Оффлайн-формат образования против онлайн-формата: что лучше?

Правда ли, что обучение в аудиториях перестаёт быть нужным? Может ли онлайн-формат обучения полноценно заменить живое общение? Почему так важен зрительный контакт между студентом и преподавателем? Как ковид повлиял на индустрию бизнес-образования? И почему подавляющее большинство студентов онлайн-курсов не проходит обучение до конца?

Баттл мнений руководителя бизнес-школы RMA Кирилла Кулакова и генерального директора Нетология-Групп Максима Спиридонова.

Студенты на лекции Пресс-служба
Студенты на лекции Пресс-служба

Об усвоении контента

Кирилл Кулаков:

Домашняя обстановка отличается от учебной колоссальным образом. Наши нейронные связи соединены так, что дом стал синонимом отдыха, комфорта. Мы возвращаемся домой, чтобы набраться сил после сложного дня. Это поведение всего человечества на протяжении истории. Поэтому это даже не просто нейронные связи, а нечто, закрепленное в рептильном мозге, от чего не избавиться по щелчку пальцев.

На карантине мы все выяснили: домашняя обстановка не способствует концентрации на важных профессиональных вопросах. Вдруг приоритетом становится лишний перекус, перекур, генеральная уборка, поливка цветов. Все, что угодно, но только не напряжение мозга и уж тем более не освоение новых знаний и навыков.

Атмосфера в аудитории, напротив, запрограммирована на получение серьезного контента, она учебная. Да, конечно, там тоже есть отвлекающие факторы, но все же мозг склонен одергивать нас, из-за тех же нейронных связей: пришел сюда учиться, превозмог себя и расстояние — учись.

Наконец, живое обучение — это о восприятии контента благодаря контакту преподавателя и студента. Когда спикер видит заинтересованные глаза студентов, он чувствует свою ответственность и значимость и начинает вкладываться в свою работу сильнее: придумывает новые форматы обучения, тщательнее готовится к занятиям. Студенты, в свою очередь, видя преподавателя непосредственно перед собой и ощущая его живую энергетику и интерес в том, что он делает, сами оказываются заинтересованными и максимально концентрируются на получении информации. Это повышает уровень вовлеченности учащихся в процесс и как следствие повышает уровень освоения материала.

Максим Спиридонов:

Специфика онлайн-образования в том, что оно позволяет заходить в процесс обучения в более комфортных условиях. Но тут есть и ловушка: эти комфортные условия могут недостаточно располагать к обучению, и более того, отвлекать.

Палка о двух концах: с одной стороны, онлайн-обучение — это возможность учиться где и когда удобно, с другой — повышенные требования к дисциплине и мотивации обучающегося.

Студенты на лекции Пресс-служба
Студенты на лекции Пресс-служба

О стоимости обучения

Кирилл Кулаков:

Прежде, чем переходить к вопросу о стоимости обучения, стоит сначала определить, а что вообще входит в услуги образования — то, о чем мы обычно не задумываемся.

Обучение — это не только про знания.

Дополнительные ценности оффлайн образования — это компетенции и опыт преподавателя, отражающиеся в их зарплате; аудитории вблизи метро и стоянки, что в Москве не может стоить дешево; клининг, охрана, администрирование — все для комфорта и безопасности учащихся; свет, вода и прочие коммуникации.

В конце концов, мы снова возвращаемся к вопросу об атмосфере. В стоимость обучения входит создание площадки для обучающихся для коммуникации и нетворкинга, создание пространства для живого диалога с преподавателем. Профессиональные знания должны передаваться в учебной аудитории, где выше концентрация и уровень восприятия.

Стоит ли платить за это? Разумеется, да. Покупая оффлайн курсы/ поступая в оффлайн университеты вы в том числе и платите за сервис.

Максим Спиридонов:

Причина более низкой стоимости онлайн-образования в том, что себестоимость этих продуктов ниже — ниже ставки преподавателей, потому что им никуда не надо ехать, нет трат на аренду помещений и прочее.

Кроме того, сейчас во многих нишах идет ценовая конкуренция между онлайн-школами, поэтому дополнительно снижается стоимость продуктов. Таким образом, пользователь может выбирать из более дешёвых альтернатив.

Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба
Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба

О возможности задавать вопросы

Кирилл Кулаков:

Традиционные лекции состоят из двух частей: во время первой спикер выступает на заданную тему, во время второй — эксперт/преподаватель отвечает на интересующие студентов вопросы. Иногда спикеры не против отвечать на вопросы по ходу выступления, что практически неосуществимо в онлайне. Такой формат лучше всего работает в живой учебной обстановке: интерес учащихся сталкивается с любовью спикера к предмету и его обширным опытом. Один спрашивает, другой делится — получается этакий обмен энергиями, синергия, быстро создается коннект. Это мотивирует задавать еще больше вопросов, а значит узнавать больше. А если еще это перерастает в дискуссии и дебаты прямо в учебной аудитории...

Кроме того, такой формат позволяет спикеру адаптировать программу под каждую группу, заострить внимание на моментах, которые действительно интересны студентам.

Онлайн-обучение же часто состоит из уже когда-то записанных вебинаров. О какой связи между преподавателем и студентом может идти речь, если между вами даже нет зрительного контакта?

