Как Mindbox масштабирует обучение и помогает маркетологам стать профессионалами: инсайдерский взгляд
Курсы от Mindbox на Stepik — это незаменимые материалы для всех начинающих маркетологов и специалистов, желающих углубить свои знания в этой области. Их материалы не только помогают освоить работу с продуктом, но и предлагают уникальные знания от экспертов рынка. Мы задали самые актуальные вопросы о создании курсов, их роли в обучении и о том, как они помогают новичкам встать на путь к успеху. Все подробности в нашем интервью с Анастасией Шкинёвой, менеджером по обучению Mindbox, которая отвечает за разработку и развитие образовательного контента.
Расскажите в паре слов, чем сейчас занимается Mindbox?
Mindbox — это платформа для автоматизации маркетинга, которая помогает клиентам эффективно управлять кампаниями. С её помощью можно:
- запускать рассылки;
- настраивать автоматические сценарии, например, «брошенная корзина», когда пользователь добавил товар, но не завершил покупку;
- создавать попапы и промоакции;
- отправлять мобильные пуш-уведомления.
Платформа предоставляет широкий спектр возможностей и активно развивается. :)
Не могли бы вы рассказать, какая была у вас задача при выборе образовательной платформе и как вы пришли к размещению своего первого курса именно на Stepik?
Изначально стояла задача организовать обучение сотрудников и клиентов, поскольку наш продукт достаточно сложный и требует системного подхода к онбордингу пользователей.
В первой версии курсов мы использовали материалы из нашего Справочного центра, дополнив их заданиями, и разместили их на Stepik. Выбор платформы был очевиден: Stepik — это крупная площадка для IT-курсов с лояльной аудиторией, удобным редактором и возможностью создавать пакеты курсов, что в тот момент было для нас особенно актуально. Мы также пробовали другую платформу, но вскоре она перестала работать с российским рынком (Coursera).
Когда я приступила к работе с курсами, первой задачей было создание полноценного видеокурса по продукту, который обеспечивал бы пользователей достаточными знаниями для работы в системе. Этот курс включает сертификацию — пользователи могут пройти экзамен, который мы проверяем вручную, давая детальные рецензии. При достижении проходного балла они получают сертификат. Всё это мы успешно реализовали через Stepik.
Почему вы решили создать курс про найм CRM-маркетолога?
Найм CRM-маркетологов — одна из самых обсуждаемых и проблемных тем на рынке. Этот сегмент рынка достаточно узкий и высококонкурентный, что делает поиск подходящих специалистов сложным для многих компаний. Профессия сравнительно новая, отсутствуют программы высшего образования, и рынок качественных кадров еще не успел сформироваться.
Работа CRM-маркетолога требует разносторонних знаний: маркетинг, технические навыки, аналитика, работа с текстами. Причем в каждой компании могут предъявляться свои специфические требования к набору навыков кандидатов. Лучших специалистов разбирают буквально «как горячие пирожки».
Малый и средний бизнес зачастую не может конкурировать с крупными игроками в плане заработных плат и условий, что обостряет кадровую войну. Кроме того, многие компании не обладают экспертизой в найме CRM-маркетологов: они не знают, где искать кандидатов, как проводить собеседования и оценивать тестовые задания.
Мы решили создать материал, который поможет компаниям справиться с этими трудностями. В нем мы поделились нашим опытом и методологией найма: описали этапы собеседований, предложили скоркарту и примеры тестовых заданий. Дополнительно мы запустили биржу вакансий, где компании могут публиковать вакансии, а маркетологи — размещать резюме.
Как появлялись другие курсы?
Сейчас наше основное внимание сосредоточено на обучении специалистов в области маркетинга. Мы стремимся помочь маркетологам самостоятельно развивать свои компании и добиваться успеха. Для этого привлекаем лучших экспертов с рынка и создаем компактные курсы по узким темам, актуальным для профессионалов. Темы для курсов формируются на основе интересов самих спикеров и запросов нашей аудитории. Мы хотим, чтобы как можно больше компаний использовали эффективные маркетинговые инструменты без спама и навязчивости. Большинство наших курсов доступно на платформе Stepik, где мы продолжаем расширять образовательные возможности для маркетологов.
Давайте вспомним, как все начиналось? О чем мечтала ваша команда на старте запуска собственного курса и оправдались ли эти ожидания?
Изначально нашей целью было масштабировать обучение как для клиентов, так и для сотрудников. Mindbox развивался очень быстро, продукт становился более комплексным, и мы поняли, что важно стандартизировать процесс передачи знаний. Мы стремились уйти от модели «из уст в уста» и создать единый подход к обучению для всех, включая возможность тестирования знаний. Для этого был разработан экзамен, который помогает подтверждать владение ключевыми навыками работы с Mindbox, адаптированный под потребности пользователей.
Эти ожидания полностью оправдались. Сейчас у нас есть целый набор курсов на Stepik, которые обучают пользователей работе с нашим продуктом. Курсы существенно разгружают наших менеджеров — новые сотрудники и клиенты получают базовые знания через уроки, а затем углубляют их на практике с поддержкой саппорта и персональных менеджеров.
Сколько времени от вашей основной деятельности занимает создание курса и как платформа помогает вам в этом процессе?
Я всё время посвящаю созданию курсов, это моя основная работа. Еще до прихода в Mindbox мне было интересно направление Edtech, и коллеги об этом знали. Поэтому, когда встал вопрос о создании «Базового курса: как всё работает в Mindbox», мне предложили выступить в роли спикера. Этот проект мы разрабатывали совместно с внешним консультантом по онлайн-образованию. Постепенно я глубже погрузилась в продакшн и начала расширять линейку курсов о продукте, чтобы наши клиенты и сотрудники могли получить более полное представление о возможностях системы.
