{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок EdTech: как пандемия вызвала бум инвестиций в онлайн-образовании

Пандемия Covid-19 коснулась всех секторов экономики, а особенно сильно — сферы образования. За последние месяцы Edtech-стартапы ощутили и рост спроса, и интерес со стороны инвесторов.

Специалисты американского сайта Trends проанализировали, как выросли технологии в сфере образования и инвестиции в них: рассказываем, какие проекты сейчас востребованы в США и мире — и как обстоят с ними дела на российском рынке.

Из-за пандемии школы и кампусы оказались закрыты, так что во многих странах в разгар кризиса обучение перешло в онлайн. До пандемии только 15% студентов американских университетов и менее 1% школьников обучались полностью в дистанционном формате. С переходом на удаленное обучение возникли проблемы: школы и колледжи экстренно бросились устанавливать системы дистанционного обучения.

Все это открывает возможности для предпринимателей в сфере образовательных технологий, которые предлагают надежные решения для дистанционного образования. По крайней мере, так думают инвесторы. После финансового затишья в марте они начали вкладывать деньги в компании, предлагающие онлайн-курсы и системы поддержки студентов: в результате вложения некоторых превысили отметку в $1 млрд.

Я не могу поверить, сколько успешных стартапов и единорогов мы увидели. Для обычных инвесторов образовательные технологии не были ни привлекательными, ни мейнстримными. Коронавирус изменил это. У всех дома есть дети, которым нужно учиться. Во всем мире частный капитал по-новому оценил эту отрасль.

Патрик Бразерс, соучредитель и co-CEO HolonIQ, отслеживающей образовательные инвестиции

В условиях закрытых границ Edtech-стартапы позволяют наладить дистанционное образование, причем не только внутри страны, но и за ее пределами.

Специфика EdTech

Образовательные технологии — не новый рынок. Согласно данным, собранным компанией EdSurge, в 2019 году инвестиции в американские компании, работающие в сфере информационных технологий, достигли пятилетнего максимума — не менее $1,66 млрд в рамках 105 сделок. Общая сумма сделок увеличилась на 16% по сравнению с 2018 годом.

Но в сравнении с другими рынками цифровые инструменты для образования пока не получают хорошую финансовую поддержку. Данные HolonIQ показывают: менее 3% мировых расходов на образование уходят на технологии. Сейчас этого рынка есть большой потенциал, но чтобы им воспользоваться, надо понимать условия работы.

Например, нужно учитывать, что у школ есть бюджетные ограничения. Образовательные продукты и услуги серьезно регулируются, так как речь идет о конфиденциальности, безопасности и доступности. С началом кризиса школы и колледжи были наводнены рекламными предложениями, но они отказывали тем, кто казался небезопасным.

К тому же именно сейчас, когда учебным заведениям нужны новые решения, им грозит значительное сокращение бюджета. Федеральное правительство в США обещало более $30 млрд в виде помощи, но этого недостаточно, чтобы компенсировать сокращение финансирования со стороны местных властей, а также потерю доходов от обучения.

Важно также обращать внимание на то, кому нужна помощь: эксперты предлагают создавать услуги для новой потенциальной аудитории образовательных технологий — родителей. Родители против воли стали учителями домашнего обучения, поэтому ищут способы поддерживать детей в учебном режиме, не тратя при этом свое время. Дети, испытывающие трудности с дистанционным обучением, нуждаются в быстрой помощи — хорошо, если она будет веселой.

Также эксперты советуют мыслить в международном масштабе. Когда в 2019 году геополитическая напряженность снизила взаимное финансирование между Китаем и США, на всеобщее обозрение вышли новые рынки. При этом цифровые технологии повзрослели и сами по себе не имеют границ: быстрее всего сейчас растут образовательные стартапы, стирающие границы между странами. Если ваш Edtech-продукт хорошо работает в США, он может масштабироваться и в других местах — и наоборот.

5 возможностей рынка Edtech

Службы поддержки учащихся, дополнительное детское образование и новые инструменты в помощь родителям — Trends рассказывают, где у новых игроков может быть пространство для маневра.

1. Онлайн-обучение и репетиторские услуги

По данным EdSurge, в период с 2016 по 2019 год услуги онлайн-обучения привлекли более $1,2 миллиарда венчурного капитала. Студенты представляют большой рынок в США, Китае, Индии и других странах, где растет средний класс, рассматривающий образование как способ продвижения по карьерной лестнице.

Ориентированные на них проекты получают внимание инвесторов. В феврале гонконгская компания Snapask привлекла $35 млн, индийская репетиторская компания Byju’s сообщила о выручке примерно в $196,89 млн — втрое больше, чем годом раньше. Другие страны тоже участвуют в игре. В 2019 году инвестиции привлекли австралийская репетиторская компания ClueyLearning ($14 млн), корейская репетиторская компания Riiid ($18 млн) и саудовская академия Noon ($8,6 млн).

