реализации человеком потенциала развития его сознания. Для этого необходимо узнать, например:

· в чем человек видит смысл своей жизни,

· верит человек в Бога или нет,

· каковы моральные, религиозные, нравственные, этические, культурные убеждения человека, представляющие для него значимость,

· каковы материальные ценности человека,

· какие ценности (материальные или духовные) имеют для человека большую значимость и в каком соотношении,

· поведение человека в быту и в обществе.

Приведенный перечень является неполным и может быть дополнен.

Практические рекомендации

Вышеизложенная информация позволяет сделать практические рекомендации человеку и обществу.

Рекомендации человеку:

1. постараться понять смысл своей человеческой жизни;

2. постараться понять важность развития своего сознания и заниматься развитием своего сознания старательно, настойчиво и устремленно;

3. поскольку мышление и интеллект являются основой для развития сознания человека, заниматься развитием своего мышления и интеллекта.

Рекомендации обществу:

1. Дошкольный возраст: в семье и детском саду необходимо объяснять детям азы норм поведения, что такое справедливо и не справедливо, хорошо и плохо, добро и зло, стимулировать детей к совершению справедливых и добрых поступков, наказывать детей за совершение несправедливых, плохих, злых поступков.

2. Школа и послешкольное образование: необходимо преподавать предметы, которые способствуют познанию природы мироздания и смысла жизни, духовному развитию, развитию духовных ценностей, правильному отношению к материальным ценностям, использовать оценки за поведение учащихся, объяснять учащимся важность развития своего сознания, стимулировать учащихся к развитию своего сознания, использовать рейтинг развития сознания учащихся (см. выше главу «Стимулирование развития сознания членов общества»), использовать систему общественного порицания учащихся за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки.

3. Трудовая и общественная деятельность:

· проверять уровень развития сознания соискателей при приеме на ответственную работу и при продвижении по карьерной лестнице;

· продвигать по карьерной лестнице членов трудового коллектива, которые обладают более высоким уровнем развития сознания при прочих равных условиях;

· при назначении на должности, которые позволяют влиять на судьбы других людей, отдавать предпочтение таким кандидатам на указанные должности, которые обладают более высоким уровнем развития сознания по сравнению с другими кандидатами;

· члены общества должны иметь доступ к информации о рейтингах развития сознания членов общества, от деятельности которых зависят судьбы людей (например, политик, человек, занимающий выборную должность, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник);

· члены общества, голосующие за выбор кандидатов на публичные должности в обществе, должны иметь доступ к рейтингу развития сознания кандидатов, претендующих на указанные должности;

· использовать систему общественного порицания членов трудового коллектива за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки.

4. Воспитание и наказание:

· использовать систему общественного порицания членов общества за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки;

· повторное совершение членом общества несправедливого или аморального поступка является противоправным поступком;

· повторное совершение противоправного поступка является отягчающим обстоятельством при назначении наказания за совершенный противоправный проступок;

· чем ниже уровень развития сознания человека, тем более жесткой должна быть система воспитания и наказания такого человека в случае совершения им несправедливого или аморального, или противоправного поступка;

· член общества, совершивший хоть раз противоправный поступок, автоматически включается в список членов общества, которые обязаны проходить периодическое тестирование на рейтинг развития сознания;

· чем большее количество людей зависят от человека в силу его положения в обществе (например, политик, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник и тому подобное), тем жестче должны быть меры воспитания и наказания человека за совершение им несправедливого или аморального, или противоправного поступка; степень ответственности за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки должна быть кратно выше, чем у рядовых членов общества;

· только жесткое наказание человека за противоправные поступки, совершенные им на почве эгоистических материально ориентированных интересов, может стимулировать развитие его сознания; например, коррупционер или иной преступник должен возместить причиненный обществу (равно как юридическому или физическому лицу) материальный ущерб в кратном размере.

5. Места лишения свободы: наказание членов общества, предусматривающее лишение их свободы, должно включать их воспитание и образование, предусматривающее развитие их сознания, и стимулирование к развитию их сознания.

Заключение

Человек, который понимает важность развития своего сознания и занимается развитием своего сознания, сможет реализовать смысл своей жизни, то есть не зря проживет свою жизнь.

Общество, которое занимается развитием сознания членов общества, сможет ускорить свое историческое развитие. И наоборот.

Начать дискуссию