7 принципов, как создать онлайн-курс, который захотят пройти до конца

Знали, что в среднем только 12-15% учащихся онлайн-курсов проходят их до конца? Успех образовательного продукта определяется не количеством учеников на старте, а процентом завершивших обучение. Хороший курс — не тот, что даёт много информации. А тот, что ведёт к результату и не даёт свернуть. В статье разбираемся, как повысить ценность курса для пользователей, чтобы его захотели пройти до конца.

Будет полезно опытным специалистам, которые хотят делиться экспертизой и знаниями. Ниже — проверенные принципы, которых стоит придерживаться при проектировании курса.

1. Относитесь к курсу как продукту

Важно помнить, что онлайн-курс — это образовательный продукт. Чтобы обучение было востребовано, оно должно решать задачи людей, которые будут им пользоваться. И задача эта, на самом деле, не просто получить знания, а повлиять на изменение поведения.

Например, человек не умеет запускать рекламу, но хочет научиться. Он проходит курс, в результате может самостоятельно работать в рекламных кабинетах и запускать кампании с хорошими показателями. Это и есть результат обучения.

Чтобы курс действительно мог повлиять на изменения поведения, при его проектировании нужно придерживаться следующих принципов: учитывать мотивацию студентов, давать практические задания и обратную связь, а также принимать во внимание контекст, в котором знания будут применяться.

Для этого вам потребуется хорошо изучить свою аудиторию — от этого зависит, как будет ваш курс выглядеть и из чего состоять.

Что стоит узнать о своей ЦА перед запуском курса
Что стоит узнать о своей ЦА перед запуском курса

2. Мотивируйте через потребность

Изучив аудиторию, можно сформулировать её желания и проблемы, а также результаты, которых студенты хотят достичь. Любое обучение начинается с потребности: новая профессия, стремление к переменам или желание приобрести новый навык для увеличения доходов.

На старте курса чётко обозначьте, что человек получит в конце и как это поможет ему добиться желаемых результатов. Например, формулировка «научитесь делать сайты» не работает, потому что не понятно для чего это нужно. Лучше так: «за 10 уроков научитесь собирать продающие посадочные страницы для малого бизнеса».

Критерии хорошего результата:

7 принципов, как создать онлайн-курс, который захотят пройти до конца

Также в начале курса можно добавить тест на проверку текущих знаний. Если студент на большинство вопросов ответит неправильно, он поймёт, что в знаниях есть пробелы и он не зря решил уделить время обучению.

Вводная лекция курса Tilda School <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpsychology.tilda.school%2F&postId=2086638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Психология дизайна»</a> даёт понять, каких результатов можно будет добиться с новыми навыками.
Вводная лекция курса Tilda School «Психология дизайна» даёт понять, каких результатов можно будет добиться с новыми навыками.

3. Добавляйте в курс практические задания

Теоретические знания необходимо закреплять практикой. Мы не сомневаемся, что для того, чтобы научиться плавать — читать об этом книжки недостаточно. Это работает для всех навыков.

7 принципов, как создать онлайн-курс, который захотят пройти до конца

Добавляйте в курс домашние задания, где студенты могут применять полученные в лекциях или статьях знания. Практика необязательно должна быть сложной. Главное — чтобы она была связана с реальными задачами, которые пользователь решает в жизни или работе. Это могут быть задания разного объема и форматов.

Например, после модуля по продающим текстам — предложите ученикам переписать оффер для сайта. А после блока про акциденцию в типографике — сделать плакат с применением новых приёмов.

Практическое домашнее задание из бесплатного курса <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftilda.education%2Flanding-page-course&postId=2086638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Создание Landig page»</a>
Практическое домашнее задание из бесплатного курса «Создание Landig page»

Практические задания дают ощущение прогресса. А ещё мотивируют вернуться к следующему уроку, потому что появляется контекст: «Теперь я знаю, как это работает».

4. Разделите путь на короткие, достижимые этапы

Одна из главных причин, по которой люди бросают обучение — ощущение, что результат далеко, а прогресса нет. Человеку необходимо давать маленькие победы. Чем быстрее ощущается движение вперёд, тем выше мотивация.

Например, вместо объёмного раздела «Введение в маркетинг», сделайте несколько кратких глав: «3 способа привлечения аудитории без бюджета», «Как выбрать канал продвижения под свою нишу» и «Настраиваем первую рекламную кампанию».

Добавляйте чек-листы, мини-тесты, промежуточные задания. Это не только помогает усвоить материал, но и даёт слушателю ощущение контроля над процессом.

Проверочный тест в бесплатном курсе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftilda.education%2Ftask-understanding-course&postId=2086638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Как разобраться в задаче»</a>
Проверочный тест в бесплатном курсе «Как разобраться в задаче»

5. Давайте поддерживающую обратную связь

Один из самых эффективных способов усвоить материал — сделать ошибку. Когда человек сам приходит к пониманию, почему решение было неверным, — этот опыт запоминается глубже.

Позвольте участникам ошибаться безопасно. Это особенно важно для взрослых специалистов: они часто боятся показаться некомпетентными. Курс должен создавать атмосферу, в которой ошибки — часть пути, а не повод для стыда.

