🔥Почему 90% инструктажей по безопасности не работает

Пост для тех, кто пишет регламенты и инструкции, и потом верит, что их кто-то читает (я тоже из таких)

Сегодня я оказался по другую сторону баррикад — выяснилось, что я невнимательно прочитал один из документов компании, который описывает, как действовать в экстренной ситуации. Это было из серии «не читал, да еще и забыл». И что самое грустное, я такой не один. Подробности не расскажу, не спрашивайте, и так стыдно)

Что не работает в классическом инструктаже по ПБ

Тут легко — берем все, что влияет на эффективность обучения, и делаем наоборот.

Пассивное восприятие

Человек читает инструкцию или презентацию, слушает лекцию, подписывает журнал — и не вовлекается. Он не участник событий и не совершает действий, информация проносится мимо его мозга.

Отсутствие практики и ошибок

При реальной опасности и в стрессе важно, чтобы человек уже отрабатывал действия и реакции — что брать с собой, куда идти, что делать с дверями и системой оповещения, как взаимодействовать с коллегами и т.д. Если не было практики — шанс на правильные действия почти нулевой.

Нет обратной связи и закрепления

После инструктажа редко задают вопрос: «а теперь пожалуйста расскажи, что ты понял?» Это значит, что нет ошибок, нет их анализа, а без повторов и разбора — все быстро забывается.

Чем это грозит бизнесу?

  • Финансовые потери от простоев, нарушений техники безопасности, штрафов, восстановления после ошибочных действий
  • Риск жизни и здоровья людей, который не измеряется рублями
  • Самое страшное — иллюзия контроля у руководства. Формально всё ок: журналы, подписи, инструкции. По факту — никакой уверенности, что, если что-то случится, никто не пострадает, а вам не придется сидеть перед прокурором.

Вы спросите, и что теперь делать?

Вариант 1 — надеяться, что пронесет и ничего не случится. Правда, чем старше я становлюсь, тем получаю больше подтверждений, что так не работает

Вариант 2 — менять формат инструктажей на интерактивный . К тому же становится все больше молодых сотрудников, которые вообще с трудом могут прочитать страницу текста.

Инструктаж или корочки можно купить. А вот уверенность в том, что ваши люди не пострадают — нет, это нужно обеспечить грамотными процессами. Хорошо, что у вас есть я, который знает, как это делается, если что ;) Только делать лучше до, а не после.

2 комментария