Люди учат людей. Часть 1. Схема обучения

Как учатся состоявшиеся специалисты мы выяснили. И нам стало интересно, что творится по другую сторону баррикад. Как эксперты в своей области, но не в области образования и педагогики, учат других людей.

Надо признаться, что мы изначально называли эту серию интервью «преподаватели поневоле», но быстро убедились, что эксперты учат коллег добровольно и даже с удовольствием.

Мы провели интервью с восемью специалистами из юриспруденции, HR и нашего любимого IT. Респонденты работают в компаниях разного масштаба и формата, имеют разный опыт и в целом отличаются. Поэтому права делать обобщающие выводы и использовать слово «исследование» у нас нет. А вот поделиться интересными на наш взгляд цитатами из интервью и высказаться по их поводу — есть.

Люди учат людей. Часть 1. Схема обучения

Пусть скажут наши респонденты.

«Мне всегда хочется придумать какую-то схему, но на практике ничего не выходит. Сначала я рассказываю, про продукты, над которым мы работаем. А потом даю человеку какую-нибудь задачу и начинаю рассказывать про детали, которые ее касаются».

Любопытно, что после слов «не выходит» респондент описывает вполне себе рабочую схему — рассказать, дать задачу, объяснить детали.

Рискнем предположить что за этим «не выходит» стоят два феномена. Первый — желание придумать самому. Второй — монополизация методических навыков «профессиональными преподавателями». Взяли бы готовое, если бы любой материал про методологию не был настолько скучен и зануден.

«Форматы: начитываю лекции с перезентацией, демонстрации, текстовые задания, провожу лабораторные с использованием виртуальных машин»

Этот респондент работает в университете международной корпорации, и схему здесь задает сложившийся вузовский формат. Первичность формата вообще довольно частая история в более-менее систематизированном образовании, включая модные онлайн-школы.

Нам кажется, что это скорее недостаток, чем преимущество. Рамки всегда жмут, а форматы устаревают.

Люди учат людей. Часть 1. Схема обучения

Что же тогда брать за основу? Отвечает другой респондент.

«Мы разработали концепцию обучения [...] определили слабые точки, которые приводили компанию к убытку и разобрали это все на несколько тем. Например, как нужно выбирать и оценивать контрагента. Как нужно с ним встречаться, как нужно заключать договор»

В основе схемы — бизнесовые задачи и жизненные ситуации, в которых будет находится студент. До боли похоже на дизайн. Так и должно быть, современное образование (скоро будет) студентоцентрировано и прагматично.

Любопытно, что автор работает юристом и к дизайну отношения не имеет. Дадим ему еще слово.

«В третий раз [...] я предложил сделать игру. [...] После этого мы проводили тестирование и видели, что менеджеры лучше усваивают материал, когда появляются рисунки, схемы, примеры документов, практика и реальные случаи. Игра заключалась в том, что я показываю ситуации, задаю вопросы, а менеджеры должны предложить решение. Или показываю документ, а они должны найти в нем ошибки».

Обратите внимание, что «игра» — это не расклеивание липких листочков на стене и не групповая сборка монстра из макарон за баллы. «Игрой» автор называет решение задач, приближенных к реальности.

Люди учат людей. Часть 1. Схема обучения

Наш опыт

Мы долгое время практиковали обучение на рабочем месте безо всяких схем и на рабочих задачах. Про недостаток «боевого» обучения расскажем отдельно. Для создания полноценных учебных модулей уже отталкивались от навыков и микронавыков, которые можно натренировать с помощью специально подготовленных задач.

Вопрос для тех, у кого есть опыт обучения коллег или, как минимум, попытки систематизировать свою практику в формате курса. Если вы делали подход к схематизации — расскажите, что в основе вашей схемы?

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника. Чтобы не пропустить следующие публикации, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.

55
реклама
разместить
Начать дискуссию