Например, если студент провалил тест, сделайте подробный разбор: почему так произошло, на что стоит обратить внимание, где в курсе найти правильное решение. После этого дайте возможность пройти тест заново.

Такой подход развивает мышление, снижает страх пробовать и делает процесс обучения живым. В безопасной образовательной среде студентам легче возвращаться к обучению после провалов. Это повышает доверие к курсу и удерживает вовлечённость.

6. Продумайте навигацию и структурируйте информацию

Студентам должно быть легко ориентироваться в материалах. Это касается как курса в целом, так и каждой отдельной статьи или вебинара.

Неудобство и плохая навигация по курсу могут показаться незначительным элементом, когда качество контента на высоте. Однако это не так. Курс может быть отличным, но если не понятно, где следующее задание, как посмотреть оценку или сколько ещё осталось — пользователь уходит.

Структурировать контент курса и сделать понятную навигацию для слушателей по урокам поможет конструктор онлайн-курсов Тильды. В личном кабинете студенты могут отслеживать свой прогресс, видеть пройденные и новые лекции, проходить тесты, выполнять домашние задания и находить необходимые материалы курса.

В личном кабинете курса на Тильде студентам легко ориентироваться и переключаться между уроками.
В личном кабинете курса на Тильде студентам легко ориентироваться и переключаться между уроками.

Если в вашем курсе много текстовых материалов, внутри каждой статьи тоже стоит продумать структуру. Для этого необходимо расставить заголовки и подзаголовки, разбить текст на абзацы. Например, каждый урок можно разбить на смысловые разделы: мотивация для читателя — чему он научится, как сможет использовать эти знания, основная часть, выводы, тест и домашнее задание.

Помогите читателю понять, на что нужно обращать внимание в первую очередь. В конце главы можно делать краткое резюме или цветом выделить в тексте абзацы с важной информацией.

В курсе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftilda.education%2Fcourses%2Fmarketing%2Flanding-page%2F&postId=2086638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Интернет-маркетинг с нуля»</a> ключевая информация выделена цветными плашками.
В курсе «Интернет-маркетинг с нуля» ключевая информация выделена цветными плашками.

7. Дайте причину дойти до конца

У пользователя должен быть смысл идти до конца. Даже у студентов с понятной и сформулированной потребностью к середине курса снижается мотивация. Бывает, что ещё до финала слушателю кажется, что он получил, что хотел. Например, разобрался с интерфейсом программы и решил, что остальное изучит самостоятельно.

Добавьте награду, если человек пройдёт всё обучение. Это может быть финальный бонус — подборка шаблонов для работы, доступ к необходимым инструментам, бесплатный курс, расширяющий компетенции. Таким бонусом может быть сертификат, который действительно работает: например, даёт приоритет на фриланс-платформах и ценится среди работодателей в вашей нише.

Другой вариант — сообщество выпускников. Люди любят быть частью комьюнити с близкими ценностями. Если курс даёт доступ к чату, где можно задать вопрос, найти заказ или клиента — ценность завершения курса повышается.

Бонусы, которые получают выпускники <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftilda.school%2F%23courses&postId=2086638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Школы Тильды</a>
Бонусы, которые получают выпускники Школы Тильды

Что ещё поможет эффективнее вовлекать студентов

Рассказывайте истории

Блоки теории сложно усваивать, если их не оживить. Сторителлинг поможет захватить внимание и сделает материалы интереснее и легче для восприятия. Добавляйте в курс персонажей или кейсы из своей практики. Например, в курсе «как дизайнеру уйти на фриланс», расскажите, как ученик из предыдущего набора за три недели собрал лендинг, получил первых клиентов и ушёл с работы в найме.

Визуализируйте материалы

Покажите наглядно всё, что можно визуализировать. Графические элементы, такие как схемы, диаграммы и инфографика, помогут упростить сложные концепции, делая их более понятными и доступными.

Добавляйте юмор

Добавьте мемы и шутки в материалы там, где это будет уместно. Например, можно добавить смешные картинки в презентацию вебинара, чтобы разрядить обстановку и привлечь внимание слушателей.

Чек-лист для создания хорошего курса

  1. Отнеситесь к курсу как к продукту, который решает задачи людей.
  2. Изучите потенциальных студентов и используйте эти знания для их мотивации.
  3. Добавляйте в курсы практические задания.
  4. Разделите путь на этапы.
  5. Принимайте ошибки и давайте развёрнутую обратную связь.
  6. Продумайте навигацию и структурируйте материалы.
  7. Дайте ученикам причину дойти до конца.
  8. Вовлекайте студентов: используйте сторителлинг, визуализацию и юмор.

Если вы готовы делиться знаниями, которые будут полезны другим — создайте свой первый курс с помощью конструктора онлайн-курсов Тильды. Интуитивный редактор и понятный интерфейс позволяет добавлять лекции разных форматов: видео, изображения, текстовые материалы, тесты, вебинары. Давайте студентам домашние задания, назначайте преподавателей для проверки и смотрите статистику по ученикам, чтобы своевременно следить за их прогрессом.

2
Начать дискуссию