Что важнее в Edtech-проекте: хороший лектор или технологичная платформа

Онлайн-обучение включает в цепочку «ученик — учитель» минимальный набор цифровых решений: смартфон, мессенджер с видеосвязью, электронную почту. Меняется ли при этом роль учителя? Не стоит ли переориентироваться и начать вкладывать максимум в технологии? Рассказывает Татьяна Рубан, директор образовательных программ Контур.Школы.

<p>Татьяна Рубан, директор образовательных программ Контур.Школы</p>

Татьяна Рубан, директор образовательных программ Контур.Школы

Сложности и преимущества дистанционного обучения

Онлайн-проект, цель которого получить не только моральное удовлетворение, но и прибыль, не может обойтись без цифровых технологий. Они снимают массу сложностей очного обучения. Дистанционное обучение не требует создания оборудованных классов, зона поиска учителя не ограничивается ареалом обитания ученика и наоборот. Можно реализовать действительно масштабные проекты: собрать на одном курсе людей с разных концов света, не ограничивать «классы» по количеству слушателей.

При этом дистанционное обучение и сложнее, потому что не всегда получается полноценно отработать контакт «человек — человек», а это самый эффективный канал передачи опыта. Чтобы пробиться через камеру, необходим преподавательский талант, харизма. Кроме того, обучение невозможно без качественного материала, обратной связи, проверки и оценки знаний.

Разберем основные форматы, которые используются в дистанционном обучении, и по каждому попробуем проанализировать соотношение учитель-технологии.

Лекция

Авторская лекция содержит то, что может рассказать и объяснить только эксперт. Она должна быть полезной и интересной. Это важное условие. Преподаватель дает ученику практические рекомендации и примеры, советы и предостережения, акценты и эмоции. Между лектором и слушателем пространство, время и невозможность мгновенной реакции. Поэтому важно, чтобы лектор был компетентен и харизматичен, умел работать с онлайн-аудиторией.

Лекция должна быть грамотно срежиссирована, качественно записана и обработана: кадр, свет, звук, интерактив. Даже если лектор суперпрофессионал, то советский ковер вместо фона и «слепая» презентация могут погубить любой экспертный материал. Нужны оборудованная студия, операторы и монтажеры.

Третье условие — доставить лекцию слушателям. Если это прямая трансляция, то с чатом и активной техподдержкой. Если в записи, то с доступом в любое время суток, в хорошем качестве при любой скорости интернета, с возможностью поставить на паузу и позже продолжить. Не так давно в Контур.Школе мы добавили новую функцию — увеличить скорость воспроизведения записи в 0,5 и даже 2 раза. Она оказалась очень востребованной.

При создании лекций учитель и технологии находятся в динамическом равновесии. Проблемы лектора могут быть отретушированы цифровым редактором, а недостатки платформы — компенсироваться компетенциями и талантом преподавателя.

Методические материалы

Презентации, пособия, подборки нормативной документации, инфографика — все это надо создать, собрать, оформить и доставить ученикам. Затем периодически проверять, актуализировать и дополнять. Здесь роль преподавателя невероятно сильна, ведь он автор содержательной части. Но невостребованными останутся десятки неподписанных файлов в одном архиве или шаблон приказа, спрятанный за тремя ссылками. Удобство доступа к материалам, простота скачивания и маршрутизации внутри больших объемов данных обеспечивают разработчики и архитекторы обучающего пространства.

Не забудьте брендировать контент! Ученики любят сохранять материалы обучения и возвращаться к ним в процессе работы. Кроме того, они могут отправить методички своим коллегам. Ваш логотип расскажет, где они смогут получить более подробную информацию.

Проверка знаний

Тест в дистанционном обучении не столько инструмент контроля, сколько неотъемлемая часть обучения. Нужна гибкая система с разными типами заданий: тесты, сквозные задачи, свободные ответы, рабочие тетради — какую бы форму вы ни придумали, понадобятся автоматизированные решения. Они обеспечат быструю обработку результатов и предоставят преподавателю инструменты для аналитики.

Проверка знаний — это цепочка взаимодействия: слушатель получил задание — выполнил его – отправил на проверку — получил обратную связь — переделал и снова отправил — получил оценку. Это можно реализовать через интерфейсные решения или почту. Проверит работы учеников сам преподаватель или команда экспертов. Оценка влияет на дальнейшую траекторию обучения или носит уведомительный характер — выбор зависит от возможностей платформы и подходов к организации учебного процесса.

Выбор типа заданий обусловлен целевой аудиторией вашего обучения. Например, чтобы проверить усвоение бухгалтерского курса, оказалось достаточно провести тестирование. Когда же мы запустили курсы по интернет-маркетингу, пришлось оперативно доработать платформу, чтобы принимать открытые задания и своевременно давать слушателям обратную связь.

