Поколение "зумеров" в IТ: новые правила игры на рынке труда и в образовании
Многие до сих пор считают, что представители поколения Z — а это люди, родившиеся после 1995 года — всё ещё дети, избалованные гаджетами. Однако это давно не так. Зумеры — это уже не про будущее, а про настоящее. Они стали полноценной частью рынка труда, особенно в IT-сфере. Каждый третий из них выбирает профессии в программировании, дизайне, аналитике и управлении проектами. Это объясняется просто: они с детства окружены технологиями, поэтому легко осваивают новые инструменты и быстро учатся.
Прогрессивность зумеров заставляет менять привычный уклад во многих сферах. Например, компаниям больше не стоит рассчитывать, что поколение Z будет работать исключительно ради зарплаты. Для них важнее комфортные условия: гибкий график, удалёнка и баланс между работой и личной жизнью. Работодателям нужно пересматривать свой подход, иначе они рискуют остаться без молодых талантов.
Ещё одна важная сфера, требующая трансформации под запросы «цифрового поколения» — образование. Молодые люди, выросшие на современных технологиях, требуют не только новых методик обучения, но и современных инструментов. К сожалению, классическое образование с трудом адаптируется к этим изменениям. Его закостенелость и устаревшие подходы часто отталкивают зумеров, и в результате они ищут альтернативные пути в профессию — порой неэффективные и затратные.
Безусловно, некоторые вузы уже начали адаптироваться, внедряя цифровые технологии и обновляя образовательные программы. Однако пока это не оказывает значительного влияния. В этой ситуации на первый план выходят частные институты, изначально ориентированные на современный подход к обучению.
В сфере IT ярким примером выступает Институт iSpring, основанный на базе одной из старейших EdTech-компаний России. Как отметил его основатель Юрий Усков, «пока большинство вузов в России учат по лекалам прошлого века, наше образование отвечает запросам будущего». Здесь активно применяются цифровые инструменты, а само обучение становится не только актуальным, но и интересным. Уже со второго курса студенты начинают работать в IT-компании, получая реальный опыт решения задач рынка. Это позволяет воспитывать амбициозных специалистов, которые избегут проблемы поиска себя и сомнений в правильности выбора профессии, что часто встречается в традиционном высшем образовании.
Что особенно важно, большинство зумеров действительно хотят учиться и развиваться: 66% готовы осваивать новые навыки, а 64% — переучиваться, если компания обеспечит обучение, тренинги и возможности карьерного роста. Задача общества и образовательных структур — не заглушить эту мотивацию, а поддержать её, создав условия, в которых молодые специалисты смогут раскрыть свой потенциал.