Возвращаясь к оффлайну, большинство спикеров открыты к сотрудничеству. Они с удовольствием оставляют студентам свои контакты, чтобы те имели возможность задать вопросы, которые появятся уже после встречи. То есть обучение выходит за рамки учебных аудиторий и это действительно здорово.

Максим Спиридонов:

Если представить, что онлайн-обучение обеспечивается хорошим вниманием ученика, то онлайн выигрывает — ученик может учиться в собственном темпе, глубже обдумывать вопросы. В этом смысле онлайн прогрессивнее и качественнее, опять же при условии достаточного внимания со стороны ученика.

Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба
Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба

О социализации и нетворкинге

Максим Спиридонов:

Онлайн-образование хорошо осознает проблему социализации и решает её в разных формах. Например, это какие-то асинхронные курсы + вебинары в live-режиме, которые позволяют общаться и с другими учениками, и с преподавателями. Это активности типа митапов, встреч в онлайн и оффлайн. Каждый крупный игрок EdTech пытается найти способ решения проблемы социализации, но зачастую эти способы проигрывают по степени вовлечения обычным оффлайн-лекциям. Но как мне видится, через несколько итераций будут найдены более эффективные форматы, которые смогут заменить социализацию в оффлайн.

Кирилл Кулаков:

Ковидная пандемия всячески пытается повлиять на общественное восприятие социализации. За период массового перехода в онлайн мы заметили, что постоянное сидение дома перед компьютером не может иметь долгосрочные перспективы. Люди устали от изоляции и онлайна, поэтому сейчас мы видим, что спрос на оффлайн приобретает новый импульс. Уверен, что после всеобщей вакцинации он будет еще выше.

Все мы знаем, что одна из ключевых функций образования — социализация. Важно понимать, что сейчас многие идут учиться не только ради контента, но и ради нетворкинга. В наше время это определяющий фактор. В онлайне заполучить профессиональные связи и контакты очень сложно, поскольку люди склонны больше доверять тем, кого они знают вживую. Живое общение и общее дело (обучение в одной аудитории) создает прочную связь между студентами, которая поддерживается в течение многих лет после окончания курсов.

Поэтому долг каждого оффлайн образовательного заведения создать атмосферу, способствующую социализации, например, для наших студентов стены RMA буквально становятся вторым домом, где комфортно каждому.

Кроме того студенческая среда, в которой люди делятся своими впечатлениями и опытом, делают ошибки и показывают свои успехи в обучении, способствует получению знаний самым благоприятным образом. Когда студент видит крутой опыт другого, он вдохновляется, мотивируется, становится более дисциплинированным — никому не хочется упасть лицом в грязь перед однокурсниками.

А если еще вокруг одни единомышленники, то создается чувство общности и взаимопомощи, команды. Не понял что-то в теме — подошел и спросил у тех, кто сидит рядом с тобой в аудитории: создается мощный обмен идеями и знаниями.

Студенты занимаются нетворкингом Пресс-служба
Студенты занимаются нетворкингом Пресс-служба

О возможности пропустить тему, если ты о ней знаешь

Кирилл Кулаков:

Бизнес-образование — это обучение, построенное целиком на мотивации учеников и их желании учиться. Если есть тема, которая знакома или неинтересна, то ее вполне можно пропустить — никто двойку за посещение не поставит. Если пропустил лекцию не специально, то можешь прийти на то же занятие с другой группой и восполнить пробелы.

Сейчас оффлайн бизнес-школы часто подстраиваются под своих учеников и под их желание учиться. Например, в нашей бизнес-школе действует программа лояльности, согласно которой выпускник имеет возможность на постоянной основе посещать лекции RMA.

И поскольку с каждой новой группой учебная программа обновляется в среднем на 10-15% за счет ротации спикеров, с этой программой можно бесконечно долго получать новые знания и открывать для себя что-то новое.

Максим Спиридонов:

Вопрос противоречивый. Действительно, онлайн-образование дает большую возможность гибкости для учеников, и вместе с этим предъявляет больше требований к его способности и желанию творчески поучаствовать в тюнинге его образовательной траектории.

Объективно, некоторые вещи из курсов можно пропускать, если ты с ними знаком, но чтобы понимать, знаком ли ты с этой темой в достаточной степени, нужно быть самому достаточно зрелым. Нужно быть соавтором своей образовательной траектории — это важно при обучении. Если ты правильно это сделаешь, то сэкономишь время, и получишь большее погружение в материал.

44
6 комментариев

На самом деле, онлайн обучение у нас в зачаточном состоянии, качество оставляет желать лучшего. Сейчас на этом рынке больше желающих "срубить бабла" на хайповых темах, чем действительно дать необходимые знания и тем более вырастить хороших специалистов.
Я тоже сторонник оффлайн обучения, я за живое общение в аудитории, это другая атмосфера и я готов на это тратить ресурсы.

2

Своим детям я давно выбрал офлайн образование с хорошими учителями в частном порядке, то есть в формате один на один. Альтернативой этому подходу по эффективности вижу только офлайн занятия в малых группах. Онлайн обучение, на мой взгляд, это уже самообучение.
И, кстати, за бумажным учебником и тетрадью сидеть это чистый кайф.

2

Я за офлайн в малых группах.
Проходила 3х месячный акселератор в Astana HUB в формате онлайна. Каждый день с 9 до 15. К сожалению, если честно признаться, то вообще тяжело шло усвоение материала. 

No pain, No gain :)

1