Ты сильный?

«В чем сила, брат? Сила в правде». Что есть сила? Что есть правда?

Сила – это сама добродетель, или с добродетелью мы сильны? Добродетели есть источник и катализатор силы. Что есть добродетель? Это есть всё нужное для житья, выживания, существования, долгосрочного и «счастливого»: ум, твердый характер, доброта «с кулаками», когти, обворожительная улыбка, меч, обман (не ложь), образование, толковое ремесло, убийство. Она может, по сути, быть своей же противоположностью, - пороком, как меч, который отделяет зёрна от плевел, но и отрубает голову с плеч; как милая улыбка, которая может знаменовать добрый поступок, но и оказаться проявлением злорадства очередной игривой беспозвоночной самки змеи. Всё стремится выжить любыми способами. Способ адекватен, когда он, в крайнем случае, безвреден для другого. Достаточно ли для субъекта лишь одной добродетели, чтобы оставаться сильным долгое время, и в разных условиях? Нет, необходимы разные добродетели.

Правда есть абсолютный добродетель. Остаётся лишь узнавать её, ибо она многогранна. Не как многоугольник, а как бесцеремонно и равнодушно естественный камень, стороны которого могут быть так и гладки, и приятны, но и грубы, остры, липки, опасны. Нужно уметь соответствующе приближаться и держать этот камень. Она пугает. Что с ней делать? Как правильно ею пользоваться? Что значит правильно?

Нужно её замечать. Как замечать то, о чем не знаешь? В этом нам поможет понятие Канта об априорных знаниях: чтобы распознать верёвку, нужно заранее знать, что такое нить, хлопок. У нас есть априорные знания, с момента рождения, хотя и до. Правда – это то, что соответствует объективной реальности. Но что есть объективная реальность? Есть ли вообще такое? Или мы, субъекты сами определяем реальность? Польза или вред кетчупа для человеческого организма выясняется в зависимости от восприятия (Плацебо). Несмотря на всеобщее убеждение, что бег полезен, есть и научные доказательства, что он вредит здоровью. Как мне знать, что есть что? Во что мне верить, если одно и то же может быть другим в одно время? Куда мне идти? Мое сознание, не зная, что есть что, и что выгодно, не могло двигаться, ибо оно всегда выбирает самое выгодное. Я не мог встать с постели, пока не определился. Есть ли мне кетчуп? Бегать? Злиться? Курить табак? Принимать холодный душ? Вставать в 6.00? Есть сливочное масло? Острое беспокойство возникает не тогда, когда есть выбор, а когда возникают много, почти одинаковых, возможностей. Представьте человека в туманной пустыне, где нет ориентиров: солнца и звёзд. Интересно, каково ему. А что насчет ключевых крайностей, которые близки к абсолюту?

Боль Страдания. Они реальны. Как и страх. Ртуть убьёт любого, вне зависимости от его восприятия. Огонь и время пожирают всё. Боль – добродетель. Критерий. Полярная звезда. Путеводитель. Узнал. Теперь можно двигаться: избегать невыносимой боли, или становиться сильным в той или иной, чтобы не чувствовать там боли; открываться выносимой боли; посмотреть вниз, чтобы намеренно стремиться вверх. Боль – правда. Сила в знании о том, что есть боль. Может, это стремление вверх, к свету, совершенству не улучшит жизнь, и может, она останется трагедией, но оно не даст этой трагедии превратиться в земной ад.

Начать дискуссию