Тренеры цифровой трансформации: зачем «Цифра» создала свой Учебный центр — и как он работает сегодня

Тренеры цифровой трансформации: зачем «Цифра» создала свой Учебный центр — и как он работает сегодня

Учебный центр по продуктам ГК «Цифра» — не просто команда преподавателей, а сообщество практиков, которые превращают цифровую трансформацию из модного термина в прикладной навык. Как создаются обучающие программы, зачем инженерам становиться менторами и что мотивирует экспертов делиться опытом? Разбираемся вместе с руководителем Учебного центра «Цифры» и автором тренингов по промышленной цифровизации Федором Арефьевым.

Федор Арефьев
Руководитель Учебного центра ГК «Цифра»

Об опыте в промтехе

– Федор, ты уже третий год руководишь Учебным центром, а интервью даешь только вот сейчас. Давай знакомиться. Какая у тебя специальность в дипломе записана?

– Специальность у меня интересная – промышленная электроника. Как видишь, там уже появляется слово «промышленность» (и слово «электроника»). С электроникой не сильно сложилось, а с промышленностью получилось подружиться надолго.

– И как долго ты дружишь с промышленностью?

– 17 лет я уже в промтехе, 12 из них занимался внедрениями MES* от различных вендоров. Специализация – материальные и энергетические балансы. Удалось поруководить несколькими крупными проектами в нефтегазе и нефтехимии. И 5 лет уже я в «Цифре».

– Когда тебя спрашивают о профессии, ты как представляешься?

– Это всегда тяжелый вопрос. Я дочке как-то пытался объяснить, чем занимаюсь, но с первого раза не получилось. Когда ты говоришь, что ты айтишник, все думают, что программист, и сразу предлагают прийти переустановить Windows. Когда говоришь, что ты не совсем про это, а делаешь MES-проекты для крупных промышленных производств, возникает ступор, так как люди не всегда знают и понимают, какие ИТ-системы работают в промышленности. Приходится объяснять, что такое MES и за что эти системы отвечают, причем даже тем людям, которые как-то связаны с промышленностью. Им понятно, чем управляет АСУТП, а чем MES управляет – понятно не всем.

*MES (Manufacturing Execution System) – класс систем для управления производственными процессами.

Тренеры цифровой трансформации: зачем «Цифра» создала свой Учебный центр — и как он работает сегодня

Об учебном центре

– Как ты оказался в «Цифре»?

– Сначала пришел в команду продукта – платформы управления производством ZIIoT. На тот момент у меня уже был приличный опыт в промтехе и отраслевая экспертиза. Тогда это было нужно для дальнейшего развития платформы. Вскоре продукт стал достаточно зрелым, чтобы его можно было нести в рынок и отдавать в руки внешних интеграторов. Но для этого не хватало обучения.

– И возник Учебный центр по продуктам?

– Не совсем. Сначала по собственной инициативе мы с моим другом и коллегой Игорем Колобовым сделали первый тренинг для команды внутреннего интегратора. Потом замахнулись на сложный большой тренинг для одного из клиентов. А затем собрали с продуктовой командой программу для разработчиков, там уже были практические задания. Все это читалось вживую и как-то затянуло. В 2023 году руководство компании поддержало эту инициативу, и у нас официально появился Учебный центр по продуктам в составе департамента маркетинга.

– То есть ты плавно перешел от развития продукта к профессиональному развитию персонала?

– Да, и к развитию сообщества интеграторов. Хотя, конечно, сначала появился внутренний спрос.

– Какие пробелы закрывает Учебный центр в развитии промышленных интеграторов?

– Команда разработки постоянно добавляет какие-то новые фичи в продукт, которые нужно оперативно доносить внутренним и внешним командам внедрения, чтобы они были в курсе развития функционала и имели возможность составлять из отдельных функциональных блоков целостное решение и правильно представлять его заказчикам. Штудирование документации – это не так быстро, не так весело и не так эффективно. Потому что документация пишется, как правило, на отдельные модули, на отдельные функциональные блоки. Но в проектах ты занимаешься не внедрением какого-то отдельного куска функционала, а решаешь какую-то прикладную задачу: у тебя получается цепочка из функциональных кусочков. И ребятам, занимающимся интеграцией, важно понимать, какие есть кусочки и как их собрать в цепочку, чтобы лучше закрыть потребность клиента. Это только кажется, что продукт один и клиенты все одинаковые в пределах одной отрасли. Но нет – у каждого есть свои задачи, свои интеграции. Сначала мы закрыли потребность в знаниях внутренней команды интеграции, а затем переключились на внешних интеграторов – партнеров компании.

