Робот-скульптор
Huawei Pura X
Pixar напрягся
Будни офиса Miro
Бонобо Канзи
Рабочее место для кота
Протесты против Маска
«Офису» — 20 лет
Ламба из картона
Дорожка для аквабега
Jaguar Type 00 в Париже
Xiaomi SU7 Ultra
Полёт над Луной
Автопилот Tesla на бездорожье
«Игровые» Google Maps

Можно ли студентам и преподавателям пользоваться ИИ в работе и учёбе?

Можно ли студентам и преподавателям пользоваться ИИ в работе и учёбе?

Использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании вызывает множество вопросов и дискуссий. Сегодня ИИ уже не просто инструмент для автоматизации задач — он стал значимой частью образовательного процесса. Однако споры о его применении в учёбе напоминают прошлые дискуссии: когда-то сомневались, можно ли писать курсовые работы на компьютере или использовать интернет как источник информации. Теперь вопрос звучит иначе: допустимо ли создавать тексты и другие учебные материалы с помощью ИИ?

На этот вопрос в своём выступлении на конференции «Обнаружение заимствований» попыталась дать ответ Анастасия Пахорукова, методист лаборатории мультимедийных коммуникаций Silamedia, руководитель медиацентра «Вспышка», медиатренер, специалист по разработке образовательных курсов.

Преподаватели и ИИ: помощник или замена?

Среди преподавателей популярно мнение, что ИИ способен освободить их от рутинных задач, таких как составление отчётов, методических пособий и расписаний. Благодаря этому педагоги могут сосредоточиться на наставничестве и творческой деятельности. Исследования показывают, что около 60% преподавателей положительно оценивают использование ИИ в образовательных процессах. Они видят в нём не только инструмент для оптимизации работы, но и возможность повысить качество образовательных продуктов.

Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160-193.
Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160-193.

Студенты и ИИ: запрет или интеграция?

Когда дело касается студентов, мнения преподавателей разделяются: половина считает, что использование ИИ снижает качество обучения, делая процесс слишком простым. Они опасаются, что студенты перестанут развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и анализа.

Но со стороны студентов аргументы звучат иначе: если преподаватели активно используют ИИ, почему студенты не могут делать то же самое? Генерация текстов, поиск литературы, создание иллюстраций — это не просто «читерство», а работа с инструментом, которая требует навыков и времени. Например, разработка качественного запроса для ИИ (промпта) может занять недели, а его настройка — это самостоятельный процесс обучения.

Кроме того, студенты говорят о том, что они не используют искусственный интеллект, если действительно хотят чему-то научиться. Если они понимают важность того, что они изучают, если они понимают, зачем им нужны отрабатываемые навыки, то в большинстве случаев задания, упражнения, тесты, контрольные проекты они делают самостоятельно.

Преимущества и риски

Использование ИИ несёт и риски, и преимущества. Среди преимуществ студенты выделяют:

· адаптацию учебных материалов под свои потребности (тексты, видео, интерактивные форматы),

· быстрый доступ к ответам на вопросы,

· возможность самопроверки через автоматизированные тесты.

Однако преподаватели справедливо указывают на снижение критического мышления из-за привычки полагаться на ИИ. Но и эта проблема решаема: привычка проверять информацию, заниматься фактчекингом и латеральным чтением может развиваться параллельно с использованием ИИ. Более того, эти навыки становятся основой не только для обучения, но и для жизни в информационном мире.

Три шага к интеграции ИИ в образование

Для успешного внедрения ИИ в образовательный процесс необходимо:

1. Определить правила использования. Нужно установить границы: что считается нормой, а что — нарушением. Например, допустимо ли студентам с помощью ИИ искать информацию, формулировать тексты или получать объяснения?

2. Создавать инструменты для студентов. Пока что многие вузы ориентированы на помощь преподавателям. Однако важно разработать сервисы для студентов: цифровые помощники, платформы для самопроверки, обучающие чат-боты.

