Развесистая клюква
Представьте себе: русский лес, полный величественных сосен, елей и берез. И вдруг среди них красуется большое, раскидистое дерево, ветки которого усеяны клюквой. Это же абсурд, не правда ли? Но именно он и подчеркивает всю нелепость стереотипных представлений о нашей стране.
В данном контексте уместно вспомнить устойчивое выражение «развесистая клюква». Оно появилось на рубеже 19—20 веков и стало использоваться как ироничная шутка, объектом которой выступал иностранец. Он плохо знаком с Россией, ее природой и в своем рассказе представляет клюкву в виде дерева.
Этот фразеологизм используют, когда хотят показать, насколько неправдоподобны или фантастичны какие-то рассказы, особенно если они созданы без глубокого понимания предмета и темы. Например, если кто-то рассказывает о медведях, разгуливающих по улицам Москвы, мы можем весело сказать: «Это просто развесистая клюква какая-то!»
Существует несколько версий появления этого фразеологизма.
Например, в передовице «Московских ведомостей» от 16 ноября 1871 года Михаил Катков цитирует статью из парижского еженедельника «L’Illustration». В ней незавершенный Храм Христа Спасителя был назван самым древним религиозным памятником в Кремле. Реакция Каткова была ироничной: «Пахнуло на нас теми блаженными временами, когда французский турист рассказывал, как он в России сидел à l’ombre d’une klukva…» («под сенью клюквы»).
Авторство выражения даже ошибочно связывают с именем Александра Дюма-отца.
Сегодня «развесистая клюква» используется в более широком смысле. Так говорят о небылице, выдумке, неправде.
В следующий раз, когда услышите это выражение, вспомните о той самой гигантской клюкве, которая растет в воображаемом русском лесу. И улыбнитесь.
Больше о русском языке в телеграм-канале «Веселый грамотей» https://t.me/vgramotei.