– Как появился внешний спрос на тренинги Учебного центра?

– Продукты дозрели, и компания начала разворот в сторону вендорской модели. Это когда разработчик фокусируется на развитии продуктов, отдавая функцию интеграции внешним партнерам. Плюс у нас появился якорный клиент по платформе ZIIoT, и требовалось подготовить его команду.

– Сколько человек числится в центре?

– Я, два инженера и один администратор.

– Вы вчетвером все учебные программы делаете и домашку проверяете?

– Мы изначально, еще до формирования Учебного центра, ориентировались на максимальную автономность и асинхронность обучения, чтобы никто никого не ждал и ни от кого не зависел. Сначала у нас был всего один тренинг с практическими заданиями, и я успешно его тянул. Однако другие программы тоже требовали практики, но масштабировать их в одиночку уже было невозможно, нужен был напарник. Так появился Дмитрий Омаров, инженер учебного центра. У него очень хороший бэкграунд: он больше 5 лет работал в проектах внедрения MES, для него не составило труда быстро разобраться в продуктах, и мы вместе собрали первую программу обучения и сертификации. Поясню: наши программы сертификации – это не просто набор заданий, которые нужно выполнить для получения сертификата. В них есть сопроводительные учебные материалы и разборы реальных задач на производстве, то есть обучающая часть, отсюда и название – программы обучения и сертификации.

После успешного запуска еще пары обучающих программ мы поняли, что нам надо и дальше развивать эту историю, так как запрос на это был и было понимание, какие дальше программы делать. Так мы пришли к тому, что надо увеличивать команду, и в 2024 году к нам пришел еще один опытный инженер – Артем Белов. Сейчас Дмитрий и Артем вдвоем ведут обучение, включая программы сертификации, и участвуют в их создании. Мы не только учим, но и во многом учимся друг у друга: обмениваемся опытом работы «в полях» и в части составления учебных материалов.

– То есть у вас все авторы и ведущие тренингов с реальным опытом в промтехе, а не те, кто красиво упаковывает знания внешних экспертов?

– Модель работы учебного центра как «упаковщика» знаний от компетентных экспертов, но без собственной компетенции в направлениях обучения, – не наша история. Такая модель работает медленно, потому что эксперты всегда заняты, на них и без того большой спрос, плюс для многих работа над учебными материалами – это стресс, не все готовы участвовать в записи обучающих роликов, например. Наша же ценность в том, что мы не отвлекаем ценных специалистов лишний раз и берем на себя как можно больший объем работ в задачах подготовки обучения – учимся сами по документации и друг у друга, консультируемся, сами собираем и упаковываем программу «под ключ», получаем обратную связь и так далее. Я изначально формировал команду с собственным опытом в интеграции и желанием учить. Если сам хотя бы немного поработал руками, лучше понимаешь, как выстроить обучение эффективно. Мы учим базовому функционалу, и делаем это на кейсах, максимально приближенных к реальности, даем знания, которые 100% будут востребованы в большинстве проектов.

– Какие у вас сейчас программы обучения действуют?

– Сейчас у нас 13 тренингов разного уровня для инженеров внедрения, системных инженеров, разработчиков и аналитиков. Шесть из них доступны партнерам и клиентам. Плюс четыре платные программы обучения и сертификации. Наши тренинги уже прошли более 2,5 тысяч специалистов, и мы выдали более 300 сертификатов по программам сертификации. Подробности есть на нашем сайте: https://edu.zyfra.com/.

О преимуществах онлайн-обучения партнеров и платных программах

– Учебный центр работает только онлайн?

