Есть ли жизнь после экзаменов?
Ответ на этот вопрос искали участники второй встречи цикла Educational TALKS, организованной Рыбаков Фондом совместно с фондом «Университет детства» и Ассоциацией школьных сообществ. Тема встречи — «Шпаргалка по спокойствию: как сдать экзамены, чтобы не сдали нервы?» — оказалась особенно актуальной для родителей, педагогов и всех, кто проходит через экзаменационный марафон вместе с детьми.
В формате живого и открытого диалога ведущие эксперты в области психологии и образования говорили не только о том, как поддержать ребенка в день экзамена, но и о том, как сохранить внутреннее равновесие на всех этапах — от подготовки до получения результатов — в том числе с самим собой.
Спикерами образовательного диалога стали:
Александр Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего Президентской академии, научный руководитель Академии потенциала человека СберУниверситета, научный руководитель Московского института психоанализа;
Владимир Погодин — психолог, организационный консультант, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель 2018 года», автор альтернативного рейтинга школ Москвы;
Антонина Болотова — психолог, тьютор, член экспертного совета АСТ, экс-директор департамента социального самочувствия ОАНО «СКОЛКА», экс-руководитель тьюторской службы «Новой школы».
Модератором встречи выступила Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда.
Александр Асмолов предложил взглянуть на экзамены не как на угрозу, а как на инициацию — важный ритуал взросления:
«Что такое экзамен? Это спектакль кризиса. И когда вам делают спектакль, театр кризиса, поймите, что вы в театре. Но если вы воспринимаете его как реальный кризис — проигрываете. Очень важно понимание экзамена как театральной инициации. Это каждый раз восхождение и проверка не знаний, а проверка: “Готов ли ты быть личностью? Готов ли ты принимать решения в сложных ситуациях?” И главное — инициация имеет конец и начало. Это граница, через которую ты переходишь, чтобы стать сильнее, а не точка, после которой ты сам себе говоришь: «я не сдал, мне хана».
Он же напомнил:
«Школа — это не институт трансляции знаний, а институт диалога между поколениями. Если мы не будем общаться, мы проиграем. Мир живёт по нервной формуле: “Стресс всегда со мной”. Приучите свой стресс, хольте и лелейте его — да поцелуйте вы его, в конце концов, как бывает со страшностью. Он с вами — и он может быть вашим ресурсом».
Екатерина Рыбакова затронула важный аспект родительской тревоги:
«Родители транслируют тревогу не только потому, что переживают за судьбу детей. Часто экзамены ребёнка воспринимаются как родительский экзамен: “Насколько я хороший родитель? Что обо мне скажут мои друзья и коллеги?” Но экзамен — это не контрольная для семьи, а момент, в котором важно быть рядом — не с ответами, а с поддержкой».
Антонина Болотова говорила о роли тьютора и личного контакта:
«Важно не только готовить ребёнка академически, но и поддерживать его как личность: слышать, замечать усталость, позволять быть несовершенным. Тревога не всегда поддаётся рациональному контролю, но доверие и участие взрослого — это главный якорь».
Владимир Погодин подчеркнул важность системной поддержки и нового подхода к образовательной среде:
«Школа будущего — это пространство, где у каждого ученика есть взрослый, с которым он может поговорить. Где за знанием не гонятся, а с ним работают как с инструментом. И где экзамены не становятся травмой, а превращаются в шаг осознания своего пути».
Фишка Educational TALKS — вдохновение джазом, где одна и та же композиция звучит по-разному в каждой интерпретации. Так и спикеры образовательных диалогов — обсуждают волнующие семей вопросы, создавая пространство для собственных размышлений, поддержки и живого диалога. Формат помогает сближать профессиональное и семейное сообщества в обсуждении сложных и важных тем.
Полную версию образовательного диалога можно посмотреть в записи на платформе VK