Недоступные находки. Россияне ждут от музеев большей активности в научно-популярных СМИ

Наше аналитическое исследование, опубликованное в «Социальном навигаторе» РИА Новостей, направлено на популяризацию научных знаний через доступное изложение сложных академических материалов. Основная цель — построить мост между научным сообществом и широкой аудиторией, переводя специализированные исследования на понятный язык. Такой подход способствует повышению научной грамотности общества, пробуждает интерес к исследовательской деятельности и демонстрирует практическую значимость научных открытий для повседневной жизни.

Москва – 27 мая – РИА Новости. Российская аудитория с интересом читает материалы, посвященные музеям и научным музейным дисциплинам в научно-популярных СМИ, однако сами музеи пока недостаточно активно работают с прессой. К таким выводам пришли эксперты АНО «Мир Музея», проанализировав упоминания музейных тем в научно-популярных СМИ за 2024 год, сообщается в аналитической записке, имеющейся в распоряжении РИА Новости.

За 2024 год в научно-популярных СМИ (из списка) было опубликовано 805,4 тыс. сообщений, с аудиторией 12,5 млн человек, при этом суммарное число цитирований превысило 5,8 млн.

Эти данные, полученные с помощью системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics, говорят о том, что в прошлом году интерес общественности и средств массовой информации к музеям и музейным научным дисциплинам оставался стабильным, – отметила директор по информационным технологиям АНО «Мир Музея», ведущий аналитик Brand Analytics Анастасия Подорожная:

«Можно говорить о значимости культурно-просветительской повестки в медиапространстве. Однако, несмотря на стабильный интерес аудитории к музеям и научным музейным дисциплинам, их доля в общем потоке научно-популярных медиа осталась на уровне менее двух процентов, что недостаточно для эффективной популяризации научных аспектов музейного дела».

По данным исследователей, наиболее частыми стали публикации по археологии (в среднем 269 раз в месяц). Наиболее цитируемыми темами стали «содержание берестяных грамот», «историческая генетика и зарождение цивилизаций на территории России», «археологические и палеогеномные исследования».

Также научно-популярные СМИ проявляли интерес к антропологии (в среднем 71 сообщение в месяц). Здесь самыми цитируемыми темами оказались «востоковедение и африканистика», «изучение мощей Николая Чудотворца», «как российским палеогенетикам удалось прочитать геном сына Александра Невского».

Интерес научно-популярных СМИ к палеонтологии выразился в среднем в 67 сообщениях в месяц. Наиболее цитируемые темами стали «как позвоночные животные отрастили головы», «о затяжной серии обледенений 2 млн лет назад», «первыми палеонтологами были неандертальцы».

Реже других упоминалась тема минералогии (в среднем 40 сообщений в месяц), что, по мнению исследователей, может указывать на недостаток заметных событий в данной области.

В 2024 году аккаунты научно-популярных СМИ стали важной площадкой для популяризации музейного дела и научных дисциплин, связанных с культурным наследием. Общее количество сообщений по музейным темам составило 2,5 тыс. публикаций, а совокупная аудитория превысила 13 млн человек.

Наибольшую активность в научно-популярных соцсетях вызвала тема археологии. Это более 1,5 тыс. сообщений, которые собрали 64,6 тыс. пользовательских действий – лайков, репостов, комментариев.

Активное обсуждение археологических находок, видеоролики о раскопках и интервью с учеными обеспечили высокую вовлеченность пользователей. Общая аудитория превысила 2,96 млн человек, а число просмотров составило почти 11,5 млн.

По данным экспертов, тема антропологии также получила широкое освещение – 507 сообщений с суммарным охватом свыше 2,95 млн пользователей. Просмотры контента превысили 3,5 млн.

Палеонтология была представлена 462 сообщениями с общим числом просмотров 4,5 млн, при этом уровень вовлеченности составил 23,6 тыс. пользовательских действий.

«Наше исследование показало, что научные темы, связанные с музеями, привлекают внимание читателя, особенно когда контент визуально насыщен и эмоционален. Мы видим, что аудитория проявляет интерес к музеям и научным коллекциям в научно-популярных СМИ, но его недостаточно активно поддерживает коммуникация со стороны музеев».

Музеи и научные учреждения должны активнее делиться своими разработками, исследованиями и находками в научно-популярных форматах. Не надо скрывать научные достижения за академическими стенами. Их нужно переводить на доступный язык и выводить в пространство, где они смогут вдохновлять, образовывать и формировать общественный интерес к науке и культуре.

Начать дискуссию