Подведение итогов: традиция, мода или потребность?

Декабрь, конец года и из каждого утюга можно сейчас услышать о подведении итогов и построении новых планов на год грядущий.

Что это?
Маркетинг и способ под инфоповод заработать денег?

Традиция, которой просто нужно следовать, без поиска смыслов и выгод?

Или всё-таки это наша потребность, и есть в этом рациональное зерно?

Я подвожу итоги года регулярно, с 2014 года. Тогда у меня была компания по привозу автомобилей из Японии, и я ощутила в этом необходимость.

Анализ года — это способ посмотреть:

  • что было сделано,
  • какие результаты (цифры) это дало,
  • где были допущены ошибки,
  • какие выводы напрашиваются.

Это позволяет многое переосмыслить и строить планы на новый год.

Учёт этих факторов, это позволял спланировать цифры, риски и все возможные варианты развития компании.

Но это бизнес. А как в жизни происходит?

На самом деле нет принципиального отличия. Ведь это определённого рода наша потребность (в подведения итогов и планирования).

В жизни у нас есть мечты, цели и планы: краткосрочные — то, что можно реализовать за несколько дней/недель/месяцев, а есть долгосрочные — те, на которые нужно поработать несколько лет.

Например, построить свой бизнес таким образом, чтобы:

  • выйти из операционки,
  • команда работала как часы,
  • на рынке компания была на слуху и пользовалась популярностью,
  • цифры на инвестсчету радовали
  • получить высокий статус: например, стать бизнес психологом для предпринимателей номер один в России.

Такие цели могут от нас требовать внимания и времени больше, чем пара месяцев. И тут важно видеть вектор своего движения.

Находясь в лесу, я вижу то, что меня окружает — деревья. Не просто среди деревьев оценить масштаб всего леса. Для этого нужно подняться выше над лесом и взглянуть на все со стороны. Тогда становится понятно, в какую сторону и как долго мне идти.

Тоже самое и с операционкой. И вот тут нам и помогает грамотное подведение итогов.

Когда мы можем отойти от процессов и взглянуть на свое движение в течение года: что я делала, где больше ресурсов потратила, какой КПД это дало, на сколько продвинулась к своей цели, где была эффективна? Какие мои шаги дали наибольшие результаты, а что из запланированного не успела? Что могло помочь быстрее и проще продвинуться? Чего мне не хватило? И так далее.

Благодаря этим ответам, формируется понимание: а туда ли я иду? Начинает складываться картинка "леса" и становится понятно, что нужно сделать, чтобы выйти из него: как именно скорректировать направление.

В этот момент, практически сам собой, вырисовывается план по улучшению этого движения. Что убрать, а что добавить, какие действия усилить, а какие делегировать, что и кто мне нужен на этом пути, какие навыки мне необходимо прокачать, какие обучения пройти...

В таком планировании четко вырисовывается понимание какие ресурсы уже есть, а какие нужно получить, на что сделать акцент, а от чего просто избавится.

Вот она карта которая нас приведет к счастью!

С точки зрения психологии, подведение итога в любом процессе или временном отрезке — это "уборка".

Есть итог — значит, задача закрыта, её можно отпускать.

Мозг так устроен, что если ему поставили задачу, даже не самую значительную, например, прочитать книгу, то пока задача "висит", она как открытая вкладка в браузере поглощает ресурс — оперативную память. И чем больше таких задач, чем больше энергии мы тратим, тем меньше сил остаётся на жизнь.

Подведение итогов года это как генеральная уборка дома. Мы вычищаем из мозга все незавершённые дела, лишние и неэффективные направления, на которые мы сливали ресурс.

Закрываем ненужные процессы — появляется больше "свободного места". Появляется энергия, мозг начинает работать активнее, много становится понятно. И вот уже хочется за что-то браться и делать.

Появляется уверенность: вот теперь точно всё получится!

Когда наш мозг видит цель, понимает как до неё добраться и что для этого нужно сделать, то появляется уверенность, мотивация и энергия на движение.

К тому же появляется фокус.

Когда я понимаю куда иду и "чекаю" своё движение с планом, отсекая лишнее, то эффективность усиливается: нет эффекта "расплёскивания" внимания и энергии в разные стороны.

Так что же такое подведение итогов?

Я думаю тут для каждого своё. Одни видят в этом инфоповод и зарабатывают деньги. А другие использует это как рабочий инструмент для эффективного движения к своим целям.

А вы подводите итоги года? Ставите цели на новый год?

11
Начать дискуссию