Некоторые из этих компаний предоставляют помощь в выполнении домашних заданий, другие готовят студентов к экзаменам, а третьи предлагают обучение на английском языке, часто соединяя преподавателей-носителей языка из США и Канады со студентами в любой точке мира. Пандемия, похоже, еще больше подогрела интерес к онлайн-обучению.

Возможности

Хотя рынок таких услуг заполнен, инвестиции продолжают поступать в онлайн-системы, особенно в те, которые предлагают услуги студентам в других странах. Ограничения на поездки могут стать препятствием для обучения за границей в течение следующих нескольких лет. Это означает, что те, кто надеются улучшить свои знания английского языка, могут начать искать в Интернете платформы для обучения.

— У студентов всего мира по-прежнему очевидный сильный интерес к обучению в США, Великобритании, Канаде и Австралии, — говорит Бразерс. — но многие студенты в Китае думают, что это слишком рискованно. Эти люди могут в итоге искать альтернативы, которые позволят им изучить то, что они хотят, находясь дома.

Интерес к иностранному образованию есть и в России. Например, онлайн-агрегатор зарубежных школ Educate Online помогает детям 5-18 лет дистанционно получить диплом среднего образования иностранной школы, выучить язык и поступить в университет за границей. По словам создателей проекта, такая учеба в 20 раз выгоднее очного обучения в зарубежных школах, а в текущей ситуации еще и безопаснее. За время пандемии интерес к таким форматам значительно вырос: с марта по май выручка Educate Online увеличилась в 6 раз, а число учеников — в 4,5 раза.

За время карантина вырос интерес не только пользователей, но и инвесторов. ФРИИ, РВК и другие фонды обратили внимание на Edtech, они хотят вкладывать деньги в такие проекты. Мы выбираем тех, кто будет инвесторами, но важно, чтобы это были не просто деньги, а smart money, которые принесут компетенции и связи.

Александр Желтов, CEO Educate Online

2. Приложения для развлечения и образования: Edutainment

Инвестиции привлекли продукты и услуги, разработанные для того, чтобы помочь учащимся и их семьям учиться дома и при этом развлекаться. Веб-трафик для платформ онлайн-образования снизился, когда началось закрытие школ, а затем восстановился с началом удаленного обучения. Например, количество посещений учебного сайта KhanAcademy выросло в 2-3 раза, пользователи проводят на сайте в два раза больше времени, чем до пандемии.

«Edutainment» набирает обороты: MasterClass, набирающий знаменитостей поделиться опытом на онлайн-занятиях, привлек $100 млн в мае (выручка увеличилась в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Приложение для изучения языков Duolingo в марте привлекло на 101% больше новых пользователей, а это миллионы людей.

Возможности

Иногда такие приложения используются учителями на занятиях или самими учениками для усвоения материала. Но не все образовательные технологии, ориентированные на потребителя, связаны с учебными занятиями. Некоторые люди обращаются к обучению как к развлечению или как к способу получить новые навыки вне работы. В конце концов, большинство американцев сейчас безработные.

Изучение нового воспринимается как продуктивное использование времени дома. Сделайте ваше образовательное приложение простым в использовании, интересным и полезным, и оно может завоевать популярность.

В России рынок онлайн-школ заполнен несколькими крупными игроками (Skyeng, Нетология-групп, SkillBox, SkillFactory и другие), которые предлагают онлайн-курсы по разным направлениям, от изучения иностранных языков до digital-профессий. Эти EdTech-проекты ориентированы на сознательных взрослых, которые ищут новые компетенции — и это один из быстрорастущих сегментов наравне с дополнительным образованием для школьников.

3. Инструменты, которые соединяют школы со студентами и семьями

Школам всегда трудно общаться с учениками и семьями, и пандемия усугубила эту проблему. Необходимы системы, помогающие педагогам, учащимся и родителям оставаться на связи.

Компания чат-бот, позволяющая руководителям колледжей общаться со студентами, только что собрала $1,6 млн в виде начального финансирования, а система отслеживания посещаемости — $3,5 млн. Системы для совместной классной работы, такие как ClassDojo, Remind, GoogleClassroom и Seesaw с начала пандемии увеличили количество скачиваний.

Возможности

Школам нужны инструменты, облегчающие общение на нескольких языках, говорит Аарон Уокер, основатель и генеральный директор Camelback Ventures: «Если мы собираемся интегрировать родителей и семьи в процесс обучения, это заставит нас принять истинное разнообразие этой страны, включая языки, на которых люди говорят дома». Например, платформа для общения родителей с учителями ClassTag, которая поддерживает более 60 языков, только что собрала $5 млн начального финансирования.

В России цифровые платформы для школ распространены: например, к Дневник.ру, как утверждают создатели, подключена каждая вторая школа в стране. Через нее учителя составляют расписание, ученики и родители узнают задания и оценки.