3. Развивать критическое мышление. Привычка работать с ИИ должна сопровождаться навыками верификации данных и анализа.

Итог

Использование ИИ в образовании — это не вопрос «запретить или разрешить?», а вызов, который требует поиска баланса. ИИ может стать надёжным помощником как для преподавателей, так и для студентов. Однако важно учитывать риски и внедрять технологии так, чтобы они способствовали развитию самостоятельности, критического мышления и образовательного прогресса.

Полное выступление Анастасии можно посмотреть здесь.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Аргументы от студентов звучат как-то не очень, преподаватели могут использовать ИИ для проверки работ или тех же составление отчётов, а вот сделать работу через ИИ это уже совсем другое

5 ИИ инструментов и 7 промптов, чтобы учиться быстрее и продуктивнее! (в т.ч. DeepSeek, Perplexity)

В современном мире времени мало, а информации предостаточно. Особенно для студентов важно учиться быстро и эффективно. Искусственный интеллект помогает разбирать огромные объемы материала, сокращая время на подготовку и позволяя опережать других. Используя ИИ-инструменты, вы легко выделяете главное, не тратя часы на просмотр длинных лекций и скучны…

1313
11
Как мы сэкономили 120 000 ₽ в месяц, заменив четырёх кураторов одним ИИ-агентом (и одним человеком на подстраховке)
Как мы сэкономили 120 000 ₽ в месяц, заменив четырёх кураторов одним ИИ-агентом (и одним человеком на подстраховке)
11
Зачем придумывать дизайн без брифа? Как я получила награду на международном фестивале Pentawards
Зачем придумывать дизайн без брифа? Как я получила награду на международном фестивале Pentawards
Как выбрать ИИ и не ошибиться (версия для преподов)
Как выбрать ИИ и не ошибиться (версия для преподов)
33
Может ли использование ИИ сделать нас глупее?
Искусственный интеллект и его применение в бизнесе: все за и против.

С появлением искусственного интеллекта многие бизнес-процессы были автоматизированы, при этом человеческая поддержка высокоразвитого технологического мозга остается важной для корректировок сомнительных текстов, картинок и прочих созданий самого эрудированного и креативного в мире постчеловека.

Искусственный интеллект и его применение в бизнесе: все за и против.
Как вести блог без контент-плана

Хочу начать с того, что сейчас во всем контенте есть некий тренд на естественность, возможно, вы это заметили. Появилось такое направление в контенте, обнимательное. Когда тебе не давят по болям, а разделяют их с тобой и подсказывают пути решения. Это даже не похоже на прямую продажу.

Нужны ли боты-наставники/коучи/тьюторы корпоративному обучению?

Самообучение через ботов с ИИ стало новым трендом. Особенно в сфере изучения иностранных языков и программирования. Посмотрел видео/почитал статью; если что-то непонятно — задал вопросы боту. Очень удобно. Практически как с наставником… только бесплатно, 24/7, и ответ получаешь моментально.

Нужны ли боты-наставники/коучи/тьюторы корпоративному обучению?
11
Смена эпох: могут ли искусственные интеллекты заменить репетиторов?

В последние годы искусственные интеллекты (ИИ) стали активно проникать в сферу образования, предлагая новые подходы к обучению и даже заменяя репетиторов. Но могут ли эти технологии быть так же эффективными, как личный контакт с преподавателем?

11
реклама
разместить
AI и машинное обучение в контексте Service Desk

В статье разберу основные тенденции внедрения ИИ в работу систем Service Desk, осветим главные преимущества и ограничения такого внедрения, а также поговорим о конкретных кейсах.

22
22
ИИ в образовании: персональный репетитор доступен каждому
ИИ в образовании: персональный репетитор доступен каждому

Сегодня 60% учителей в США уже применяют ИИ в своей работе, а само образование меняется в сторону «непрерывного обучения» — приобретения новых знаний и навыков на протяжении всей жизни.

Искусственный интеллект в образовании: революция или просто модный тренд?
Искусственный интеллект в образовании: революция или просто модный тренд?