– Да. Во-первых, мы запускались в период пандемии, когда все были на удаленке и никто никуда не ездил. А во-вторых, мы понимали, что оффлайн-формат не позволяет оперативно закрывать потребности в обучении партнеров. Вот у нас появляется новый партнер с командой и, возможно, потенциальным клиентом, которому можно предложить продукт «Цифры». И ему нужно как можно скорее понять, насколько наши продукты удовлетворяют потребностям клиента. Он общается с нашим партнерским менеджером, наша продуктовая команда проводит демо, и в результате партнер говорит, что надо срочно учиться – как работать с функционалом, как конфигурировать, настраивать, собирать из этого функционала решение. Это уже задача учебного центра. Если бы мы учили оффлайн, партнеру пришлось бы ждать, пока мы сформируем группу, а если группа уже сформирована и нет мест, то еще и в очереди отстоять пару недель, а то и пару месяцев, пока мы закончим обучение одной группы и приступим к формированию следующей. Ни клиент, ни команда интегратора ждать не могут. Поэтому мы сразу же, как только партнер подписывает NDA, автоматом предоставляем бесплатный доступ к тренингам, базе знаний о продуктах, документации для самостоятельного изучения. А далее, когда у партнера уже сформировано представление о возможностях и особенностях нашего продуктового портфеля и он готов двигаться дальше, подключается второй этап – программы обучения и сертификации. Их сейчас четыре, они разбиты по ролям. В программы обучения и сертификации к нам приходят, чтобы на практике научиться работать с функционалом продуктов.

– Программы сертификации – платные?

– Мы специально пошли в эту историю с платной сертификацией. Дело в том, что такие программы предполагают более серьезное обучение: мы даем доступы к полигонам, тратим время на консультирование команд. Это должно стоить денег, просто для того, чтобы была дополнительная мотивация для самих партнеров. У нас был такой опыт: регистрируется группа из 10 человек, из них три просто не приступают к занятиям, а до конца доходит лишь человека четыре. С платными программами процент дошедших до конца намного выше. При этом стоимость обучения небольшая.

– Сертификация тоже онлайн?

– Да, мы их прогоняем каждую неделю онлайн. Программы предполагают самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, но с элементами живого общения. Мы обязательно проводим установочную встречу, определяем начальный уровень команды, назначаем тренера для поддержки обучения. Далее участники уходят в обучение в асинхронном режиме. Все задания разбиты по дням, они каждый день изучают материалы в формате видео- и текстовых лекций в удобное время, выполняют практические задания. Все это время с ними на связи тренер через Telegram-бота, в смысле – живой тренер, не искусственный интеллект. Хотя сейчас мы «вживляем» в наш Telegram ИИ для автоматической генерации ответов на частые вопросы от обучающихся на основе накопленной истории переписок, и используем генеративные технологии для обработки обучающего контента и отчетности.

– Вы только партнеров и внутренние команды учите?

– Еще команды клиентов. А в 2023 году начали работу с вузами. У нас есть практический курс по промышленной цифровизации, который мы сначала обкатали в МИСиС, а теперь читаем в Ивановском государственном энергетическом университете. В семестр укладывается 10 лекций и до 8 лабораторных занятий. Это своего рода проактивная работа на будущее. Однажды эти студенты станут специалистами, кто-то придет работать к нам, кто-то к партнерам или клиентам, и у них уже будут базовые знания и навыки.

О менторстве

– Ты считаешь себя учителем/преподавателем?

– Знаешь, нет, наверное. Я не считаю себя в чистом виде преподавателем. Мне нравится работать в проектах, я много их сделал своими руками и сейчас просто делюсь своими знаниями с теми, кто только начинает в этом деле разбираться. Я просто человек, у которого много опыта и он охотно этим опытом делится. Может быть однажды я пойду обратно в проекты внедрения.

– То есть, ты своего рода практик с функцией ментора. Не буду тогда называть тебя учителем. А какими качествами должен обладать ментор?

– На одной конференции было выступление о том, как понять, есть ли у тебя в команде люди, которые способны делиться знаниями и брать на себя менторство. Я несколько тезисов оттуда возьму. Во-первых, это должен быть человек с активной жизненной позицией: ему всегда что-то надо, он всегда пристает к кому-то с какими-то идеями. Во-вторых, он должен уметь структурировать свой опыт и подавать информацию дозированно и так, чтобы она хорошо укладывалась в голове. И в-третьих, такой человек умеет принимать критику, адекватно воспринимать обратную связь и учиться на ее основе. Мы, конечно, в учебном центре сами эксперты и много чего можем делать самостоятельно, но по каждой новой программе обучения мы обязательно сначала идем получать обратную связь от других экспертов (команды продукта или внутреннего интегратора), чтобы ее доработать. После мы выкатываем программу в тестовую эксплуатацию (собираем фокус-группу из числа сотрудников), еще раз получаем обратную связь и еще раз дорабатываем, а уж потом запускаем на партнеров и клиентов (и опять получаем обратную связь). Мы не всегда согласны с критикой от коллег, но всегда анализируем их реакцию, обсуждаем замечания и делаем выводы, чтобы следующий тренинг был лучше.

Начать дискуссию