Вопрос — ответ

Возможность задать преподавателю вопрос, если что-то не понял, — базовая потребность любого ученика. Ее реализация при онлайн-обучении зависит от двух компонентов: ресурсы преподавателя и возможности портала. Квалифицированный преподавательский и экспертный состав обеспечат высокое качество ответов и соблюдение нормативов времени. Технологические возможности не дадут вопросам потеряться, а ответ оперативно поступит ученику.

Внешняя сторона обучения

В обучении как коммерческом проекте внимания заслуживает «упаковка» предлагаемых знаний. Ученик должен выделить вас в потоке аналогичных предложений, попасть в комфортное обучающее пространство, пройти весь путь без проблем, и наконец, получить документ об образовании (обучении).

От того, как вы сопровождаете его на этом пути, зависит не только субъективное счастье клиента, но и вполне объективный уровень его прогресса. Если учиться удобно и приятно, КПД растет. А значит, ученик узнает больше, захочет остаться с вами надолго, построит траекторию своего профессионального развития, приведет друзей и коллег.

В решении этих задач, казалось бы, многие функции можно переключить с людей на технологические решения, выигрывая в качестве, сроках, позиционировании. Рассмотрим четыре примера.

1. Сайт. Для дистанционного обучения сайт — это, во-первых, витрина, где продаются услуги. Он должен помогать клиенту выбрать именно ваш проект и найти нужный курс. Во-вторых, платформа, где собственно и проходит обучение. От преподавателей требуются не только качественные уроки, но и информация о том, чем хороши учебные программы, чем они помогут слушателю. Что должна обеспечить платформа? Доступность, навигацию, простоту поддержки, удобство и безопасность покупки — юзабилити в каждой точке пользовательского пути.

2. Зачисление на курс и завершение обучения. В этих процессах все решают технологии. Собрать и проверить документы, обеспечить безопасность данных, получить и учесть оплаты. Отработать разные сценарии поведения слушателя.

3. Поддержка слушателей. Не у всех есть опыт дистанционного обучения: они волнуются, не понимают, что их ждет, а значит, нужно поддержать и успокоить. И здесь опять возникает потребность в человеческом участии. Мы в Контур.Школе активно используем кураторство. Куратор — сотрудник который сопровождает клиента с момента регистрации до окончания обучения. Он отвечает на вопросы, помогает, если что-то пошло не так, вдохновляет на отличные результаты.

Здесь не обойтись без человеческого фактора, но чем выше технологические возможности Edtech-платформы, тем легче работать специалистам, тем быстрее и проще решаются проблемы клиентов.

4. Компьютер или мобильный телефон? Все чаще этот вопрос удивляет. Конечно, смартфон. Он дает ученикам возможность до минут планировать время, рассчитывать ежедневную учебную нагрузку, смотреть видео, сдавать тесты в кухне, на диване или по дороге с работы. Это 100 степеней свободы ученика. Но это серьезная задача и для разработки, и для преподавателей: мобильность требует иных подходов в создании учебных программ.

Невозможно однозначно определить, что важнее для успеха Edtech-проекта, хорошие лекторы или технологичная платформа. Одно без другого теряет смысл. Без коллектива экспертов вы не сможете предложить насыщенные информацией программы, и такое обучение не принесет пользы слушателям. Без гибкой площадки вы также не сможете реализовать необходимые функции. Удобные цифровые решения помогут безболезненно встроить обучение в жизнь клиентов и обеспечить им естественное непрерывное развитие.

99
4 комментария

Краткое содержание статьи: важно всё.

2
Ответить

Вроде согласна со многими позициями, но, считаю тестирование не эффективным инструментом обучения "на расстоянии", лично я не знаю ни одного студента, который проходил бы тест без присутствия преподавателя и не использовал бы Интернет-ресурсы, даже если он отличник учебы....так же, то что касается эффективности дистанционного обучения, да, оно может быть таковым, но только если это специализированные курсы и люди обучаются заведомо заинтересованные, как показала практика работы со студентами, большинство более собраны и организованы именно в учебной аудитории (последнее написано и по словам самих студентов, им легче задавать вопросы преподавателю "в живую").....

Ответить

Татьяна, полностью с вами согласна, в базовом образовании дистант не может заменить очное обучение. Если у студента еще не сформировано собственное профессиональное суждение, ему нужно задавать открытые вопросы, обсуждать, дискутировать..., а не предлагать выбор одного из трех.  Но для непрерывного профессионального развития специалиста дистант очень хорош и тестирование вполне эффективно. И проблема использования интернет-ресурсов при поиске ответов не стоит так остро. На определенном уровне важно уже не столько безусловное знание, сколько умение найти верный ответ. Почему бы не в интернете?

Ответить

увеличить скорость воспроизведения записи в 0,5 = замедлить в 2

Ответить