Работать в конструкторе платформы оказалось удобно: интерфейс интуитивно понятен, а продвинутые функции позволяют реализовывать сложные идеи. Хотя я бы не сказала, что возможности конструктора значительно ускоряют создание курсов, они точно не мешают процессу и обеспечивают комфортную работу.
Следующим этапом стало создание курсов по маркетингу. Среди наших клиентов много крутых специалистов, и мы хотели масштабировать их экспертизу, а также помочь начинающим специалистам получить необходимые знания. В результате мы с командой приняли решение запустить курсы по маркетингу, расширив нашу линейку. Этот процесс продолжается, и мы регулярно выпускаем новые материалы для обучения маркетологов.
Что было самым сложным в развитии собственного преподавательского проекта за это время?
В процессе создания и продвижения курсов мы сталкиваемся с множеством сложностей. Например, поддерживать актуальность курсов о продукте непросто, так как Mindbox быстро развивается, и видеоматериалы со временем устаревают.
Одной из текущих задач стало продвижение курсов. Мы работаем с уже сформированным спросом через поисковую рекламу, но этот сегмент довольно ограничен. Поэтому активно подключаем дополнительные каналы для привлечения внимания к новым курсам. Например, Stepik помогает нам с продвижением курсов, размещая новинки на главной странице каталога. Трафик со страницы приходит достаточно большой, что помогает собрать первую аудиторию курса и получить обратную связь от пользователей платформы. Мы также пробовали несколько форматов кросс-промо с платформой, которые принесли приятные результаты.
Кроме того, размещаем информацию в профильных чатах по CRM-маркетингу, делаем посевы в сообществах, связанных с маркетингом и рекламой, а также запускаем рекламу через TelegramAds.
Мы постоянно тестируем новые форматы. Недавно сняли первые YouTube Shorts и сейчас работаем над картой коммуникаций, чтобы эффективно взаимодействовать со студентами, зарегистрировавшимися на наши курсы.
Что бы вы посоветовали сделать в первую очередь учащимся, которые хотят связать свою деятельность с маркетингом? И каких целей помогут достичь маркетологам ваши курсы на Stepik?
В первую очередь рекомендую определить, каких компетенций вам не хватает для карьерного роста. Требования к junior, middle и senior маркетологам сильно различаются, поэтому полезно проанализировать вакансии и выделить навыки, которые необходимо развить для вашего текущего уровня. Это поможет четко понять направления для дальнейшего обучения.
После этого, как говорится, "google it". Начните с бесплатных материалов — их огромное количество. Например, я советую обратить внимание на материалы Mindbox Журнала и наши курсы. Ознакомившись с бесплатными ресурсами, вы сможете оценить, в какой области нужно продолжать углубляться, и уже более осознанно выбирать книги, консультации или платные курсы для дальнейшего роста.
Например, у нас есть курс по CRM-маркетингу, предназначенный для амбициозных маркетологов, которые стремятся не просто делать рассылки, а решать важные бизнес-задачи с помощью CRM-инструментов. На курсе мы подробно разбираем, какое место занимает CRM-маркетинг в бизнес-модели компании, и как с его помощью можно разработать эффективную CRM-стратегию, построить карту коммуникаций и провести аудит CRM-маркетинга.
Также очень полезен курс «Автоматизация маркетинга с Mindbox», который поможет понять, когда и как лучше внедрять автоматизацию, чтобы она была не просто удобной, но и экономически выгодной.
Многие компании приобретают курсы на Stepik для обучения своих сотрудников. Используете ли вы внешние образовательные платформы, такие как Stepik, для сотрудников Mindbox? Если да, расскажите о недавней покупке курса на Stepik и планируете ли вы продолжать выбирать курсы на этой платформе для дальнейшего обучения? Какие темы для обучения вам наиболее интересны сейчас?
Да, в Mindbox 80% стоимости обучения сотрудников оплачивает компания. У нас регулярно проходят общие тренинги, лекции и курсы от внешних экспертов, которые сотрудники могут посещать по своему желанию. Темы разнообразны: от лидерства и техник публичных выступлений до управления стрессом, переговоров и делегирования.
Многие сотрудники самостоятельно находят курсы под свои профессиональные задачи, и компания компенсирует их обучение. Мы также рекомендуем определенные курсы для разных ролей в компании. Недавно один из сотрудников компании прошел курс на платформе Stepik, где получил новые знания по основам HTML и CSS. Платформа предлагает широкий выбор курсов, которые отлично соответствуют нашим потребностям.
Ну и последний, наш любимый вопрос: 3 фишки, за которые вы любите Stepik?
Гибкий редактор курсов на Stepik — это одно из главных преимуществ. Создавать и форматировать уроки действительно удобно и просто, что важно для эффективного процесса разработки контента. Я особенно ценю продукты с интуитивно понятным интерфейсом.
Кроме того, Stepik предлагает широкие возможности для создания заданий, что особенно полезно для курсов по программированию. Хотя мы не создаем такие курсы, я вижу, что платформа предоставляет множество инструментов для этого сегмента, что делает её универсальной.
И, конечно, стоит отметить команду Stepik — поддержка всегда быстрая и профессиональная, а их открытость к партнёрству помогает налаживать продуктивное взаимодействие.