Вызовы высшего образования в ИТ-отрасли: переводим количество в качество

С началом учебного года возобновилось обсуждение ключевых вопросов кадровой политики в стране. Глава Минцифры Максут Шадаев в мае этого года предложил продолжить поддержку ИТ-компаний, предоставляя им льготы, но добавить одно важное условие для ее осуществления: бизнес теперь сам должен участвовать в процессе повышения квалификации выпускников вузов.

Проблемы высшего образования в России становятся всё более очевидными, что подтверждают высказывания как представителей властей, так и экспертов в области экономики и образования.

Вызовы высшего образования в ИТ-отрасли: переводим количество в качество

Неполное обучение

Фундамент высшего образования в России исторически был достаточно прочным, но многие образовательные учреждения не в состоянии предложить адекватную веяниям времени подготовку специалистов. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, в образовательную программу входят обязательные дисциплины и вариативные дисциплины в примерном соотношении 70% на 30% для специальностей и 80% на 20% для профессий. Добавим к этому длительность процедуры согласования внесения изменений в программы. При прочном фундаменте проблемы возникают в вариативной части: процесс обучения сложно адаптировать под новые технологии и меняющийся рынок.

Именно поэтому выпускников необходимо «дообучать». Уже на предприятии они могут услышать знаменитую фразу «Забудьте всё, чему вас учили в вузе!»

Важно обеспечить соответствие компетенций выпускников актуальным потребностям рынка. Это требует системной работы по пересмотру учебных планов, применения инновационных технологий в обучении и более глубокого взаимодействия с работодателями – с бизнесом. Ой, кажется знакомые слова? Да, мы их слышим уже многие-многие годы, задача крайне сложная, но ведь это действительно важно.

В ином случае выпускники не смогут успешно интегрироваться в экономику, которая требует от них определенных компетенций. Один из косвенных показателей недостаточной подготовки – 40% выпускников работают по специальности, полученной в вузе, согласно опросу HeadHunter. И в то же время 40% россиян для повышения своих доходов получают дополнительное образование согласно исследованиям «Работа.ру» и «Подработка». 44% соискателей уверены, что получение высшего образования – пустая трата времени: всему можно научиться на работе.

У семи педагогов

Образовательный процесс по своей сути является многосторонним. Это совместная работа между государством, вузом, бизнесом и студентами. Взаимодействие должно строиться на равных условиях, чтобы каждая сторона могла внести свой вклад в подготовку квалифицированных специалистов.

Госдума в 2022 году также предлагала разрабатывать стратегии, которые учитывают не только существующие, но и перспективные запросы экономики рынка и труда. Если выпускники не будут полностью подготовлены к требованиям времени, это негативно скажется на развитии всей страны.

Повышение вовлеченности студентов

Важно заинтересовать студентов в образовательном процессе. Для повышения их вовлеченности применяют новые подходы, новые технологии – в том числе VR и AR, искусственный интеллект (в плане создания индивидуальных траекторий развития). Молодые люди хотят научиться решать самые актуальные, практические задачи, которые, как правило, в учебниках отсутствуют, и применять для этого современные инструменты.

Некоторые вузы активно идут навстречу этому желанию. Например, МГПУ – первый вуз, в котором для написания диплома официально разрешили использовать искусственный интеллект.

Бизнес играет важную роль в повышении вовлеченности студентов: потенциальные работодатели вносят вклад, активно сотрудничая с образовательными учреждениями. Бизнес дает понимание, какие навыки и инструменты наиболее востребованы в профессиях, помогает вузам приблизить образовательные программы к требованиям рынка.

Вызовы высшего образования в ИТ-отрасли: переводим количество в качество

Бизнес и вузы

Крупный российский бизнес уже давно сам выращивает кадры со студенческой скамьи. Для этого существуют базовые и профильные кафедры. В Минобрнауки считают этот формат взаимодействия между коммерческими предприятиями и высшими учебными заведениями одним из наиболее перспективных.

Но подобные проекты доступны гигантам вроде Газпрома, Сбера, Роснефти или Яндекса. И речь не только про инвестиции в университет, но и про возможность сотрудников предприятий заниматься преподавательской деятельностью.

Внутри компаний важно создавать мотивацию для участия в образовательных проектах. Обучение студентов должно стать не обязательной задачей, а почетной, дополнительной, с наличием неких преференций. Таким образом опыт специалистов, отработавших годы в компании, на предприятии, будет по-настоящему ценным для студентов.

Специальные кафедры – не единственный способ взаимодействия. Можно выделить также такие форматы:

  • Практика. Классический пример работы бизнеса или государственных структур со студентами. Стажировки позволяют студентам получать реальный опыт работы еще во время обучения. Если вуз выигрывает задание от престижной компании и организует практику в ней, то он повышает ценность обучения в глазах студентов.
  • Совместные проекты. Инициирование совместных проектов между вузами и компаниями, которые помогут развивать навыки студентов в актуальных областях. Высшие учебные заведения вместе с вузами могут решать важные для отрасли и страны задачи. Несколько лет назад в России начали запускать Центры компетенций Национальной технологической инициативы по развитию технологий на перспективных рынках – робототехника, транспорт, энергетика, квантовые технологии и так далее. Цель такой программы – создать консорциумы, чтобы наладить контакты между бизнесом и образовательными и научными организациями. А одна из задач – подготовка кадров.
  • Конкурсы и хакатоны. Проведение конкурсов и хакатонов способствует развитию креативных навыков студентов, а в ряде случаев – дает возможные решения для реальных задач бизнеса.

Для ИТ-специальностей этот список можно дополнить ещё одним пунктом: как и студентов, бизнес может приглашать для прохождения практики преподавателей. Так они смогут погружаться в процессы, изучать реальные примеры использования ИТ-продуктов и решений, обогащая тем самым свой опыт. Результатом привлечения студентов и преподавателей к актуальным бизнес-задачам станет и повышение ИТ-компетенций студентов, и переход навыков преподавателей на новый уровень.

Итог

В контексте новых инициатив Минцифры ключевым остается вопрос обеспечения взаимовыгодного сотрудничества между образовательными учреждениями и ИТ-компаниями, то есть реальным бизнесом. Только при реальной вовлечённости бизнеса в процесс обучения студентов возможна подготовка квалифицированных кадров, которые будут соответствовать вызовам современности и потребностям бизнеса. Иными словами, наличие востребованных специалистов – это в первую очередь ответственность бизнеса. И ответственность достаточно большая, поскольку от успешности реализации этой деятельности зависит не только будущее компаний, но и всей страны.

Начать дискуссию