Грамотная профориентация – главный вызов в образовании 21 века

Система образования в России развивается довольно быстрыми темпами. Каждый год появляются новые школы с международными стандартами преподавания, российские ВУЗы попадают в крупнейшие мировые рейтинги. Главная цель образования – дать человеку базовые фундаментальные теоретические знания – выполняется на отлично. Но при этом вся эта система упускает то, что определяет будущее любого человека, а именно вопрос профессиональной ориентации. Знания, которые даются в школе и в ВУЗе слишком далеки от того, что сегодня требуют работодатели. Более того, информационные технологии в рабочие процессы внедряются в разы быстрее, чем новые программы в образование. Именно поэтому сегодня наиболее ценны навыки адаптации (или hard и soft skills) к вновь сложившимся вызовом, нежели глубокая теоретическая подготовка. А развивать данные навыки нужно вне стен своей школы или ВУЗа и далеко не все этим занимаются. Почему? Ответ довольно прост. Лишь 35% студентов удовлетворены выбором ВУЗа. Что говорит нам эта статистика? Все очень просто. Студенты пытаются «через не хочу» закрывать сессии и получить заветный диплом нежели развивать себя в профессиональном плане. У них нет желания учиться по данному направлению, потому что «просто неинтересно».

Отсюда возникает довольно очевидный вопрос: почему так много студентов делают «неправильный» выбор ВУЗа? Ответ снова довольно прост: профориентация не является приоритетной задачей в системе российского образования. Лишь маленькая доля школ проводит различные занятия, которые направлены на профессиональную ориентацию учащихся. Многие читатели могут сказать, что они в школе проходили профориентационный тест или общались с психологом. Но все эти методы давно потеряли свою эффективность. Тест покажет наклонности вашего ребенка очень обще, да и вообще с помощью теста ребенок не сможет сделать более осознанный выбор, доверяя лишь какому-то результату какого-то теста.

Более эффективный метод профориентации разработали в Гарварде еще в 19-ом веке. Он называется кейс-метод. Его суть в том, что на занятиях ученики решают реальные бизнес-задачи (кейсы) от реальных компаний. На эти задачи нет правильного ответа, поэтому участники не действуют по шаблонам и формулам, а развивают структурное и креативное мышление. В России данный метод прижился лишь недавно, да и только среди студентов. Учащиеся ВУЗа решают кейсы от разных компаний, понимают, что им нравится, а что нет. Это помогает им сделать более осознанный выбор стажировки или практики. Помимо занятий в университете, кейсы можно также порешать на крупнейших кейс-чемпионатах. Дойдя до определенного этапа, ты защищаешь свое решение перед топ-менеджерами крупных компаний, что дает тебе возможность проявить себя и получить заветную работу мечты.

Но начинать решать кейсы в ВУЗе уже поздно. Так как при неправильном выборе ВУЗа, как уже было сказано выше, большое количество времени уходит на изучение нелюбимых предметов, что снижает количество времени, которое можно выделить на кейсы (а времени для них нужно очень много). Поэтому главная задача любого абитуриента – найти примерный спектр специальностей, которые ему интересны, поступить на факультет с данной направленностью и успешно покорять бизнес-игры и кейс-чемпионаты на ряду с изучением теоретических предметов.

Выглядит довольно красиво, но как сделать тот самый выбор правильно? Вопрос довольно открытый, точного ответа на него нет, но есть определенные методики и наработки, которые показали хорошие результаты. И снова мы возвращаемся к кейс-методу, который придумали гарвардские ученые. Решая бизнес-задачи в школе, ребенок знакомится с разными специальностями и отраслями, получает первый практический опыт. Помимо профориентации кейсы также полезны для развития практических навыков (hard и soft skills). К ним относятся навыки структурного мышления, анализирования, работы в команде, работа в различных компьютерных ПО. Этим навыкам, к сожалению, не учат в школе, но они важный не только в работе, но и в обычной жизни. Каждый день мы принимаем различные решения, и чем глубже и грамотнее мы подойдем к вопросу, тем выше будет качество нашего решения.

Но есть и хорошие новости! В России есть несколько образовательных проектов, который, своей первой целью, ставят профориентацию и используют кейс-метод за основу.

Где получить практическое образование?

Ниже приведу 3 главных проекта:

1. Кейс-чемпионат НИУ ВШЭ

2. Лагеря серии Школа Профессий от Клуба Путешественников «Робинзонада»

3. Школа Профессий №1 – самый яркий проект 2020 года, который был тепло встречен директорами лучших школ Москвы. Здесь собраны курсы, которые позволят развить практические навыки в определенной сфере и стать топ-менеджером, аналитиком, разработчиком сайтов, трейдером, инвестором и или дизайнером презентаций

Успешно сдать экзамены, выиграть олимпиады – это важно, но нельзя забывать о том, что без грамотной профессиональной ориентацией все эти труды будут бесполезны. Поэтому в конце позволю себе небольшой совет всем родителям: найдите хоть немного времени между бесконечными занятия и репетиторами, помоги вашему чаду в профессиональной ориентации.

495495 открытий
11 репост
Начать дискуссию