При этом исследователи НАФИ указывают, что половине (47%) педагогов требуется помощь, чтобы вести дистанционное обучение эффективно. Многим из них для этого просто не хватает технических навыков. Поэтому новые инструменты для школ должны учитывать компетенции учителей (часто немолодых), чтобы закрепиться на рынке.

4. Доступность и справедливость

Пандемия выявила, что у многих студентов нет доступа к интернету или технике, необходимых дистанционного обучения. И даже те, у кого есть нужные средства, нередко испытывают трудности с дистанционным обучением, которое не учитывает нетрудоспособность или инвалидность.

Так, около 14% семей в США с детьми школьного возраста не имеют доступ к Интернету, еще 14% учеников госшкол получают специальное образование. За последний год в США пик запросов «специальное образование дома» в Google пришелся на 22 марта.

Возможности

Чтобы обслуживать учащихся, у которых нет надежного подключения к Интернету или современных компьютеров, школы могут инвестировать в доступные и творческие решения: недорогие мобильные точки доступа или оборудование, работающее на сотовой связи.

Не все EdTech-продукты соответствуют политике, которая защищает учащихся с ограниченными возможностями — это доставляет школам неудобства во время пандемии (во всяком случае в США). Проектам, пытающимся проникнуть на рынок, было бы хорошо, учитывать интересы учащихся с ограниченными возможностями. Такие продукты действительно могли бы вытеснить нынешних лидеров.

В России инициативы, направленные на помощь в учебе детям с инвалидностью, есть, но в основном благотворительного характера — и недостаточно массовые. Например, благотворительный фонд «Гольфстрим» и школа программирования CODDY в 2018 году запустили проект по обучению программированию для детей с особенностями развития, а еще раньше сотрудники Mail.Ru Group начали обучать web-разработке подростков с расстройствами аутистического спектра.

5. Конфиденциальность и безопасность

Edtech-инструменты для школ должны соблюдать правила конфиденциальности и безопасности. Это сложно, но последствия неудач могут быть довольно скверными. Так, родители в США уже подавали коллективные иски о нарушениях конфиденциальности данных учеников, а официальные лица попросили Zoom улучшить свои методы безопасности, так как во время пандемии выросло число хакерских взломов.

Возможности

Сервис, который помогает другим Edtech-компаниям гарантировать безопасность всех продуктов, может быть в состоянии пробиться на рынок. В России, как и в США, проекты, работающие с личными данными (особенно в рамках школ и вузов) должны отвечать требованиям безопасности, в нашем случае — соблюдать ФЗ №152 «О персональных данных».

Пример из практики: пандемия на примере DreamBox

Хотя школы и готовятся в сокращению бюджетов, компании, предлагающие отличное обслуживание, могут выиграть в текущих условиях. Такова стратегия DreamBox Learning, платформы математического образования для учеников начальной и средней школы. В США DreamBox продает лицензии на свою платформу школьным округам для использования в школах. Учителя получают доступ к панели управления, которая отслеживает прогресс учащихся, а родители могут просматривать отчеты об успеваемости детей.

В 2010 году компания получила $10 млн инвестиций от генерального директора Netflix и еще $130 млн от фонда The Rise Fund в 2018 году — последнее благодаря исследованию Гарварда, в котором выяснилось, что студенты программы добились высоких результатов на государственных тестах.

Во время пандемии DreamBox сделала свои инструменты бесплатными до конца учебного года: этим воспользовались 4 тыс школ, а количество пользователей DreamBox увеличилось с 3 до 5 млн. Это привело к рекордному количеству продлений подпискок на DreamBox, а школы запросили у компании инструменты прогнозной аналитики успеваемости учащихся (традиционные тесты были отменены).

Мы надеемся, что если принесем школам какую-то пользу в кризис, то станем важной частью их стратегии и практики. Когда дело дойдет до возможностей продления сотрудничества, руководители округов будут рассматривать DreamBox более серьезно и внимательно, чем могли бы.

Джесси Вулли-Уилсон, CEO DreamBox

Компания ориентируется не только на школы, но и на родителей. Из-за пандемии семьи стали больше вовлекаться в учебный процесс, так что DreamBox продлила стандартную 14-дневную пробную версию подписки до 90 дней, фактически предоставив родителям бесплатный доступ до конца учебного года. Произошел рост не только бесплатных подписок, но и платных.

За время карантина рынок образовательных технологий стал гораздо более заметным и востребованным. Аналитики отмечают, что хотя после пандемии многое и придет в норму, компании, успевшие показать себя в необычных условиях, смогут воспользоваться преимуществом. Интерес к EdTech сохранится еще долгое время. Тем более школы и семьи, которые получили новый пользовательский опыт, стали более открыты к технологиям в сфере образования.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда